Мэр Москвы Сергей Собянин отменил решение своего предшественника Юрия Лужкова о реконструкции Пушкинской площади в центре столицы. Проект предполагал строительство торгового центра под площадью и тоннеля. Благодаря этому власти планировали сделать бессветофорным движение от Кремля до МКАД.
Сергей Собянин отменил постановление экс-мэра Москвы Юрия Лужкова о строительстве под Пушкинской площадью тоннеля и торгового центра. Данный документ Лужков утвердил еще 2004 году. Согласно ему, помимо тоннеля и ТЦ, в центре столицы должна была появиться автомобильная стоянка.
Утратившими силу признаны распоряжения правительства Москвы от 1 декабря 2004 года о проектировании и строительстве тоннеля и подземного торгово-досугового центра с автостоянкой на пересечении Тверской улицы, Страстного и Тверского бульваров. Власти также отказались от строительства и реконструкции транспортных развязок по Тверской улице, Ленинградскому проспекту и Ленинградскому шоссе.
Согласно плану реконструкции, власти должны были организовать сквозное движение от Манежной площади до МКАД, а также рекреационную зону на Пушкинской площади. Проект, получивший название «Большая Ленинградка», подразумевал строительство бессветофорной трассы от Кремля до МКАД. В его рамках до сих пор идет реконструкция площади Тверская Застава.
Реконструкция Пушкинской площади подразумевала строительство тоннеля и торгового центра с парковкой. Но предполагались и другие изменения. В частности, планировали перенести памятник Александру Пушкину на другую сторону улицы, в конец Тверского бульвара. На освободившемся месте планировалось возвести часовню в память о разрушенном в 30-е годы Страстном монастыре.
Но такие планы столичных властей неоднократно вызывали нарекания со стороны местных жителей и градозащитников. Защитники утверждали, что москвичи любят площадь такой, какая она есть сейчас, и категорически отвергают перемены. Однако сторонники проекта утверждали, что предложенные меры позволят частично восстановить исторический облик знакового места.
Но на момент самых острых споров и обсуждений жители столицы разделились на два лагеря. Одни считали, что реконструкция и строительство торгового центра смогут сделать это место привлекательным для молодежи и автомобилистов.
Мне, как и многим водителям, нужна парковка в центре города. Я каждый день приезжаю сюда на машине на работу. В районе Тверской улицы трачу уйму времени в поисках парковочного места. Хотя еще в 2006 году здесь обещали построить подземный паркинг на тысячу мест. Но эта проблема до сих пор не решена.
Против строительства выступили народные артисты России, которые требовали не трогать историческое место.
Я живу на Тверской уже тридцать лет и категорически против реконструкции Пушкинской площади. Я даже выступал на заседании Московской городской думы на эту тему. Но нас, местных жителей, не слышат. Например, торговли на Тверской достаточно. Почему бы вместо торгового центра не построить библиотеку или концертный зал? Я с ужасом жду, когда на наш нервничать. Сейчас я выхожу на Пушкинскую площадь и с грустью вспоминаю деревья, которые здесь раньше росли. Считаю, что это историческое место трогать нельзя.
В 2011 году представители общественных организаций и жители Москвы в открытом письме мэру столицы Сергею Собянину просили отменить строительство тоннеля на пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом и подземной парковки. Открытое письмо тогда подписали члены Общественной палаты РФ, члены комиссии «Старая Москва», члены общественного движения «Архнадзор», члены координационного совета общественного движения «Пушкинская площадь», члены общественной коалиции в защиту исторической Москвы и другие.
Независимые специалисты по транспорту Академии архитектуры и строительных наук, НИИ транспорта и дорожного хозяйства выступают против бессмысленных тоннелей на Пушкинской площади, исходя из опыта функционирования тоннеля на Арбатской площади, уничтожившего треть Никитского бульвара, изуродовавшего площадь, но так и не решившего проблемы транспорта и экологии. Со всей очевидностью подтверждаем, что в настоящее время на поверхности и под землей Пушкинской площади не должно осуществляться новое капитальное строительство, неизбежно приводящее к разрушению памятников, уничтожению естественного рельефа и вырубке деревьев.
Столичные власти уже давно задумывались над тем, чтобы отказаться от такого дорогостоящего и амбициозного проекта. Само строительство было заморожено в 2011 году. В качестве альтернативы рассматривалась возможность проложить тоннель на пересечении Тверской улицы с Бульварным кольцом. Теперь же правительство полностью отказалось от масштабного строительства в центре российской столицы.
— Сейчас из-за изменения порядка государственной историко-культурной экспертизы остановилась вся экспертная работа в стране. Вокруг Пушкинской площади охранная грамота есть лишь у несколько зданий — памятников архитектуры, а также Тверской и Страстной бульвары — как части памятника садово-паркового искусства «Бульварное кольцо». Но и этот статус не останавливает проектировщиков, которые предлагают подрезать тоннелем аллею Тверского бульвара. Считаю, для москвичей станет потерей появление четырехэтажного подземелья с парковкой. Это строительство, безусловно, угрожает археологическим памятникам — фундаментам Страстного монастыря и стен Белого города. Я не транспортник, но понятно, что тоннель под Тверской улицей не справится с пробками и машины будут стоять уже под землей. Что касается сквозного бессветофорного движения, то Тверская не хайвей, а улица в центре города, где нужно регулировать потоки.
Видео
Реконструкция Пушкинской площади остановлена
Сюжет телеканала «Дождь» на YouTube
В центре с дорогами все нормально, не надо там ничего строить. Лучше МКАД поширше сделать, или второй этаж надстроить.
И хорошо, что отменили, опять бы копали 10лет этот тоннель, чтоб потом такие же пробки еще и в нем стояли.
При Собянине много по дорогам и метро делается, а Пушкинская всегда почти стоит. Хотя, это самый центр, может, там и другими способами разгружать надо.
Правильно, что отменили, мне и так всё нравится. С пробками проблема, конечно, остаётся, но она решаема и без тоннелей. Пусть деньги для этого проекта потратят на улицы, далёкие от центра, там ремонт нужнее.
По-хорошему, лучше бы Страстной монастырь восстановили… Но это — из области фантазий. Но если встать на принцип, то можно добиваться и восстановления квартала напротив теперешнего «Макдональдса», а с ним — и известнейшей в своё время шашлычной на углу Тверской и Тверского бульвара…
Хорошо, перестраивать ничего не будут, ясно. Но интересно, а как Собянин собирается решать проблему с вечной пробкой на Пушкинской? Или вообще не собирается?
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе