Улетный транспорт. Новосибирские ученые изобрели скоростной гибрид самолета и поезда

63
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Новосибирские ученые изобрели новый вид скоростного транспорта — аэроэстакадный. Это гибрид самолета и поезда, который движется со скоростью 600 км/ч, не касаясь земли. Он может использоваться не только в городских условиях в качестве альтернативы метро, но и для магистральных перевозок между городами, удаленными друг от друга на сотни километров.

Ученые Сибирского научно-исследовательского института авиации имени Чаплыгина (СибНИА) и Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС) работают над созданием принципиально нового вида транспорта — аэроэстакадного. Этот гибрид самолета и поезда может стать альтернативой как городскому метро, так и скоростным поездам класса «Сапсан». Его крейсерская скорость составляет 600 км/ч, а строительство аэроэстакады обходится значительно дешевле, чем скоростной железной дороги или новой ветки метрополитена.

Аэроэстакадный транспорт — это принципиально новое средство передвижения, которое нигде и никогда раньше не применялось. В нем используется так называемый экранный эффект: подъемная сила летательного аппарата резко возрастает за счет потока воздуха, который отражается от поверхности земли. Это чем-то напоминает воздушную подушку, только воздух не нужно нагнетать специально — поток образуется сам за счет высокой скорости. Этот вид транспорта значительно экономичнее, чем самолет или поезд.

«Вагон» аэроэстакадной дороги по форме будет напоминать авиалайнер, только сделан он будет в основном из пластика. Никаких нагрузок, кроме аэродинамических, он не испытывает, колес у него нет, взлетов и посадок он не совершает, поэтому большой запас прочности ему не требуется. Двигатели планируется использовать авиационные. Прорабатывается два варианта: турбовинтовой двигатель, как в аэросанях, и реактивный.

Скорее всего, будет использован реактивный двигатель. Но только современный — с минимальным уровнем шума, чтобы его можно было эксплуатировать в условиях города. При проектировании двигателя мы будем отталкиваться от зарубежных аналогов. В остальном разработка будет целиком российской.

Вагоны смогут лететь над аэроэстакадой поодиночке или целыми составами. Сама эстакада внешне напоминает надземное метро, только вместо стальных рельсов — экран из сверхмолекулярного полиэтилена. На нем не скапливается дождевая вода, не образуется лед и не держится снег. А значит, и тратить деньги на его регулярное обслуживание не нужно. Причем строительство аэроэстакады обойдется значительно дешевле, чем железной дороги или надземного метро.

Один километр железной дороги для скоростного поезда «Сапсан» обойдется примерно в 37 млн евро. Километр надземного метро — вдвое дешевле. А километр аэроэстакады стоит всего 5 млн долларов.

Строительство аэроэстакад в крупных городах может стать альтернативой подземке и скоростным трамваям. Благодаря относительно невысокой стоимости проблему пробок смогут решить даже те города, которые не попали в федеральные программы по строительству метро. Но наиболее перспективным новый вид транспорта может оказаться для магистральных перевозок между городами Сибири и Дальнего Востока. Они удалены друг от друга на сотни километров, и организация скоростного сообщения даст огромный экономический эффект.

Мы не ставим цель создать альтернативу железнодорожному транспорту — возможно, только в части пассажирских перевозок, которые нерентабельны для железных дорог. А здесь человек фактически садится в автобус и перемещается со скоростью самолета. Сейчас мы говорим о том, что скорость аэроэстакадного транспорта составляет порядка 500–600 км/ч. Но на самом деле можно перейти и звуковой барьер — вагон может двигаться со скоростью «Конкорда». А реальная скорость «Сапсана» на российских дорогах не превышает 300 км/ч. Но важно даже не это. Аэроэстакадный транспорт втягивает множество других инновационных технологий. Например, тот же сверхмолекулярный полиэтилен. Или гидромолоты, которыми забиваются сваи для эстакад. Таких разработок сотни, и все они могут быть востребованы. В итоге создается мультипликативный экономический эффект, который может принести в бюджет страны доход, равный половине прибыли от экспорта нефти.

Впрочем, новый вид транспорта может перевозить не только пассажиров. По словам Виктора Соколова, в некоторых случаях он может даже заменить нефтепровод. Нефть, доставленная в цистернах от месторождения до нефтеперерабатывающего завода, расположенного в сотнях километров от него, «доедет еще теплой». Аэроэстакады можно строить даже на вечной мерзлоте. Благодаря им можно решить проблему транспортной доступности северных территорий.

Для России в силу огромных расстояний строительство скоростных дорог актуально, как ни для какой другой державы. Скоростной транспорт решает проблему моногородов: мегаполис и города-спутники превращаются в одну большую агломерацию. Снижается миграционный отток населения с востока на запад страны — люди перестают чувствовать себя оторванными от цивилизации. В то же время если стягивать города Сибири и Дальнего Востока с помощью «Сапсанов», то Россия попадает в зависимость от зарубежных производителей. Если есть альтернативная отечественная разработка, то что мешает поддержать российскую экономику и создать рабочие места здесь? Этот проект может стать революционным прорывом как с точки зрения геополитики, как им стало строительство Транссиба 100 лет назад, так и с точки зрения освоения ресурсной базы северных и восточных территорий страны.

А самая длинная в мире железная дорога для высокоскоростных поездов находится в Китае. 

Видео

Самая большая скоростная железная дорога

Видео: Sergey Dobrohotov/YouTube

Прислала
Наташа Смирнова

Финансовый директор

Скоро поезда будут летать, кто бы мог подумать об этом ещё пару десятилетий назад. Прогресс не стоит на месте, кажется, проблема пробок будет очень просто решена. Может и автомобили похожие придумают. Тогда будем как в фантастических фильмах, летать на разных уровнях.

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Татьяна Леонова, Нелли Шестопалова, Наташа Смирнова

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Виталий Яровой 10 февраля 2014, 12:18

До момента проектирования и внедрения этого транспорта в общее пользование пройдёт ещё немало времени. Так что пока это всё фантастика.

Отмечено
редакцией

Наташа Смирнова 10 февраля 2014, 12:29, Изменено: 10 февраля 2014, 22:12

Скоро поезда будут летать, кто бы мог подумать об этом ещё пару десятилетий назад. Прогресс не стоит на месте, кажется, проблема пробок будет очень просто решена. Может и автомобили похожие придумают. Тогда будем как в фантастических фильмах, летать на разных уровнях.

Марина Алехина 10 февраля 2014, 13:21

Очень хочется верить, что этот проект реализуют. С огромной территорией нашей страны это просто необходимо. Хотя опять же будет ли выгодно гонять такие поезда в Сибирь? Достаточно ли пассажиров , чтоб движение окупалось и было прибыльным?

Рафаєль В. Макаров 10 февраля 2014, 15:30

Задумка хорошая. Но когда поезд-самолёт воплотится в жизнь, он станет морально устаревшим. Есть возможность разработчикам опровергнуть мои опасения. Тогда из Москвы до Владивостока мы будем доезжать за 2-3 дня.

Добавить комментарий

Новое на сайте