Новосибирские ученые изобрели новый вид скоростного транспорта — аэроэстакадный. Это гибрид самолета и поезда, который движется со скоростью 600 км/ч, не касаясь земли. Он может использоваться не только в городских условиях в качестве альтернативы метро, но и для магистральных перевозок между городами, удаленными друг от друга на сотни километров.
Ученые Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина (СибНИА) и Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) работают над созданием принципиально нового вида транспорта — аэроэстакадного. Этот гибрид самолета и поезда может стать альтернативой как городскому метро, так и скоростным поездам класса «Сапсан». Его крейсерская скорость составляет 600 км/ч, а строительство аэроэстакады обходится значительно дешевле, чем скоростной железной дороги или новой ветки метрополитена.
Аэроэстакадный транспорт — это принципиально новое средство передвижения, которое нигде и никогда раньше не применялось. В нем используется так называемый экранный эффект: подъемная сила летательного аппарата резко возрастает за счет потока воздуха, который отражается от поверхности земли. Это чем-то напоминает воздушную подушку, только воздух не нужно нагнетать специально — поток образуется сам за счет высокой скорости. Этот вид транспорта значительно экономичнее, чем самолет или поезд.
«Вагон» аэроэстакадной дороги по форме будет напоминать авиалайнер, только сделан он будет в основном из пластика. Никаких нагрузок, кроме аэродинамических, он не испытывает, колес у него нет, взлетов и посадок он не совершает, поэтому большой запас прочности ему не требуется. Двигатели планируется использовать авиационные. Прорабатывается два варианта: турбовинтовой двигатель, как в аэросанях, и реактивный.
Скорее всего, будет использован реактивный двигатель. Но только современный — с минимальным уровнем шума, чтобы его можно было эксплуатировать в условиях города. При проектировании двигателя мы будем отталкиваться от зарубежных аналогов. В остальном разработка будет целиком российской.
Вагоны смогут лететь над аэроэстакадой поодиночке или целыми составами. Сама эстакада внешне напоминает надземное метро, только вместо стальных рельсов — экран из сверхмолекулярного полиэтилена. На нем не скапливается дождевая вода, не образуется лед и не держится снег. А значит, и тратить деньги на его регулярное обслуживание не нужно. Причем строительство аэроэстакады обойдется значительно дешевле, чем железной дороги или надземного метро.
Один километр железной дороги для скоростного поезда «Сапсан» обойдется примерно в 37 млн евро. Километр надземного метро — вдвое дешевле. А километр аэроэстакады стоит всего 5 млн долларов.
Строительство аэроэстакад в крупных городах может стать альтернативой подземке и скоростным трамваям. Благодаря относительно невысокой стоимости проблему пробок смогут решить даже те города, которые не попали в федеральные программы по строительству метро. Но наиболее перспективным новый вид транспорта может оказаться для магистральных перевозок между городами Сибири и Дальнего Востока. Они удалены друг от друга на сотни километров, и организация скоростного сообщения даст огромный экономический эффект.
Мы не ставим цель создать альтернативу железнодорожному транспорту — возможно, только в части пассажирских перевозок, которые нерентабельны для железных дорог. А здесь человек фактически садится в автобус и перемещается со скоростью самолета. Сейчас мы говорим о том, что скорость аэроэстакадного транспорта составляет порядка 500–600 км/ч. Но на самом деле можно перейти и звуковой барьер — вагон может двигаться со скоростью «Конкорда». А реальная скорость «Сапсана» на российских дорогах не превышает 300 км/ч. Но важно даже не это. Аэроэстакадный транспорт втягивает множество других инновационных технологий. Например, тот же сверхмолекулярный полиэтилен. Или гидромолоты, которыми забиваются сваи для эстакад. Таких разработок сотни, и все они могут быть востребованы. В итоге создается мультипликативный экономический эффект, который может принести в бюджет страны доход, равный половине прибыли от экспорта нефти.
Впрочем, новый вид транспорта может перевозить не только пассажиров. По словам Виктора Соколова, в некоторых случаях он может даже заменить нефтепровод. Нефть, доставленная в цистернах от месторождения до нефтеперерабатывающего завода, расположенного в сотнях километров от него, «доедет еще теплой». Аэроэстакады можно строить даже на вечной мерзлоте. Благодаря им можно решить проблему транспортной доступности северных территорий.
Для России в силу огромных расстояний строительство скоростных дорог актуально, как ни для какой другой державы. Скоростной транспорт решает проблему моногородов: мегаполис и города-спутники превращаются в одну большую агломерацию. Снижается миграционный отток населения с востока на запад страны — люди перестают чувствовать себя оторванными от цивилизации. В то же время если стягивать города Сибири и Дальнего Востока с помощью «Сапсанов», то Россия попадает в зависимость от зарубежных производителей. Если есть альтернативная отечественная разработка, то что мешает поддержать российскую экономику и создать рабочие места здесь? Этот проект может стать революционным прорывом как с точки зрения геополитики, как им стало строительство Транссиба 100 лет назад, так и с точки зрения освоения ресурсной базы северных и восточных территорий страны.
А самая длинная в мире железная дорога для высокоскоростных поездов находится в Китае.
Видео
Самая большая скоростная железная дорога
Видео: Sergey Dobrohotov/YouTube
Скоро поезда будут летать, кто бы мог подумать об этом ещё пару десятилетий назад. Прогресс не стоит на месте, кажется, проблема пробок будет очень просто решена. Может и автомобили похожие придумают. Тогда будем как в фантастических фильмах, летать на разных уровнях.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе