Новосибирские учителя бьют тревогу — школьники разучились писать от руки. Хороший почерк с каждым годом становится все большей редкостью. Психологи полагают, что, утратив способность красиво записать полученную информацию, ученики теряют и возможность ее запомнить. Более того, отсутствие навыков письма создает угрозу их психическому здоровью.
Учителя новосибирских школ обеспокоены обостряющейся проблемой, которая раньше стояла остро лишь в школах для детей с запоздалым развитием. Современные школьники не умеют обращаться с ручкой или карандашом. Писать от руки могут единицы. И это несмотря на то, что в начальных классах их учат по прописям. Специалисты считают, что на освоение чистописания отведено слишком мало времени. Плохо сформированный и невостребованный в дальнейшем навык быстро теряется. В результате школьники пишут так плохо, что могут составить конкуренцию признанным лидерам антирейтинга каллиграфии — врачам. Красивым почерком могут похвастать единицы.
Когда я пришла работать в школу, у каждого ученика был свой почерк. У отличников — почти каллиграфический, у остальных — по крайней мере четкий и разборчивый. Даже двоечники писали вполне прилично, пусть и неаккуратно. А что происходит сейчас? Я уже не говорю о том, что никто из школьников даже не пробует писать красиво. Многие сами не могут прочесть то, что написали. У нас был дикий случай: я взяла новый класс, вызвала одного из учеников к доске и попросила написать тему урока. Он писал долго, старался, но никто из его одноклассников не смог прочитать, что он написал. Тогда мне стало интересно понять масштаб катастрофы. Стала вызывать всех по очереди. Из 30 с лишним человек написать понятно смогли только четверо. Ужас! В результате мы в шестом классе снова сели за прописи, как в первом, вместо того чтобы проходить новый материал.
Проблема носит глобальный масштаб и регулярно обсуждается на педагогических конференциях. Намного хуже своих родителей пишут все школьники без исключения. Хороший почерк становится редкостью даже в лицеях и гимназиях гуманитарного профиля.
В нашей гимназии урокам русского языка отводится значительно больше времени, но, к сожалению, только в старших классах, когда дети уже выбрали специализацию. В этом возрасте поздно заниматься каллиграфией. И все же мы стремимся повысить престижность хорошего почерка. Для этого у нас проводится школьный конкурс на самый красивый почерк. К сожалению, вынуждена констатировать, что с каждым годом в нем принимает участие все меньше школьников. А работы победителей этого года не смогли бы даже выйти в финал 10–15 лет назад.
Отказываясь тратить время на манипуляции с ручкой и бумагой, школьники объясняют свое нежелание писать от руки примерно одинаково. Главный аргумент — «мне это никогда не понадобится». Школьники полагают, что им достаточно научиться ставить подпись, а остальной текст они смогут набрать на клавиатуре.
Я не понимаю, зачем нас учат мертвому навыку. Мои родители говорят о том, что им почти не приходится писать от руки на работе. А мама, когда оставляет записки на холодильнике, всегда пропускает в словах буквы и потом пририсовывает их сверху. И зачем же мне тратить на это время, если вместо письма я могу научиться чему-то действительно полезному? В американских школах три года назад отменили уроки чистописания, и нам пора сделать то же самое. Если потом мне вдруг понадобится хороший почерк, что мне мешает научиться красиво писать, уже став взрослым человеком?
Однако школьные учителя категорически не согласны с тем, что в век высоких технологий нужно отказаться от попытки сформировать у детей навык письма от руки. Они полагают, что отучившись писать, школьники теряют не только почерк, но и способность к усвоению нового материала. Психологи объясняют это тем, что у них не задействована моторная память, самая крепкая и долговечная. Более того, отказ от ручного письма создает дополнительную угрозу психическому здоровью детей.
Все чаще слышишь от педагогов жалобы на то, что современные дети не способны концентрироваться и удерживать внимание, что они плохо усваивают информацию. Я полагаю, что одна из причин происходящего в том, что они перестали записывать услышанное на уроке в школьные тетради. Когда ребенок писал, он еще раз обдумывал информацию, размышлял, как лучше ее сформулировать, включалось визуальное восприятие. Плюс ко всему развивалась мелкая моторика, что стабилизирует психику. Последние исследования в этой области доказывают, что письмо от руки стимулирует активность мозга.
