Летучий корабль. Недостроенный экраноплан «Спасатель» превратят в музей

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

В нижегородском парке Победы появится чудо военной техники — экраноплан. Недостроенное творение легендарного кораблестроителя Ростислава Алексеева перевезут с завода «Волга», чтобы пополнить местную экспозицию. Транспортировка судна «Спасатель» обойдется городу в 40 млн рублей.

Уже этим летом нижегородцы и гости города смогут полюбоваться на редкий летательный аппарат «Спасатель». Сейчас он находится в разобранном виде в 10 км от Нижнего Новгорода. В качестве музейного экспоната экраноплан будет доставлен в парк Победы. Городской казне это обойдется в 40 млн рублей. 

Справка SmartNews

Экраноплан (судно на динамической воздушной подушке) — высокоскоростное транспортное средство, передвигающееся за счет аэродинамической подъемной силы на высоте до 2 м от любой относительно ровной поверхности: воды, земли, снега или льда. По международной классификации (ИМО) относится к морским судам. Экранопланы могут эксплуатироваться на маршрутах, которые недоступны для обычных судов, объединяя в себе лучшие качества судна и самолета.

«Спасатель» строится на заводе «Волга» с 1989 года, он готов на 95%. Чтобы достроить экраноплан, не хватает 200–250 млн рублей. Про судно вспоминают только СМИ и только после крупных катастроф, таких как с теплоходом «Эстония», танкером «Находка», с АПЛ «Курск». Экраноплан может за считаные минуты прилететь на точку разлива нефти, огородить ее специальными буями, чтобы нефтяное пятно не разливалось, до прихода судов, которые скачают эту нефть. Он может эффективнее гидросамолетов потушить пожар. Но ни у ВМФ, ни у МЧС нет денег на постройку «Спасателей».

Администрация Нижнего Новгорода направила в Минобороны запрос о передаче «Спасателя» в качестве музейного экспоната в парк Победы. Для того чтобы нижегородцы могли любоваться уникальным произведением оборонной промышленности, потребуется порядка 40 млн рублей. Как сообщили в городской администрации, в эту сумму входит не только транспортировка экраноплана (хотя и этот процесс будет крайне трудоемким, путь перевозки — 10 км), но и полное приведение в порядок его вида.

Судно разобрано, проект не завершен, и специалистам нужно будет собирать его по чертежам, обустраивать и снаружи и внутри. Эта сумма была озвучена исходя из предварительных подсчетов, так как полный перечень всех работ пока еще не определен. Полной оценкой всего проекта займутся специалисты. Средства внебюджетные — будут привлечены спонсоры. 

Прислала
Наталья Гребнева

Почему так дорого? Получается 4 млн на 1 км транспортировки!

Экраноплан «Лунь» всё-таки легенда советского кораблестроения, вот именно его нужно сделать музеем.

Нафига он нужен за 40 млн, можно сделать из фанеры, в кремле же стоит фанерный самолетик. А деньги пустить на более нужные дела. 

Два года назад была создана группа в защиту другого детища Алексеева — экраноплана «Лунь». Созданный в эпоху холодной войны ракетоносец сильно напугал противников, увидевших громадный не то корабль, не то самолет из космоса. Благодаря воздушной подушке экраноплан развивал скорость около 500 км/ч, был способен взлетать на несколько километров, а также обладал большим количеством самого передового вооружения тех времен.

Таким образом, благодаря нижегородцу Ростиславу Алексееву у СССР были разработки, не имеющие аналогов в мире. Сейчас экранопланы оказались никому не нужны, финансирование прекращено, а могучие машины ржавеют в доках. Например, «Лунь» сейчас в Каспийске (Дагестан), и в СМИ прошел слух насчет его скорой утилизации.

В администрации Нижнего Новгорода дали четкие объяснения насчет судьбы «Луня» и транспортировки «Спасателя».

Видео

Речь идет об экраноплане «Спасатель». Конечно, нам бы хотелось иметь в нашем парке «Лунь», но он является боевой единицей Министерства обороны РФ, они не могут его ни продать, ни отдать. Тем более вопрос о его утилизации еще даже не решен, как думают многие. А вот «Спасателя» нам готовы отдать. Ведутся переговоры с министерством обороны и с заводом «Волга», где сейчас находится экраноплан в разобранном виде. 

Конечно, доставка и транспортировка будет сложной: «Спасатель» не может добраться своим ходом, так как не завершен и вообще ни разу не был в испытаниях, поэтому каждую его массивную деталь придется перевозить по воде.

Будущее экранопланов можно назвать светлым. Почти за 50 лет эта отрасль так и осталась в статусе перспективной. Некоторые страны не раз объявляли о готовности стать лидерами экранопланостроения, удивляя своими новыми наработками. Российское будущее данных машин все больше походит на плачевное, и было бы очень грустно, если бы родина экраноплана превратилась в один большой музей технических достижений прошлого.

Автор

Ксения Смирнова

Над статьей работали

Наталья Гребнева, Дарья Полковая

3 комментария к материалу.

Анатолий Губарев 5 марта 2013, 09:59

В Москве уже стоит экраноплан "Орлёнок". Именно стоит - как экспонат. А ведь были когда-то лидерами.
Печальная сентенция:
Становясь героем легенды, помни - она всегда начинается словами "Был когда-то"

Евгений Борисов 7 марта 2013, 14:45

Фантастика! Нет аналогов в мире, а никому не нужны. Страна чудес...

Юрий Кузнецов 20 августа 2013, 11:33

парадокс!!!!!!

Добавить комментарий

Новое на сайте