Летать не может. Музей ВВС пополнился самолетом, собранным волонтерами

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Ольга Матвеева/SmartNews

Экспозиция Центрального музея Военно-воздушных сил в городе Монино пополнилась новым интересным экспонатом — реактивным учебно-тренировочным самолетом Як-130Д. Средства на перевозку экспоната в музей собирали в интернете, а работами по восстановлению и реставрации самолета занимаются волонтеры на добровольных началах.

По словам заместителя заведующего Центральным музеем ВВС по научно-экскурсионной и выставочной деятельности Александра Санникова, самолет Як-130Д давно закончил свою «карьеру» и был списан. ОКБ Яковлева подарило его Центральному музею ВВС, однако средств для перевозки самолета из Жуковского в Монино, где базируется музей, у министерства обороны не нашлось. Деньги, необходимые для оплаты работ по разборке самолета на части и их транспортировке в музей, волонтеры собирали в интернете — и собрали в два раза больше нужной суммы. Часть денег, оставшихся после оплаты транспортировки, уйдет на восстановление экспоната.

Хотелось бы выразить огромную благодарность всем, кто пожертвовал свои средства для того, чтобы музей ВВС получил новый уникальный экспонат, всем, кто оказал информационную поддержку проекту, работникам КБ им. А.С. Яковлева, безвозмездно передавших самолёт музею, работникам музея и их добровольным помощникам, водителям тягачей, крановщикам, всем кто помогал в работе и поддерживал эту необычную транспортную операцию!

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Ольга Матвеева/SmartNews

Но трудности на этом не кончились: процесс перевозки самолета пришлось долгое время согласовывать с ГИБДД, поскольку даже в разобранном виде будущий музейный экспонат превосходил все разрешенные на транспортных магистралях габариты.

В настоящее время самолет, пока еще без крыльев, стоит в ангаре музея на восстановительных работах. Восстановить машину помогают волонтеры, которые приходят работать по выходным, в свое свободное время. Предполагается, что новый музейный экспонат станет доступен для посетителей музея ко Дню Победы — 9 мая.

Посмотреть на новый экспонат посетителям пока не удастся, так как далее предстоит процесс его подготовки в экспозицию (сборка, покраска и др.). Однако как только Як-130Д займёт в экспозиции музея своё место, мы сразу же об этом сообщим.

Сейчас идет его сборка. Потом будет покраска силами конструкторского бюро Яковлева. К 9 мая планируем показать его посетителям и даже надеемся дать им возможность открыть кабину.

Матвей Домченков, заместитель руководителя Фонда содействия ЦМ ВВС, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Справка SmartNews

Як-130 — уникальная разработка 80-х годов прошлого века, созданная в ОКБ Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi. После распада СССР он был первым полностью новым (а не модернизированным) самолетом, построенным в России.

Самолет предназначен для обучения курсантов летных училищ. В число его особенностей входит, в частности, наличие активной системы безопасности полета, которая позволяет репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета. Подаренный Музею ВВС самолет необычен еще и тем, что был самым первым в семействе 130-х «Яков». Буква «Д» в названии означает «демонстрационный» — именно на этой модели проходила обкатка конструкции и аэродинамики.

Як-130 — это новейшая российская разработка. Учебно-тренировочный, позволяет обучать пилотов для Миг-29, Су-27 и даже для штурмовика Су-25. Но может быть и штурмовиком. Наш самолет — демонстрационная модель, которая первой поднялась в воздух. Он участвовал потом во всех выставках — и в России, и за рубежом.

Матвей Домченков, заместитель руководителя Фонда содействия ЦМ ВВС, SmartNews

Видео

Любительский видеогид по Музею ВВС в Монино

Центральный музей Военно-воздушных сил в Монино — первый в нашей стране музей, в котором представлены подлинные образцы техники военно-воздушных сил. Музей был создан еще в 1958 году при Краснознаменной Военно-воздушной академии, которая базировалась в Монино. Сегодня по объему экспозиции Музей ВВС стоит в ряду ведущих авиационных музеев мира: Национального авиационно-космического музея в Вашингтоне, Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже, Музея авиации в Китае. Экспозицию составляют различные самолеты, вертолеты, авиамоторы, вооружение, средства спасения, относящиеся ко всей истории отечественной авиации — от 1909 года до наших дней. Кроме того, в залах экспонируются модели летательных аппаратов, уникальные фотоматериалы и редкие документы, которых в музее более 37 тысяч. В экспозиции отражено также прошлое отечественной гражданской авиации и воздухоплавания.

Прислала
Наталья Гребнева

Летатлин. Фото: Ольга Матвеева/SmartNews

В экспозиции павильона можно увидеть необыкновенно красивый, похожий на птеродактиля летательный аппарат «Летатлин» («Летающий Татлин»). Разработал его в 1929–1932 годах советский художник, архитектор и дизайнер Владимир Татлин, который в своем аппарате старался повторить строение птицы. Безмоторный птицекрылый аппарат предназначался для полетов человека с помощью собственной мускульной силы. Весит конструкция всего 32 кг, подъемная сила крыльев уравновешивается пружиной. Для управления крыльями применялось два рычага.

Здесь же представлен макет летающего автомобиля румынского конструктора Траяна Вуйи. В 1906 году этот самолет первым из летательных аппаратов в Европе поднялся в воздух. Правда, полет не отличался масштабом: аппарат оторвался от земли всего на полметра и пролетел лишь 12 м.

Однако, как считает Александр Санников, первым прообразом самолета следует считать конструкцию Александра Можайского. В сентябре 1876 года он построил первую летающую модель самолета, названную им «летучкой». Она состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, приводимых в движение скрученным резиновым жгутом или часовой пружиной. Модель Можайского совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/с.

Самый первый полет был совершен в 1881 году на самолете Можайского. Он запатентовал эту конструкцию, хотя сейчас американцы считают, что это они сделали такой самолет первыми. Но полет в России просто не был зафиксирован на кинопленку. Разгонялся самолет с трамплина. Большой самолет, 1,5 тонны весом, с большим размахом крыльев. У него были все элементы: шасси, фюзеляж, крыло, управление… Но не хватало тяги двигателей — всего 30 л. с. В качестве двигателя использовались паровые машины, сделанные в Англии по собственным чертежам конструктора. Также у самолета не было каналов управления по крену, поэтому он поднялся на 5 м и, завалившись на крыло, упал на забор. Летчик получил увечья. Можайский хотел доработать аппарат, уже заказал новые двигатели на Обуховском заводе, но… Александр Федорович был в возрасте и просто не успел доделать — простудился и умер.

Александр Санников, зам заведующего ЦМ ВВС по научно-экскурсионной и выставочной деятельности, SmartNews
Прислала
Наталья Гребнева

Самолет Можайского. Фото: Ольга Матвеева/SmartNews

Представлена в музее и вся эволюция двигателей для авиаконструкций — от экспериментальных до серийных. Например, оригинальный, спроектированный для дирижабля двигатель внутреннего сгорания Станислава Костовича. Этот прообраз бензинового двигателя работал на нефтепродуктах: процесс крекинга нефти происходил непосредственно в двигателе.

В музее есть личные вещи летчиков Михаила Громова и Валерия Чкалова. Например, штанга Громова. Мало кто знает, что до преклонного возраста он был чемпионом Москвы по тяжелой атлетике. Есть стенд об участии нашей авиации в предвоенных локальных конфликтах: на Китайской восточной железной дороге, в Испании, на Халхин-Голе, в Финляндии.

Но главная экспозиция по-прежнему размещается под открытым небом.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Ольга Матвеева/SmartNews

Хранение самолетов под открытым небом вызывает трудности: дождь, снег, грязь, самолеты ветшают, краска выгорает и т. д. Хотелось бы их поставить в закрытое помещение, но… По финансированию мы значительно отстаем от ведущих мировых музеев. Средств, выделяемых министерством обороны, конечно же, недостаточно. Особенно после того как нас сделали филиалом Музея Вооруженных сил. За рубежом широко используется частно-государственная форма обеспечения музеев. У нас такая форма тоже может быть, так как владельцев частных судов становится все больше.

Александр Санников, зам заведующего ЦМ ВВС по научно-экскурсионной и выставочной деятельности, SmartNews

Новый, бурный этап в развитии музея, по словам Александра Санникова, начался в 2012 году, с празднованием 100-летия ВВС России.

За прошлый год мы отреставрировали 55 летательных аппаратов. Нашли спонсоров в лице конструкторских бюро Яковлева, Камова, Миля, Мясищева, Бериева; помогали и фирмы, занимающиеся ракетами. Кроме того, у нас в прошлом году было сдано административное здание, в нем организовали новую экспозицию — по зарождению и развитию авиации. В этом году сдается еще одно ангарное здание, в нем будем размещать самолеты времен Великой Отечественной войны. Но тоже нужна их реставрация.

Александр Санников, зам заведующего ЦМ ВВС по научно-экскурсионной и выставочной деятельности, SmartNews

Автор

Ольга Матвеева

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Наталья Соловьева

2 комментария к материалу.

Анатолий Губарев 16 января 2013, 18:02

В Монино. несмотря ни на что, сохраняются самолёты и вертолёты. ороший и нужный музей!
А вот очередная идея экс-мэра Москвы Лужкова устроитьна Ходынке музей авиации под открытым небом закончилась очень печально: основная часть экспонатов, некоторые из которых добирались до места экспозиции своим лётом, поломаны, побиты, многие приборы вырваны "с мясом".

Наталья Лебедева 17 января 2013, 15:23

Познавательно и интересно. Здорово, что не перевелись энтузиасты! Большое им спасибо.

Добавить комментарий

Новое на сайте