Новосибирские охотники за призами осваивают новые источники дохода. Они называют себя промохантерами и зарабатывают на жизнь тем, что работают в соцсетях, участвуя в различных конкурсах и акциях. Как они побеждают и можно ли с ними бороться, выяснил корреспондент SmartNews.
Новосибирские профессиональные призоловы, или промохантеры (так теперь принято называть охотников за призами, которые можно получить в различных промоакциях), ринулись осваивать новый рынок — социальные сети. Именно они стали сейчас полем чудес, где можно бесплатно получить не кружку и футболку с логотипом, а машину и даже квартиру. Собирать крышки от бутылок кока-колы и этикетки от «Доширака», чтобы потом зарегистрировать коды на сайте или через SMS и получить гарантированный бонус — прошлый век.
Популярность соцсетей увеличивается в геометрической прогрессии. Соответственно, растет и их рекламный потенциал. Все более-менее крупные компании одна за другой открывают свои странички во «ВКонтакте» и «Фейсбуке», чтобы сформировать круг лояльных потребителей и начать доносить до них нужную информацию. Чем больше подписчиков — тем выше эффект.
Однако тут возникает главный вопрос: а как же этих подписчиков привлечь? И как заставить их потом регулярно, с неослабевающим интересом просматривать сотни рекламных постов? Рано или поздно все эсэмэмщики (специалисты, отвечающие за поддержку и продвижение страниц в социальных сетях) приходят к одному и тому же гениальному решению: «А давайте объявим конкурс!» Обязательно с ценным призом, чтобы все о нем друг другу рассказывали и мечтали выиграть. И вот тут-то на сцену выходят призоловы.
Я сейчас сижу дома с дочкой. Ей уже 2 года, свободного времени стало оставаться много. Поэтому я нашла все страницы известных фирм, подписалась на них, и каждый день проверяю уведомления. В среднем, по моим подсчетам, на два дня приходится три конкурса. Всегда есть чем заняться. Думаю, что если бы я работала, у меня не было бы возможности во всех них участвовать.
Как рассуждает подавляющее большинство эсэмэмщиков? Представим некое туристическое агентство «СуперПуперТур». Оно объявляет, что любой человек может поучаствовать в конкурсе и выиграть поездку на двоих на Сейшельские острова. В стоимость приза входят авиабилеты, страховка, проживание в отеле, трансферт. В общем, не приз, а мечта. Чтобы его получить, нужно, допустим, прислать самую яркую фотографию на тему «Я на отдыхе». И, конечно же, стать подписчиком страницы агентства, поделиться постом о конкурсе и опубликованной на своей стене фотографией. Победителем станет тот, чье фото наберет больше всего лайков.
Логика эсэмэмщиков проста и понятна: чтобы собрать максимум лайков к своей фотографии, каждый участник начнет приглашать проголосовать за его фото всех друзей и знакомых. Они узнают о конкурсе и тоже захотят поучаствовать. А что? Пять минут на публикацию фото — и ты уже почти на Сейшелах, усилий минимум. И так число подписчиков будет расти как снежный ком.
На первый взгляд, действительно, все логично: за стоимость одной поездки компания получает несколько тысяч подписчиков. Даже если они не выиграют, все равно продолжат просматривать рекламные посты, чтобы не пропустить начало следующего конкурса. Который, конечно же, начнется совсем скоро.
Но практика показывает, что схема не работает. Призоловы знают правила игры лучше всех и не оставляют непосвященным шансов на победу. Обычный человек, безуспешно поучаствовав в трех-пяти конкурсах, понимает, что ему никогда не собрать 50 тыс. лайков, и сдается. Как следствие, перестает реагировать на любую информацию о конкурсах, оставляя их на откуп промохантерам. В результате до 80% участников любого конкурса — призоловы, а не будущие лояльные потребители. Рекламная стратегия дает сбой.
