Безо льда. Под Мурманском построят крупнейший грузовой незамерзающий порт

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

В Мурманской области построят порт, способный перегружать до 15 млн т нефти и 4 млн т минеральных удобрений круглогодично. По прогнозам экспертов, новая морская гавань может стать одним из крупнейших транспортных узлов Северо-Западного промышленного региона.

Порт разместится у выхода из Печенегской губы Баренцева моря, возле поселка ЛиинахамариВ свое время там был единственный океанский порт Финляндии. После войны Лиинахамари стал одной из крупнейших баз Северного флота — здесь размещались бригады подводных лодок и береговой охраны, а также дивизион малых ракетных кораблей. Потом здесь стояли пограничники. Однако за последние 20 лет территория здесь пришла в полное запустение.

С тех пор как отсюда сторожевые корабли погранслужбы были отведены к другим местам стоянки, Лиинахамари оказался, по сути, брошен. Например, если в 2002 году в поселке проживало 922 человека, то в 2010 году население поселка насчитывало всего 475 человек. Более того — поселок уже перестал существовать сам по себе и включен в состав городского поселения Печенга.

Эдуард Затона, глава пос. Печенга, SmartNews

Видео

Видео взято у пользователя El Al.

Это притом что месторасположение бухты дает ей большие преимущества. Благодаря естественным глубинам здесь не требуется строительство фарватера и проведение дноуглубления. А высокие скалы, которыми ограничен порт, и естественные волновые заграждения, благодаря которым высота волн на акватории порта не превышает 2 м, обеспечивают бухте защиту и на суше, и на море. Кроме того, порт является незамерзающим и, к тому же, расположен рядом с границей Норвегии.

Попытки возродить порт были и раньше. Так, перестроить причал хотела норвежская фирма. Однако учитывая, что Лиинахамари входит в пограничную зону, норвежцы не получили разрешение. Сейчас один из фьордов используется для выращивания и переработки атлантического лосося. Но этого для возрождения поселка недостаточно.

Эдуард Затона, глава пос. Печенга, SmartNews

Ситуация стала меняться в прошлом году, когда о строительстве порта речь зашла в одном из распоряжений вице-премьера Дмитрия Рогозина. ООО «Управляющая компания морской порт Лиинахамари» взяла в аренду земельный участок в порту сроком на 49 лет. И на базе существующих портовых мощностей планируется построить нефтеналивной терминал и базу для отгрузки удобрений.

Возле норвежского города Киркенес стоит танкер, на который большими объемами перекачивают нашу нефть с Варандея. То есть норвежцы зарабатывают на нашей нефти, получая добавленную стоимость и практически ничего не делая. И почему бы нам самим не зарабатывать таким образом?

Геннадий Степахно, депутат Мурманской областной думы, SmartNews

Планируется, что на рейде, на расстоянии 80 м от причалов порта, будет установлен танкер-накопитель вместимостью 320 тыс. т. Перевалка сырой нефти через этот перегрузочный комплекс может составить 15 млн т в год. Кроме того, в порту будет создан комплекс (два причала совокупной длиной 575 м) и для перевалки минеральных удобрений в объеме 4 млн т в год.

Доставка минеральных удобрений сюда может осуществляться по железной дороге до станции Лиинахамари. Она располагается в 6 км от порта и пока законсервирована. А уже в порт удобрения будут следовать по специальным транспортерам. Правда, территория порта для хранения грузов мала, поэтому для создания терминала будет необходимо снять скальный грунт в объеме 1,5 тыс. кубометров.

Эдуард Затона, глава пос. Печенга, SmartNews

Рассматривается и возможность установки на рейде Лиинахамари комплекса, в котором бы накапливались проектные модули для строительства завода сжиженного природного газа в Сабетте (Ямал). Правда, сроки работ пока не обозначены. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными инвесторами, названия которых, как и стоимость проекта, не раскрывается. Проект планируется передать на экологическую экспертизу до конца 2013 года.

По прогнозам специалистов, морской порт в Лиинахамари может стать крупным транспортным узлом Северо-Западного промышленного региона для экспортно-импортных перевозок.

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Анастасия Жданова, Елена Горбачева

Новое на сайте