Главная тема разговоров в курганском микрорайоне Затобольный — приехавший на территорию поселения цыганский табор. Причем живут цыгане не в шатрах и уезжать никуда не собираются: строят дома, намереваясь осесть надолго. По просьбе барона в местной школе даже организовали цыганский класс.
Части местных жителей такое соседство не нравится. В микрорайоне уже прошло два собрания, правда, немноголюдных, на которых жителями были высказаны претензии к цыганской диаспоре. Суть претензий сводилась к нарушению правил пожарной и санитарной безопасности, не нравилось людям и то, что цыганки занимаются гаданием. Задавали вопросы по оформлению земли и самовольному строительству. Наряду с требованиями к городской власти навести порядок в поселке, звучали и предложения выселить новых соседей.
Однако, по мнению руководства города, снос не решит никаких проблем, он только создаст новые. Напоминают в администрации и о том, что часть табора уже жила на этом месте еще до начала 1990-х годов и покинула его после наводнения.
Нам некоторые говорят, что надо выселять. Но вопрос: а дальше что? Ведь эти люди — не мигранты из-за рубежа, это граждане России. Они живут у нас в Кургане как минимум с начала 90-х годов и тут останутся, никто их высылать никуда не имеет права. Им еще горсовет когда-то выделял участки, у них есть прописка. Да, там есть проблемы с оформлением земли, они же уезжали, регистрация не у всех правильно оформлена, вот четыре человека сейчас документы восстанавливают. Но они граждане России. Мы провели все необходимые проверки, у некоторых были старые советские паспорта — их заменили.
Фото: znak.com
Цыгане обратились в администрацию Кургана с просьбой о выделении им земельных участков в Затобольном. Чтобы это сделать на законных основаниях, создали дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) «Бессарабия». Жителям табора уже предоставили ситуационный план земельного участка для размещения товарищества, где определена схема его застройки. На отведенном участке построено 26 деревянных домов для временного проживания, ведется строительство постоянных.
Сейчас в администрации Кургана готовятся документы об изменении функционального назначения земельных участков, после чего станет возможным оформление земли под ДНТ. Впрочем, эти решения будут вынесены на публичные слушания, и решение будет приниматься с учетом мнения всех жителей. Одной из претензий к табору было отсутствие уборки мусора. Сейчас на территории навели порядок, поставили контейнеры для сбора мусора и наладили вывоз. В планах цыганской общины создание предприятия по металлообработке, которое сможет обеспечить работой всех обитателей табора.
Эти люди пережили немало: наводнение 1994 года, когда они ушли на пустырь в поселке Керамзитном, жили в палатках, отстроились снова. Потом там захотели построить коттеджный поселок, выдавили их оттуда. Они вернулись на старое место. Так что необходимо обеспечить им возможность своими силами решать проблемы жилья и работы, а не лишать их этой возможности. Имеющиеся нарушения устраняются, и интересы всех жителей поселка также будут соблюдены.
Нашел свое разрешение и еще один вопрос: обучение детей. Из двух десятков детей школьного возраста в прошлом году регулярно посещали школу только двое, еще пятеро — время от времени. Нельзя сказать, что с этим не пытались бороться: «за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей» в этот период составлено более 40 протоколов. Эта работа, пусть не сразу, но дала свои плоды.
В Курганской школе № 51, где учатся дети, были приятно удивлены, когда в школу зашел местный цыганский барон Василий Грицевич, чтобы обсудить условия обучения детей. Если родители школьные прогулы оправдывали: после переезда нужно обустраиваться, возводить дома, готовиться к зиме, то у лидера табора подход иной. Сам он, хотя и окончил лишь семилетку, понимает необходимость обучения и обещает сам следить за посещаемостью.
Сейчас в школе создан специальный цыганский класс. В нем учатся только дети из цыганских семей. Дети разного возраста, но по уровню знаний все они примерно одинаковы. Впрочем, многие учителя полагают, что изучить программу цыганским детям, скорее всего, не удастся. Обычно доучиваются они до 4 класса, а потом уходят. Многие матери, которые привели в школу своих детей, даже не могли самостоятельно написать заявление — только ставили подпись.
Мы понимаем специфику, определенные особенности в жизни таких детей будут сохраняться. Но наша задача дать всем образование, и мы эту задачу решаем. Класс занимается по общей программе, часть детей учится в обычных классах, и по тому, как они усваивают материал, у них нет отличий от одноклассников.
Проблему держит под контролем и Главный федеральный инспектор (ГФИ) по Курганской области Владимир Балакин. У него имеются свои предложения по дальнейшему улучшению ситуации.
Мы предложили администрации Кургана оказывать необходимую помощь цыганским семьям в обучении детей, это реализуется. Есть и необходимость принятия принципиальных решений: одним из них может стать муниципальная программа гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений. Там необходимо предусмотреть мероприятия, связанные с социальной адаптацией цыган.
Между тем проживание цыган в Кургане, в микрорайоне Керамзитный, два года назад закончилось серьезным конфликтом.
1 комментарий к материалу.