Первый в России автодорожный мост из слоистого стеклопластика появится под Новосибирском. Ранее из этого инновационного материала на территории страны строили только пешеходные мосты. Новый мост прослужит в два раза дольше традиционных и потребует минимум затрат в процессе эксплуатации.
Первый в России автодорожный мост из композитных материалов построят под Новосибирском. Мост длиною 18,5 метра возведут над рекой Пашенкой. Он станет частью автодороги Красный Яр — Сосновка. До конца года его введут в эксплуатацию.
Инновационный мост будет прочнее традиционных, а его эксплуатация обойдется существенно дешевле. Общая стоимость реализации проекта составит около 44 млн рублей.
Новый мост будет построен на месте старого, находящегося в аварийном состоянии. Интенсивность движения по этому участку автодороги составляет около 100 автомобилей в сутки в будние дни и около 500 автомобилей летом в выходные. Строительство моста из композитных материалов ведет новосибирская компания ООО «Опора». В дальнейшем, если результат реализации проекта получит высокую оценку экспертов, строительство подобных мостов на территории Новосибирской области будет продолжено. Один из ожидаемых эффектов — экономия на эксплуатационных расходах. Если будет начато серийное производство сооружений из стеклопластика, стоимость строительства удастся сократить.
Для сооружения основного несущего элемента моста — главных балок пролетного строения — используется слоистый стеклопластик. Он представляет собой тонкие синтетические армирующие волокна, связанные между собой полимерной матрицей. Технология изготовления такого стеклопластика разработана специалистами НПП АпАТэк, расположенного в городе Дубне Московской области.
Изначально новые полимерные композитные материалы были созданы для нужд аэрокосмической техники, но оказались конкурентоспособными и в строительстве. Снижение расходов на эксплуатацию при одновременном увеличении срока службы — главный эффект от их использования при строительстве мостов. Слоистый стеклопластик не подвержен коррозии, а значит, нет необходимости красить мост или регулярно заменять его элементы, а помыть его легко можно с помощью обычной воды.
При подсчетах срока службы пролетных конструкций из железобетона необходимо учитывать различные факторы. Ориентировочно безаварийный период их службы составляет от 80 до 100 лет, в зависимости от характеристик использованных при их возведении материалов. Однако в реальности он обычно сокращается до 50 лет из-за перепадов температуры, повышенной интенсивности эксплуатации, использования химических реагентов в зимний период, воздействия агрессивных сред. А капитальный ремонт железобетонным мостам обычно требуется уже через 25–30 лет. Срок службы моста, построенного из слоистого стеклопластика, составляет не менее 100 лет при практически нулевых эксплуатационных расходах. Затраты на его строительство выше примерно на 10%, а стоимость эксплуатации ниже почти в 10 раз.
Эскиз будущего моста. Фото: сайт правительства Новосибирской области
Композитные материалы по некоторым характеристикам превосходят сталь, но легче ее в пять-семь раз. Они не гнутся и не деформируются под воздействием высоких и низких температур.
Композитные материалы, используемые при строительстве мостов, огнестойки, устойчивы к сейсмическим воздействиям. У них высокие антивандальные характеристики. Они не подвержены образованию плесени и коррозии, поэтому на них не нужно наносить защитное лакокрасочное покрытие. Преимущество технологии строительства мостов из стеклопластика состоит в скорости и простоте монтажа конструкций, снижении их веса и, как следствие, уменьшенной нагрузке на опоры. За счет легкости элементов их можно собирать даже вручную, поэтому они могут быть возведены в местах, куда сложно добраться технике. Кроме того, такие мосты оставляют свободу для интересных дизайнерских решений, поскольку сам материал накладывает значительно меньше ограничений. За композитными материалами — будущее мостостроения. Поэтому они и вытесняют по всему миру традиционные железобетон и металл.
В мировой практике стеклопластик широко используют для строительства автодорожных мостов уже более 10 лет. Первый такой мост был построен в Великобритании в 2002 году с длиной пролета 10 метров. В настоящее время в различных странах мира насчитывается не менее 360 мостов, основные несущие элементы которых выполнены из полимерных композиционных материалов. В Голландии, например, на данный момент сооружено уже более 40 таких мостов. В США имеется уже более 300 мостов, в конструкцию которых включены различные композитные элементы.
В России пока полимерные композитные материалы использовались только при строительстве пешеходных мостов. Первый пешеходный мост из стеклопластика был построен в 2004 году в микрорайоне Чертаново в Москве.
Видео
С этого времени введено в эксплуатацию более сорока подобных пешеходных мостов. Однако автодорожный мост будет построен впервые.
Новосибирцы рады, что регион в очередной раз оказался в лидерах в области внедрения инноваций, однако полагают, что к новому мосту стоило бы построить и соответствующую по качеству дорогу.
Самое паршивое в этом строительстве то, что дороги-то там с обеих сторон нормальной нет. От Красного Яра — грунтовка, которую грейдером проходят раз 10 за год. Весной, когда лед сходит с дороги (а сходит он поздно из-за высоких сосен, закрывающих солнце), там такие колдобины и ямины по пороги машин. Со стороны Сосновки спуск к мосту идет фактически по оврагу, который размывается вешними водами и любыми сильными дождями. Обращаюсь к губернатору Василию Юрченко: со строительством моста логично было бы сделать и хорошую дорогу.
Главное, чтобы мост был безопасен. Если этот материал будет надежнее, чем привычные нам – это правильный подход.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе