Фото: Ferran Cornell
Некогда известный на всю страну музей-заповедник «Горки Ленинские» сегодня использует лишь половину своих возможностей, заявили в министерстве культуры. Чтобы исправить ситуацию, в музее сменили руководство и объявили о масштабном обновлении комплекса. К Горкам пустят транспорт, билеты подешевеют, а зарплата сотрудников вырастет.
Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», что в 10 км от Москвы, рядом с городом Видное, будет серьезно реконструирован. Об этом заявил новый директор учреждения Игорь Конышев. Пользовавшаяся в советское время огромной популярностью усадьба сейчас в упадке, а поток туристов сократился с 500 тыс. до 30 тыс. человек в год. В российском Минкультуры хотят вернуть заповеднику былую славу.
Замминистра культуры Андрей Бусыгин раньше уже обрисовал основное направление предстоящей реконструкции: у Горок весьма широкая специфика, не упирающаяся только в жизнь Владимира Ленина. На заповедной территории общей площадью 9,5 тыс. га располагается уникальный комплекс исторических и архитектурных памятников, остатки реликтового леса, курганная группа X–XI веков, усадебно-парковый ансамбль «Горки» XIX–XX веков.
По словам чиновника, сегодня все это находится в полном беспорядке и используется едва ли вполовину своих потенциальных возможностей. На осмотр и выработку предложений новому директору, ранее работавшему советником руководителя «Росатома», выделили всего 20 дней — 28 ноября он представил идеи по усовершенствованию территории и экспозиций.
Согласно новому проекту, в Горках планируется создать «многопрофильное музейное объединение», где найдется место и Ленину, и истории усадьбы. Есть также идея организации некоего собрания экспонатов, чтобы посетители могли увидеть, какие выставки здесь были раньше. В настоящее время рассматривается вопрос, сохранить ли фигуру Ильича в качестве центральной либо делать основную ставку на другие темы. В последнем случае мощный бренд вождя может потеряться.
Я не знаю такого музейного продукта, который наш музей может дать, чтобы он был сейчас востребован. Можно сделать что-то новое, но не факт, что это будет востребовано. Поэтому надо изучить спрос и понять формат исторического периода, который будет востребован потребителем. Надо вообще понять, кто наш потребитель, — сегодня это мне неясно. Чтобы выработать тактику, надо получить обратную связь.
Игорь Конышев также добавил, что изменятся и цены на билеты. Но не в сторону увеличения, а напротив — посещение музея станет дешевле.
Мы самый дорогой музей. Я подсчитал, что для семьи из четырех человек посещение музея обойдется в 1650 рублей — это четыре экспозиции плюс оплата разрешения на фотографирование. Не учитывая дорогу до музея. Это очень дорого! Есть предложение ввести единый билет на все выставки. Кто-то посмотрит одну выставку, кто-то — все четыре.
В целом концепцию музея предстоит еще прорабатывать, пояснил Конышев. Ранее он говорил, что ничего ломать и убирать из старых экспозиций не собирается.
Музей задуман как пантеон. Ни одной подлинной вещи здесь нет. Сделаны объемные композиции, визуальное и аудионаполнение которых призвано создавать траурное настроение. Но все изготовлено настолько хорошо и качественно, что менять не хочется. Ничего подобного в мире не существует. Решено расширить экспозицию.
Видео
Если решат развивать тему краевой истории, то на территории заповедника появятся экспозиции на месте курганов вятичей и стоянок финно-угров, датированных IX–X веками нашей эры. Сейчас там ведутся раскопки.
Обязательно новое дыхание получит усадьба Горки, говорит Конышев. Это барский дом с колоннами, оранжереями, терракотовой дорожкой для подъезда и разворота карет. Здесь жила Зинаида Морозова-Рейнбот, вдова Саввы Морозова, женщина деловая и хваткая. Ее поместье было одним из прогрессивнейших того времени — начала XX века. Морозова построила электростанцию, провела в дом отопление, подключила телефон. На ферме разводили животных — вода и корм для них подавались автоматически. Командовали всеми работами выписанные хозяйкой латыши.
Обновления коснутся домика, в котором вождь, занявший усадьбу после Морозовой, вкрутил знаменитую лампочку Ильича. Там размещена экспозиция быта крестьян южного Подмосковья конца XIX — начала XX веков. Эта часть музея может быть интересна юным школьникам, уверен директор. Здесь сотрудники заповедника устраивают хороводы и рассказывают о русских народных играх.
Что касается ленинской темы, то она, скорее всего, останется центральной. Музей известен именно экспонатами, связанными с вождем, и они неизменно притягивают иностранцев, а также школьные экскурсии. Однако и ее коснутся преобразования.
Необходимо расширить временной промежуток повествования, потому как встречается неподготовленная молодежь, которой кажется, будто советская власть закончилась в 1924-м со смертью Ленина. Можно поговорить вообще об этапах развития страны, причем с учетом того, что написано и озвучено в последние годы. Во-вторых, интерес к фигуре Ленина по-прежнему есть. Для иностранцев это великий человек, изменивший жизнь супердержавы. Каким лидер был в быту? Документов в архивах много, и надо их поднять, чтобы перейти от описания некоей иконы к личности. Любопытно проанализировать, осуществлено ли все то, что он задумывал. Искренно ли вождь верил в свои идеи или реализовывал «заказ Запада»? Такие вопросы задаются, и историки должны дать на них ответы. Нужно уходить от повествовательной формы подачи информации, пусть будут дискуссии, и с полярными точками зрения.
Меняются вопросы, задаваемые посетителями. Так, если в самом начале перестройки чувствовался провокационный тон: шпион, сифилис и так далее, то сейчас больше интересуются информацией мировоззренческого характера. Молодежь с либеральными ценностями узнает, что бывают и другие. Спрашивают: действительно в Советском Союзе все было поровну и справедливо? На самом ли деле перед каждым открывались любые дороги? Что мы сейчас хотим от России и чего желал Ленин?
Кроме того, серьезно пересмотрят тексты экскурсоводов, которые слышат туристы. Многие не менялись с советского времени и носят догматический и тяжеловесный характер. Обязательно музейщики позаботятся и об удобствах для посетителей.
Как бы нам ни хотелось произносить эти слова, но музейный продукт надо реализовывать, а значит, требуются дополнительные маркетинговые исследования. Мы должны понимать, что интересно посетителю. Нужно формировать и инфраструктуру: кафе, площадки для отдыха, удобный подъезд. Ведь если раньше от Красной площади курсировал автобус, имелась станция Ленинская Павелецкой железной дороги, от которой тоже ходил транспорт, — сейчас его нет. Будем учиться конкурировать, привлекать, создавая удобства.
Гиды и другие сотрудники с нетерпением ждут обновления. Они приветствовали смену начальства. Прошлое руководство допускало многочисленные, в первую очередь хозяйственные, нарушения, и ни одно к осени 2012 года не было устранено, заявил ранее замминистра культуры РФ Андрей Бусыгин. Деревья, поваленные на территории музея ледяным дождем в 2010 году, пролежали на месте два года. Их никто не убирал.
Новый директор музея пообещал увеличение зарплаты. А научным сотрудникам ее уже подняли на 25% — для этого Конышев сократил всего одну «тяжелую» ставку.
Ох, как хотелось бы, чтобы новый директор поставил все с головы на ноги: бухгалтерия перестанет быть главным отделом музея, для которого якобы и существует музей, а научные сотрудники и экскурсоводы будут получать зарплату равную зарплатам главного экономиста и главного юриста музея.
Хочется верить, что планы нового директора будут реализованы, а не останутся словами. Начал то вроде серьезно, планы масштабные,и поддержка мощная — минкультуры. Лишь бы все получилось. Если дать грамотную рекламу, наладить логистику, то желающих будет валом. У меня масса знакомых москвичей в Горках ни разу не была — кто-то и не знает о существовании, а кто-то не хочет добираться, потому что если машины нет, то швах…
2 комментария к материалу.