Почему и как промохантеры побеждают? Профессионалы не тратят время на поиск отличной фотографии, которая всем понравится и наберет максимум лайков за счет сюжета или выразительности. Сойдет любое фото. Главное, чтобы оно точно соответствовало объявленным условиям конкурса, что достаточно просто. А дальше начинается кропотливая работа по сбору лайков и накрутке счетчика.
Когда я впервые попробовала поучаствовать в конкурсе, я была такой же наивной, как все новички. Разыгрывался холодильник. Нужно было прислать фото о том, как он мне нужен, и набрать максимум лайков. Я сперва две недели придумывала сюжет, потом мы с мужем еще неделю делали реквизит, отбирали фотографии… Потратили кучу времени. Получилось в итоге отлично. Честное слово, наша работа была лучшей. И как вы думаете, сколько лайков она набрала? Два или три. А победило скучное фото с несколькими тысячами лайков. Я очень переживала, не могла понять, почему так. Во втором моем конкурсе призом был ноутбук. Опять нужно было прислать фото. В этот раз я не стала тратить время на работу с фотографией, отправила первую попавшуюся и начала просить знакомых и незнакомых проголосовать за нее. За месяц работы по сбору лайков мне далось собрать около 300 голосов. Я снова проиграла с разгромным счетом. Зато сделала выводы. Почитала, пообщалась и научилась побеждать.
Технология сбора лайков давно отработана. Чтобы ее освоить, нужно сделать несколько шагов. Во-первых, завести множество друзей по соцсети, которым можно прислать сообщение с просьбой проголосовать. Однако призоловы говорят, что так можно собрать не более 5–10% голосов. Поэтому эффективнее второй шаг.
И в «Фейсбуке», и во «ВКонтакте» хватает сообществ, где собираются призоловы. Они всегда готовы лайкнуть твою конкурсную работу в обмен на такой же лайк в другом конкурсе, в котором они принимают участие сами. Правда, времени на это уходит достаточно много. Нужно вывесить просьбу о лайке, а еще лучше — написать каждому личное сообщение, затем проголосовать в ответ, а потом еще и отчитаться об этом. Потому что, если ты хоть раз нарушишь правила сообщества, тебя начнут игнорировать. Не лайкнул в ответ — до свидания. Забавно наблюдать, как друг друга просят о помощи прямые конкуренты по конкурсу. Победит всегда тот, кто готов потратить на сбор голосов больше времени.
Если времени нет, а победить очень хочется, голоса можно купить. Расценки — от 500 до 5 тыс. рублей за 1 тыс. лайков. Призолову нужно только просчитать, сколько он может потратить на покупку, чтобы остаться в плюсе после получения приза. Выигрывать чайник, потратив 10 тыс. рублей на голоса, смысла нет.
Призоловы — это где-то четверть моих клиентов. Чаще покупают лайки для продвижения страниц, сообщений, раскрутки групп. Много желающих получить «минуту славы»: собрать тысячи лайков к своей фотке и хвастаться перед друзьями. Но и на промохантерах получается неплохо заработать. Все мои лайки живые, выдерживают любую проверку.
Иногда на конкурсном рынке появляются пираты. Они не хотят честно собирать или покупать голоса и решают, что умнее всех. Заводят тысячи мертвых аккаунтов и начинают с них голосовать, накручивая счетчик. Напрасная трата времени. Организаторы конкурсов давно начали анализировать лайки и вычислять такие мертвые души. Например, по отсутствию аватарки.
Профессиональные призоловы очевидно фейковыми голосами пользуются только в одной ситуации: когда нужно дискредитировать конкурента. Если тебя обходят по числу голосов, можно быстро насоздавать фиктивных аккаунтов и проголосовать с них за лидера гонки. И тогда организаторы выкинут его с дистанции. Прием грязный, но эффективный.
А стоит ли овчинка выделки? Что можно получить, потратив время на изучение стратегии победы и создание эффективной системы по сбору лайков?
