В сергиево-посадском Музее игрушки собраны уникальные экспонаты, самые древние из которых датированы I веком до нашей эры. Возраст этого учреждения тоже весьма почтенный — 17 октября ему исполняется 94 года. Вот только в последнее время музей не живет — выживает.
Справка SmartNews
Художественно-педагогический музей игрушки основан художником и коллекционером Николаем Бартрамом. Открылся 17 октября 1918 года в Москве, на Смоленском бульваре. В 1931-м, после смерти Бартрама, уникальное собрание экспонатов перевели в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). С 1980-го по настоящее время он находится в старинном особняке бывшего коммерческого мужского училища на холме у Келарского пруда.
Красное кирпичное здание, в котором расположился музей, само по себе является достопримечательностью: снаружи оно похоже на старинный замок или крепость.
Видимо, здание создано по проекту архитектора Шервуда, того самого, который построил Исторический музей в Москве, на Красной площади.
Самые древние экспонаты музея были найдены во время археологических раскопок в Северном Причерноморье. В основном это детские вещи бытового назначения, датированные I веком до нашей эры.
У нас есть вещи, найденные у очага. Видимо, было нападение или пожар, кровля обрушилась, а ребенок играл. Там оказалась, в частности, глиняная кукла.
Среди самых ценных экспонатов музея — редчайшие вещи со всех уголков света. Например, детский портрет XVII века из Голландии; конь-качалка, принадлежавший будущему императору Павлу I; целая коллекция игрушек из Ливадийского дворца и Александровского дворца в Царском Селе. Многие из музейных экспонатов явно пришлись бы по нраву современным детям, но, к сожалению, на изготовление реплик — то есть точных копий — этих уникальных игрушек у музея средств нет. Зато здесь есть игровая комната, где мальчики и девочки могут провести время с деревянными игрушками, созданными уже в наше время, но по старинному образцу.
Кстати, исторические коллекции музея не раз использовались для съемок художественных фильмов. В отличие от заграничных киностудий, которые в этих же целях заказывают муляжи, российские экономят и берут вещи прямо из музеев.
Музейные экспонаты нельзя использовать в качестве реквизита. Но я натыкалась на архивные документы, свидетельствующие о том, что подлинные вещи забирали для съемок такие крупные компании, как «Мосфильм» и «Ленфильм», например детскую мебель и уникальные игрушки. Большое количество предметов использовал Бондарчук в «Войне и мире». Это печальная история.
Подсчитать точное количество экспонатов не берутся даже опытные сотрудники музея. Ведь порядковый номер вещи мало о чем говорит: чайник с крышкой, например, могли посчитать за один экспонат, а могли и сразу за два. А если взять игровой конструктор?.. По самым грубым подсчетам, в посадском музее собрано около полумиллиона предметов из разных стран и разных эпох. Только 7% из них составляют экспозицию, остальные 93% — в запасниках. Это позволяет постоянно проводить выездные выставки и обновлять стационарную раз в два месяца. К сотрудничеству привлекают и частных коллекционеров.
Отдельного упоминания заслуживает коллекция заводных игрушек. В музее есть две панорамы — «Трио обезьян» и «Тирольская деревня». Имеется несколько птичек в клетках, куколка-модница, поправляющая волосы и любующаяся в зеркало, мальчик-барабанщик, пианистка. Сорок лет находилась в реставрации негритянка-арфистка, и сейчас она в экспозиции. Механизмы старые, и их не рискуют приводить в движение. Появилась идея заснять работу механических игрушек на видео и показывать эти кадры рядом с экспонатом.
Планов громадье, но их реализацию часто заслоняют бытовые проблемы — протекающая крыша, обваливающийся потолок и тому подобное. Чтобы сохранить экспонаты, придется заняться ремонтом. Ситуация усугубляется еще тем, что Музей игрушки относится не к министерству культуры, а к Российской академии образования.
Это ведомство смутно представляет наши трудности. Потому нам сложно выживать. Минкультуры просто нас контролирует по учету и хранению, однако материально никак не помогает.
Конечно, на фоне соседей дела у Музея игрушки не так уж плохи — все-таки именинник жив, хоть здоровье и пошаливает. А вот у ВНИИ игрушки, расположенном в том же подмосковном городе, в нынешнем году 80-летие, однако этот юбилей — со слезами на глазах. От института осталось только название: все лаборатории закрыты, помещения сдаются в аренду маленьким фирмочкам — от контор, торгующих фильтрами для воды, до юридических консультаций…
Но все-таки проблем у Музея игрушек полно, да и доходы сотрудников остаются нищенскими. Несмотря на то что с 1 октября зарплаты бюджетников повышаются, музейщики по-прежнему будут получать копейки: смотритель — 5800 рублей в месяц, а научный сотрудник — 6200. Поэтому здесь работают женщины пенсионного и предпенсионного возраста.
Может, в преддверии столетия к музею повернутся лицом?
Видео
— Какая была ваша самая любимая игрушка в детстве?— спросил я у директора музея, чтобы не прощаться на грустной ноте.
— Сейчас трудно вспомнить, — ответил Александр Умарович. — Но, скорее всего, советский плюшевый медвежонок, потому что на детской фотографии я его нежно к себе прижимаю.
И напоследок. 21 октября 500 экспонатов посадского Музея игрушки увидят москвичи, которые придут на открытие отреставрированного «Центрального Детского мира» на Лубянке. Выставку заказала компания Bosco di Ciliegi.
1 комментарий к материалу.