С неожиданной проблемой столкнулись судебные приставы Хакасии. На счетах ведомства скопились десятки миллионов рублей, изъятых по исполнительным производствам. А люди не торопятся забирать деньги, получения которых в свое время добивались через суд.
У судебных приставов Хакасии возникла проблема. Они не могут найти взыскателей, то есть тех, в чьих интересах были начаты исполнительные производства. Приставы деньги у должников изъяли, а вот кредиторы за ними так и не пришли. На данный момент на счете хакасского УФССП скопилось более 36 млн рублей по 17 тыс. исполнительных производств. Местные приставы даже вынуждены были дать объявление в СМИ, чтобы люди пришли и забрали свои деньги.
Между тем вечно деньги на депозитах ведомства храниться не могут, через определенное время их перечисляют в бюджет, и возврату оттуда они уже не подлежат. Ситуация удивительная: обычно судебным приставам приходится разыскивать должников, всеми силами уклоняющихся от исполнения своих обязательств, а потом быстро раздавать деньги. Но, как оказалось, в Хакасии такая проблема возникла не сегодня и не вчера, разве что раньше речь шла не о столь огромных суммах.
Для нас эта проблема не нова. Указанная сумма — 36 млн — это только то, что накопилось за последнее время, по 17 тыс. исполнительных производств. А более ранние средства уже направлены с депозитов судебных приставов государству. Ведь по статье 110 ФЗ «Об исполнительном производстве» невостребованные средства хранятся на счетах подразделений судебных приставов в течение трех лет, а затем перечисляются в федеральный бюджет по распоряжению старшего судебного пристава. Такая процедура проходит ежегодно, и в один из годов, например, мы перевели в бюджет около 1 млн рублей за счет таких вот невостребованных денег. Для нашей маленькой республики, сами понимаете, это довольно много. Нередко происходит это потому, что взыскатели не оставляют своих внятных данных, неточно указывают счета, куда им перечислять деньги. И сами за ними не приходят. Речь при этом идет о самых разных деньгах — от мелких штрафов до очень серьезных сумм.
В хакасском УФССП в пример приводят недавний случай. В службу приставов было направлено исполнительное производство по взысканию средств в пользу негосударственного пенсионного фонда. Документы в ведомство поступили прямо из суда. В них содержались все необходимые сведения, кроме расчетного счета фонда. Куда отправлять взысканные с должника деньги — непонятно. Вот так, объясняют в управлении, и растут размеры невостребованных средств.
В Красноярске с такой проблемой тоже знакомы, правда здесь она еще не приобрела таких масштабов, как в соседнем регионе.
Ситуация часто складывается как в том мультфильме: сначала ты будешь за ним полдня бегать, чтобы сфотографировать, а потом полдня — чтобы фотографию отдать. Так и у нас. Сначала приставы прилагают массу усилий, чтобы разыскать должника, а потом — чтобы найти взыскателя. Почему так происходит? По разным причинам. Оставил человек расчетный счет, а в одной цифре ошибся — деньги возвращаются. Указал домашний адрес, затем переехал, а нам не сообщил. Или номер телефона поменял. Или просто забыл о том, что кто-то ему должен. А ведь речь часто идет о довольно крупных суммах. Вообще, конечно, неправильно, что средства оседают на депозитах УФССП, по идее они сразу же должны поступать взыскателю. Только вот не всегда понятно, куда их перечислять. И раз вы взялись писать об этой проблеме, я бы хотел через ваше издание к нашим землякам обратиться: вспомните, может, общались когда-то с судебными приставами? Так зайдите в отделение, проверьте — возможно, вас там деньги дожидаются.
Сами же сибиряки не слишком верят в то, что можно забыть о существовании должника и причитающейся тебе суммы. Тем более столько сил на ее возврат потрачено: тут и суд, и общение с приставами, и долгое ожидание. Причину сложившейся ситуации красноярцы видят скорее в нерасторопности и невнимательности самих судебных приставов. Касается это и поиска должников и взыскателей.
К примеру, жительница Красноярска Галина Кошкина три года получала от приставов письма и повестки с требованием вернуть долг — правда, все документы были адресованы совсем другому человеку, который по этому адресу никогда не проживал. Несколько раз приставы и сами к ней приходили. Галина несколько раз звонила в УФССП, чтобы объяснить ситуацию, и даже приносила туда документы на квартиру, чтобы доказать, что неплательщица у нее не скрывается. Бесполезно.
Недавно я обнаружила втиснутую под косяк двери повестку. По исполнительному производству. На имя неизвестной мне Натальи Петровны. Этой повесткой ей предлагается прибыть к судебному приставу-исполнителю 30 января с 14 до 18. «За неявку Вы несете ответственность по ст. 113 ФЗ “Об исполнительном производстве”, ст. 17.14 КоАП РФ». А по ней, между прочим, предполагается наложение штрафа в размере от 10 тыс. до 100 тыс. рублей. Притом что должна Наталья Петровна всего 200. Вы будете смеяться, но через три года непрерывных писем от приставов я нашла гражданку Кощук Наталью Петровну. На это мне понадобился ровно один день. Дала ей адрес, телефон и ФИО пристава. Пусть сама звонит и разбирается.
Узнав о проблемах хакасских приставов, Галина предложила им помочь.
А может, помочь им? Мне всего-то надо ФИО и предполагаемый адрес. За день сделаем.
На предложение Галины приставы ответили молчанием. Между тем сибирские приставы положительно относятся к различным нестандартным способам поиска должников. Например, они публикуют портреты провинившихся на спичечных коробках и подставках под пивные кружки. Может, и фотографии взыскателей туда помещать, чтобы быстрее свои деньги забирали?
Видео
Судебные приставы в Сибирском федеральном округе ищут новые методы решения старых проблем
Видео: 1tv.ru
В каждом конкретном случае нужно разбираться, почему тот или иной взыскатель не приезжает за своей суммой. В большинстве случаев взыскатели просто боятся, что большую часть причитающейся суммы они истратят на погашение судебных издержек и налоги. Хотя есть множество других причин.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе