
В сергиево-посадском Музее игрушки собраны уникальные экспонаты, самые древние из которых датированы I веком до нашей эры. Возраст этого учреждения тоже весьма почтенный — 17 октября ему исполняется 94 года. Вот только в последнее время музей не живет — выживает.
Справка SmartNews
Художественно-педагогический музей игрушки основан художником и коллекционером Николаем Бартрамом. Открылся 17 октября 1918 года в Москве, на Смоленском бульваре. В 1931-м, после смерти Бартрама, уникальное собрание экспонатов перевели в подмосковный Загорск (ныне Сергиев Посад). С 1980-го по настоящее время он находится в старинном особняке бывшего коммерческого мужского училища на холме у Келарского пруда.
Красное кирпичное здание, в котором расположился музей, само по себе является достопримечательностью: снаружи оно похоже на старинный замок или крепость.
Видимо, здание создано по проекту архитектора Шервуда, того самого, который построил Исторический музей в Москве, на Красной площади.
Самые древние экспонаты музея были найдены во время археологических раскопок в Северном Причерноморье. В основном это детские вещи бытового назначения, датированные I веком до нашей эры.
У нас есть вещи, найденные у очага. Видимо, было нападение или пожар, кровля обрушилась, а ребенок играл. Там оказалась, в частности, глиняная кукла.
Среди самых ценных экспонатов музея — редчайшие вещи со всех уголков света. Например, детский портрет XVII века из Голландии; конь-качалка, принадлежавший будущему императору Павлу I; целая коллекция игрушек из Ливадийского дворца и Александровского дворца в Царском Селе. Многие из музейных экспонатов явно пришлись бы по нраву современным детям, но, к сожалению, на изготовление реплик — то есть точных копий — этих уникальных игрушек у музея средств нет. Зато здесь есть игровая комната, где мальчики и девочки могут провести время с деревянными игрушками, созданными уже в наше время, но по старинному образцу.
Кстати, исторические коллекции музея не раз использовались для съемок художественных фильмов. В отличие от заграничных киностудий, которые в этих же целях заказывают муляжи, российские экономят и берут вещи прямо из музеев.
Музейные экспонаты нельзя использовать в качестве реквизита. Но я натыкалась на архивные документы, свидетельствующие о том, что подлинные вещи забирали для съемок такие крупные компании, как «Мосфильм» и «Ленфильм», например детскую мебель и уникальные игрушки. Большое количество предметов использовал Бондарчук в «Войне и мире». Это печальная история.
Подсчитать точное количество экспонатов не берутся даже опытные сотрудники музея. Ведь порядковый номер вещи мало о чем говорит: чайник с крышкой, например, могли посчитать за один экспонат, а могли и сразу за два. А если взять игровой конструктор?.. По самым грубым подсчетам, в посадском музее собрано около полумиллиона предметов из разных стран и разных эпох. Только 7% из них составляют экспозицию, остальные 93% — в запасниках. Это позволяет постоянно проводить выездные выставки и обновлять стационарную раз в два месяца. К сотрудничеству привлекают и частных коллекционеров.

Отдельного упоминания заслуживает коллекция заводных игрушек. В музее есть две панорамы — «Трио обезьян» и «Тирольская деревня». Имеется несколько птичек в клетках, куколка-модница, поправляющая волосы и любующаяся в зеркало, мальчик-барабанщик, пианистка. Сорок лет находилась в реставрации негритянка-арфистка, и сейчас она в экспозиции. Механизмы старые, и их не рискуют приводить в движение. Появилась идея заснять работу механических игрушек на видео и показывать эти кадры рядом с экспонатом.
Планов громадье, но их реализацию часто заслоняют бытовые проблемы — протекающая крыша, обваливающийся потолок и тому подобное. Чтобы сохранить экспонаты, придется заняться ремонтом. Ситуация усугубляется еще тем, что Музей игрушки относится не к министерству культуры, а к Российской академии образования.
Это ведомство смутно представляет наши трудности. Потому нам сложно выживать. Минкультуры просто нас контролирует по учету и хранению, однако материально никак не помогает.
Конечно, на фоне соседей дела у Музея игрушки не так уж плохи — все-таки именинник жив, хоть здоровье и пошаливает. А вот у ВНИИ игрушки, расположенном в том же подмосковном городе, в нынешнем году 80-летие, однако этот юбилей — со слезами на глазах. От института осталось только название: все лаборатории закрыты, помещения сдаются в аренду маленьким фирмочкам — от контор, торгующих фильтрами для воды, до юридических консультаций…
Но все-таки проблем у Музея игрушек полно, да и доходы сотрудников остаются нищенскими. Несмотря на то что с 1 октября зарплаты бюджетников повышаются, музейщики по-прежнему будут получать копейки: смотритель — 5800 рублей в месяц, а научный сотрудник — 6200. Поэтому здесь работают женщины пенсионного и предпенсионного возраста.
Может, в преддверии столетия к музею повернутся лицом?
Видео
— Какая была ваша самая любимая игрушка в детстве?— спросил я у директора музея, чтобы не прощаться на грустной ноте.
— Сейчас трудно вспомнить, — ответил Александр Умарович. — Но, скорее всего, советский плюшевый медвежонок, потому что на детской фотографии я его нежно к себе прижимаю.
И напоследок. 21 октября 500 экспонатов посадского Музея игрушки увидят москвичи, которые придут на открытие отреставрированного «Центрального Детского мира» на Лубянке. Выставку заказала компания Bosco di Ciliegi.
Видимо, здание создано по проекту архитектора Шервуда, того самого, который построил Исторический музей в Москве, на Красной площади.
У нас есть вещи, найденные у очага. Видимо, было нападение или пожар, кровля обрушилась, а ребенок играл. Там оказалась, в частности, глиняная кукла.
Музейные экспонаты нельзя использовать в качестве реквизита. Но я натыкалась на архивные документы, свидетельствующие о том, что подлинные вещи забирали для съемок такие крупные компании, как «Мосфильм» и «Ленфильм», например детскую мебель и уникальные игрушки. Большое количество предметов использовал Бондарчук в «Войне и мире». Это печальная история.
Это ведомство смутно представляет наши трудности. Потому нам сложно выживать. Минкультуры просто нас контролирует по учету и хранению, однако материально никак не помогает.
Anna Ochkina









1 комментарий к материалу.