Американские психологи сравнивали результаты мозговой активности двух групп детей начальной школы. Одна группа печатала услышанное от учителя на компьютере, вторая — записывала от руки. Через 4 недели тренировок мозговая активность детей, которые пользовались ручкой и бумагой, достигла уровня мозговой активности взрослого человека. Вторая группа существенно отстала в результатах. По данным исследования Вирджинии Бернингер, профессора педагогической психологии Вашингтонского университета, когда ученики средних классов пишут от руки, они придумывают более развернутые предложения.
Чтобы понять, насколько важен навык письма от руки, проведите простой эксперимент. Прочитайте новую информацию и разделите ее на две части. Одну часть напечатайте на компьютере, вторую — запишите от руки. Потом попробуйте воспроизвести. И тогда вы сами убедитесь, что намного лучше запомнили то, что было записано «на бумажном носителе». В процессе письма участвует больше отделов мозга, чем при печати на клавиатуре. Чем больше мы пишем, тем больше формируется психомоторных связей и тем лучше работает наша память.
Учителя русского языка отмечают, что вместе с хорошим почерком школьники теряют грамотность, поскольку привыкают полагаться на Word, а не на собственную память.
В школе у меня была тройка по русскому. Я и сейчас убежден, что в правилах русского языка слишком много противоречий, чтобы их мог усвоить школьник. Но для того, чтобы писать грамотно, совсем необязательно знать правила. Когда я сомневаюсь, как следует написать то или иное слово, я быстро и не задумываясь пишу его на бумаге. Получается правильно, выручает моторная память.
Несмотря на убедительность аргументов педагогов и психологов, далеко не все родители согласны, что их детям необходимо уметь хорошо писать. Те же, кто считает, что в школах недостаточно внимания уделяют постановке почерка, берут инициативу в свои руки. Вплоть до того, что они готовы заниматься с детьми самостоятельно, на дому.
Я слышала все эти аргументы о том, что детей не нужно учить тому, что им не понадобится во взрослой жизни. Мне самой на работе практически никогда ничего не приходится писать от руки, только раз в году заявление на отпуск. Но это не значит, что мы должны отказаться от попытки научить наших детей нормально писать. Если рассуждать по аналогии, то детей не нужно учить вязать и готовить. Шерстяной шарф можно связать на вязальной машине, а еду — купить готовой и только разогреть. Современная техника скоро избавит нас почти от всех проблем. Но она же и сделает мир одинаковым, черно-белым. Поэтому сейчас так много людей вяжет и готовит. Из рутины эти занятия стали творчеством. Полагаю, умение писать от руки тоже скоро перейдет в разряд искусства, как каллиграфия у китайцев и японцев. Я хочу, чтобы мои дети им владели, поэтому и занимаюсь с ними дома. Им, кстати, нравится щеголять отличным почерком перед друзьями в школе.
С тем, что у красивого почерка есть единственный шанс выжить, перейдя из разряда обыденных навыков в разряд элитарных, согласны и культурологи. Они также полагают, что умение красиво писать со временем станет одним из новых видов искусства.
Вспомним XIX век. Какими были стандарты дворянского воспитания? Примерный юноша обязан был хорошо фехтовать, говорить на нескольких языках, танцевать, музицировать, знать основы живописи и стихосложения. И, конечно же, он должен был иметь прекрасный почерк, от наличия коего напрямую зависела его карьера при поступлении на гражданскую службу. Сейчас все эти рутинные навыки стали отдельными видами искусства. Умение красиво писать ждет та же судьба.
Проблема грамотности школьников действительно актуальна. Учителя находят в письменных работах школьников все больше недочетов и погрешностей. О проблемах неразборчивого почерка у школьников рассказывает следующий сюжет.
Видео
Ошибки, которых нет
Видео: TheKalligraphRU/YouTube
Огромное количество талантливых людей писали не ахти как. Хотя изящное искусство каллиграфии раньше было очень популярно, но в наше время нет ничего такого, что мешало бы людям вовсе обойтись без ручек и карандашей. У всех есть смартфоны и планшеты.
И всё таки развитие мелкой моторики (а письмо относится к нему) способствует развитию памяти и умственных способностей. Не умеют писать, рисовать, лепить, чертить, шить, вязать, вышивать. Одним словом, руками не умеют работать. А почерк может быть некрасивым, но должен быть разборчивым.
8 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе