Одно из заветных желаний Елены Богомоловой сбылось ― она победила (второе место) в региональном конкурсе «Лучшая доярка», прошедшем в Красноярском крае. О двух других заветных желаниях, о том, какой зарок она дала себе после смерти мужа и почему не обижается на маленькую зарплату, лучшая доярка края рассказала SmartNews.
Справка SmartNews
XXIV Всероссийской конкурс операторов машинного доения коров (именно так теперь официально называются доярки) пройдет в начале 2013 года и соберет лучших в профессии более чем из 50 регионов страны. Помимо общего зачета, конкурсанты будут состязаться в отдельных номинациях для женщин и для мужчин. В прошлом году за звание лучшего дояра поборолись 9 профессиональных операторов; абсолютным победителем и обладателем приза в 100 тыс. рублей стал представитель Удмуртии Дмитрий Биянов.
— Да нет никакой разницы — работает женщина дояркой или мужик! Смысл нашего труда от этого не меняется. Слово «доярка» означает «кормилица». Другой вопрос в том, что большинство доярок — это действительно женщины. К сожалению. Через несколько лет такой работы они превращаются в инвалидов. Доярка — это профессия для мужика.
В Канском районе Красноярского края к профессии доярки относятся с почетом. И к региональным соревнованиям готовятся серьезно и ответственно. Именно здесь, в СХП «Новотаежное», трудится лучший в регионе оператор машинного доения коров Елена Николаевна Богомолова. Образцовой доярке с 20-летним стажем не раз доводилось соревноваться в мастерстве с представителями сильного пола — и выигрывать.
— Елена Николаевна всегда была одним из наших передовиков. Она неоднократно становилась победителем в своей номинации в конкурсах районного и краевого уровня. Кроме того, вошла в число лучших во Всероссийском конкурсе операторов машинного доения, где участвовали представители ведущих хозяйств Ленинградской, Псковской и других областей. Конкурсантам предстояло пройти три этапа: первый — теоретический, на знание основ технологии доения и содержания дойного стада; второй — соревнования в сборке-разборке доильного аппарата на время и третий — собственно демонстрация профессиональных навыков процесса доения. Последний был, пожалуй, самым сложным: коровы-то для участниц незнакомые, и, чтобы совладать с ними, нужен не только опыт и знания — нужен особый характер. Нужны терпение, собранность и сила воли.
Родовая крестьянка
В ЗАО «Новотаежное» Елена Богомолова присматривает за 48 коровами, еще пять голов — в ее личном хозяйстве. Подъем каждый день — в пять утра; три раза в день доярка бегает на ферму сельхозпредприятия и еще столько же — к собственным буренкам.
К началу дойки надо управиться со всеми делами: раздать дробленку, проверить аппараты, обновить опилки в стойлах. В обед выгоняем стадо на прогулку. Потом — вечерняя дойка. После каждой дойки молоко надо просепарировать, а сепаратор промыть. Потом распределить надой: сколько молока пойдет на творог, сколько на масло и сколько на сметану. Работа нелегкая, но я ее очень люблю. Рядом с моими коровками всегда успокаиваюсь. Бывает, понервничаешь — на работе всякие ситуации случаются, — но с началом дойки все заботы сразу забываешь.
Полина Богомолова, дочка Елены, решила пойти по стопам матери и теперь два раза в неделю на личном авто возит свои и ее продукты на местный рынок. Живут мать и дочь отдельно, Полина — со своей семьей, Елена — со своей.
Я раньше вместе с дочерью жила, а три месяца назад замуж вышла — вот и перебралась. Забрала с собой трех коров, а еще семь осталось у Полинки... Отца ее уж шесть лет как нет. Погиб.
Муж Елены Эдуард работает вместе с женой на ферме — скотником. Говорит, что давно «выделил» Елену, но она долго сторонилась, как будто не замечала...
Женщины, которые не по своей прихоти, а родившиеся и живущие в деревне, там же и работающие, — самые красивые. Кровь с молоком. С густой косой, естественным румянцем. И ведь и они находят счастье!
Я давала себе зарок: пока пять лет после смерти мужа не пройдет, ни с кем никаких отношений иметь не должна. И вот в новой жизни решила даже имидж свой сменить: косы остригла, непривычно еще без них...
Справка SmartNews
Фамилию Богомоловых хорошо знают не только в Красноярском крае, но и за его пределами. В начале 1930-х дед Елены по отцу приехал в Сибирь из Подмосковья с молодой женой (как говорит Елена, бабка ее была «графского рода») и занимался тем, что организовывал колхозы. По рассказам старожилов, свое дело Богомолов знал хорошо. Из пятерых его внуков четверо, в том числе и Елена Николаевна, так и остались жить и работать деревне. Сама Елена родом из Кемерова, а в Красноярский край перебралась почти 27 лет назад.
На зарплату не в обиде
За 20 лет работы дояркой Елена всегда была среди передовиков. Сначала состояла в районном клубе «трехтысячниц» (для этого надо получать от одной коровы 3 тыс. литров молока в год), а в прошлом году надоила почти 6 тыс. литров молока от одной коровы. А ведь еще успевала работать на собственном подворье ― по словам Елены, только за счет него семья и живет.
Так хоть смогла сама, без мужа, сделать большой ремонт в старом доме — где Полинка живет. Построила новую стайку для скота, летнюю кухню. Вместо старых «жигулей» купили с Полинкой «хонду», на которой она сейчас на базар и ездит.
Тому, кто реально считает, что дояркой или дояром может стать любой, стоит хоть раз подоить корову. Это АДСКИЙ труд, поэтому и мужики-то мало кто доярами пойдут — скажут, «бабское дело»...
Зарплата у лучшей доярки края — 14 тыс. рублей, из них только часть Елена Николаевна получает на руки. Остальное высчитывается за сено и комбикорм, которые Елена покупает у СПХ «Новотаежный», как и десятки других местных фермеров. Еще часть зарплаты уходит на коммуналку.
На маленькую зарплату я не обижаюсь. Нет, наверное, возможности у хозяйства платить больше. Сейчас директор хозяйства много новой техники покупает, за нее надо рассчитываться. В тяжелое для села время нам вообще не платили, а мы все равно коров доили, на конкурсы ездили, дух свой поддерживали. Я считаю, что если работать, то на совесть. Характер не позволяет делать что-либо спустя рукава.
— В советское время на культе рабочего класса и крестьянства было построено государство; но вместе с государством погибла и идеология. Сегодня производственники стонут от нехватки специалистов рабочих профессий. Конечно, дело не только в отсутствии пропаганды или моральных стимулов. Профессия начинает славиться тогда, когда зарплаты хорошие и почет есть. Материальные стимулы влекут за собой все остальное. Это и есть элементы социального государства. Сейчас появляются программы поддержки учителей, врачей. Надо, чтобы дело дошло и до рабочего класса.
Видео
Так в этом году прошел конкурс на звание лучшей доярки Ульяновской области.
Справка SmartNews
Во многих регионах областные соревнования доярок проходили еще задолго до того, как состоялся первый конкурс всероссийского уровня. Размер призового фонда зависел от возможностей местного бюджета и воли властей. Так, в 2009 году лучшей доярке Ленобласти подарили новенький ВАЗ-2107, а хозяйству, где она работала, — машину комбикормов. В Алтайском крае сразу 49 доярок и дояров были награждены путевками в санаторий с правом проживания в номерах люкс, а, например, владимирские рекордсмены получили денежные премии, звания «Мастер земли Владимирской» и почетные места в областной Галерее славы. Кроме того, в некоторых регионах существуют и другие способы поощрять выдающихся работников сельхозпроизводства. Наряду с конкурсом на звание лучшего оператора машинного доения, в Алтае в 2008 году была учреждена губернаторская премия для доярок, показавших за предыдущий год лучший результат. За годовой удой от 5000 до 5999 литров молока с одной коровы дояркам назначаются ежемесячные выплаты в размере 1 тыс. рублей, за 6000‒6999 литров за год — 1,5 тыс. рублей, за 7000 литров и более — 2 тыс. рублей в месяц.
Наконец, людям труда крошки со стола достались...
Будь партнеры конкурсов пощедрей, то и премиальный фонд был бы заметно выше. Но это уже на совести тех, кто снимает «сливки» с деревенского молока. А сами доярки ни на кого не в обиде. Они привыкли работать беззаветно и едва ли не бескорыстно, поэтому рады общению с коллегами, рады двум тысячам рублей за участие в состязании.
Трудовая гордость
На ферме Елена Богомолова обучает своему мастерству школьниц, готовит их к молодежным соревнованиям. Сейчас у Елены три ученицы: Настя Иллер, Жанна Козлова и Юля Бочкарева, и у каждой на счету по несколько побед на областном конкурсе и призовые места на всероссийском.
Учу их с интересом и большим удовольствием. Это же такая гордость, что они занимают призовые места! Настя, кстати, учится в сельхозвузе, получила после победы на конкурсе направление на учебу от района. Жанна в медицинском, а Юля пока в школе.
Сама Елена в интервью корреспонденту SmartNews призналась, что всегда мечтала попасть на Всероссийский конкурс мастеров машинного доения коров.
Не ради славы, а себе доказать, что могу... Провалилась на краевом конкурсе в прошлом году: мандраж помешал, заняла второе место — и до сих пор не могу забыть. Это одно желание. Второе — пристроить кухню побольше: молока для переработки много. Но сперва надо помочь сыну Саше в городе жилье купить, четыре года по углам мыкается...