Я участвую в конкурсах недавно, всего третий год. Можно сказать, что новичок. За это время мне удалось выиграть не так уж много. Мои любимые призы — четыре поездки на двоих в Чехию, Италию, в Бразилию и на Кубу. Жаль, что в двух из них пришлось самостоятельно оплачивать авиабилеты до Москвы, по правилам конкурса они не входили в стоимость. Организаторы не учитывают, что иногда перелет Москва — Новосибирск сопоставим со стоимостью всего тура. Поэтому я теперь не во всех таких конкурсах участвую. Из вещей выиграла стиральную машину, плиту, холодильник, три планшета, два хороших фотоаппарата и четыре смартфона разных производителей, два телевизора и кучу мелкой техники, разных там чайников и йогуртниц. Еще очень много мелочи: футболок, кружек, сумок, купальников, женского белья и прочей ерунды. Их я уже давно не считаю. Плюс мы перестали покупать спиртное: выиграть бутылку-другую хорошего алкоголя — дело пяти минут. Есть в моей коллекции и забавные призы: например, годовой запас туалетной бумаги. Но разочарований пока больше, чем побед. У меня из-под носа увели квартиру в Москве и шикарный автомобиль. Что поделаешь: парень, который меня обошел, настоящий профи, гуру призоловства. Он давно нигде не работает, занимается только этим. От продажи призов имеет доход 300–500 тыс. в месяц. Себе оставляет только путешествия: все остальное у него давно есть. Вот к чему нужно стремиться. Я пока только учусь.
Способов борьбы с призоловами организаторы конкурсов придумали пока всего два. Первый — отказаться от определения победителей по числу голосов и объявить, что выбирать будет жюри. Число участников резко падает, но зато появляются честные конкурсанты. Безусловный плюс. Минус тоже есть, и существенный: считается, что о вкусах не спорят, но это не так. Выбор жюри чаще всего не кажется остальным участникам объективным, и на страницу выливается поток негатива. Организаторов обвиняют в том, что они выбрали «своего» или вручили приз фейковому аккаунту. Формированию лояльности это никак не способствует.
Есть и другой минус: часть призоловов давно изучила, какими должны быть конкурсные работы, чтобы их признали лучшими. Они научились побеждать и в творческих конкурсах. Правда, гарантий здесь никаких, и на честные конкурсы готовы тратить силы не более 5–8% от общего числа промохантеров. Они предпочитают смешанные варианты: когда в конкурсе объявлено два приза. Один — по числу лайков, второй — по выбору жюри. Для организаторов конкурсов это хороший способ сохранить все плюсы, минимизировав недостатки, но и расходы на призовой фонд увеличиваются вдвое.
Меня умиляет, как некоторые пытаются и бюджет сэкономить, и оба варианта конкурсов, лайковый и творческий, поженить. Объявляют, что победителя определит жюри, но число голосов тоже будет учитываться при выборе. В итоге призоловы решают не тратить усилий на участие, потому как выигрыш не гарантирован, в последний момент могут выбрать кого угодно. А обычные подписчики игнорируют конкурс, потому что думают, что победителя будут выбирать среди тех, кто наберет максимум лайков, т. е. среди промохантеров. Результат — бюджет потрачен зря.
Второй способ борьбы с призоловами — это объявить, что победитель будет определен случайным образом среди всех участников конкурса, обычно с помощью Random-генератора. Тоже не панацея, поскольку у профессионалов обычно сотни две-три собственных, вполне достоверных аккаунтов. Их шансы на победу все равно будут выше. Но главное, никто не готов тратить время на конкурсное задание, понимая, что шансы минимальны. Поэтому условия для участия в конкурсе обычно предельно просты: лайкнуть и поделиться. Потратить на это полминуты готово столько людей, что участников набираются многие тысячи. И шанс на победу сводится к нулю. А значит, в следующий раз обычный подписчик 10 раз подумает, стоит ли раздражать друзей спамом ради призрачного шанса. Не сдадутся только все те же люди — призоловы. И все вернется на круги своя.
Видео
Призоловы c форума Prizolovy.Ru
Видео: Prizolovy.Ru/YouTube
Складывается такое впечатление, что скоро «призоловы» будет новой профессией.))
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе