Почему дети больше не играют во дворах со своими сверстниками? Из-за чего умерла культура уличных игр, передававшаяся от поколения к поколению? А главное, кто в это виноват — сами дети, их родители или общество? Корреспондент SmartNews попробовал найти ответы на эти вопросы.
Детства, в котором дети часами играют во дворе с другими детьми, больше нет. Веселые уличные ватаги исчезли. Лишь изредка погулять выходят одинокие мальчишки со скейтами и девчонки с роликами. Они играют с ними, а не друг с другом. Коллективные игры ушли в прошлое.
В моем детстве мы всё свободное время проводили во дворе с друзьями. У нас была большая компания из детей всех возрастов, от детсадовцев до старшеклассников. Мы играли в «Казаки-разбойники», «Колечко», «Картошку», «Классики», «Хали-хало», «Штандер», «Вышибалу», «Море волнуется раз…», пионербол, в «ниточки», войнушку, прятки, салочки и жмурки, устраивали соревнования на скакалках и резиночке. Не теряли ни минуты. А сейчас во дворах уже не увидишь шумную ватагу детей. Почему? Что изменилось? Мои сын и дочка, по-моему, даже не знакомы с другими детьми из нашего двора. У них есть школьные друзья, но они не собираются, чтобы вместе поиграть.
Самая очевидная причина, почему во дворах больше не слышно веселых детских криков, — это повальное увлечение интернетом. Дети, выросшие в обнимку с ноутбуками, планшетами и прочими гаджетами, привыкли, что именно они — источник всего интересного в жизни. Друзей из соцсетей они ценят больше, чем реальных, да и поиграть могут когда угодно и с кем угодно, не покидая своей комнаты. Однако далеко не все родители винят в происходящем поголовную интернетизацию.
Не верю, что проблема только в компьютерах, должна быть еще какая-то причина, почему так происходит. Это же было так здорово и увлекательно, что мамы не могли нас дозваться домой. Мы учились дружить, наше детство было наполнено приключениями. Я могу вспомнить десятки веселых историй, которые происходили во время наших игр во дворе. Это было еще и полезно: мы много времени проводили на свежем воздухе, получали приличную физическую нагрузку, не толстели. Мне очень жаль, что сейчас этого совсем нет, а главное, непонятно почему. Мы не сидели по домам, хотя у нас дома было много занятий поинтереснее компьютера. Я, например, обожала читать, но готова была расстаться с книгой и умчаться к друзьям в любой момент.
Немногочисленные дети, которых родители сумели оградить от интернета, все равно не хотят играть с друзьями во дворе.
У нас дома строго: интернет — не больше часа в день. Планшетов и айпадов нет. Телевизор под запретом. Телефоны — только чтобы звонить. Но дети все равно не хотят пойти поиграть во двор. Говорят, что не с кем.
Может быть, дело в том, что морально устарели сами игры «Картошка» и «Классики»? Опыт показывает, что игры, которые были интересны родителям, нравятся и их детям, если, конечно, им выпадает шанс с ними познакомиться. Они вполне выдерживают конкуренцию с сетевыми стрелялками и бродилками.
Мы с нашими знакомыми каждое лето на неделю-две выбираемся отдохнуть на природе, с палатками и кострами. Собирается большая компания, человек 20–25, если считать детей. Мы научили их всем играм нашего детства, и они в полном восторге, с удовольствием в них играют. Мы сами часто к ним присоединяемся. Они, кстати, научили нас «Твистеру». Но что самое любопытное, они перестают играть вместе, как только возвращаются домой, к привычной жизни. Говорят, что это никому больше не интересно. Как так: им всем интересно, а остальным нет? Что-то тут не так.
Видео
Классики. Игры нашего двора
Видео: Мамина Школа/YouTube
Частично в происходящем виноваты сами родители. Гимн многих мам: «Не ходите дети на улицу гулять». Пространство за пределами своей квартиры или дома многие воспринимают как потенциально опасное для детей и стараются их лишний раз не выпускать. Других детей они также считают источником опасности и стремятся ограничить общение своих чад с нежелательными знакомыми.
Да в нашем детстве никому бы и в голову не пришло сидеть во дворе и наблюдать, как ребенок играет с другими детьми. Крикнут в форточку в 9 часов вечера, что пора домой, и всё. Но ведь это были совсем другие времена. Тогда и в школу никто никого не провожал, отвели за ручку на линейку 1 сентября, и всё, дальше сами. На улице было безопасно, никто никого не похищал, не грабил, не убивал. Сейчас всё иначе, и я своих детей одних на улице не оставлю. У нас охраняемый двор, обнесен оградой по периметру, относительно безопасно. Но мне не хочется, чтобы они сами выбирали, с кем им общаться. Во дворе их быстро научат материться, курить, а там и до наркотиков недалеко. Лучше не рисковать. Кстати, мое мнение разделяет большинство знакомых мам.
Часть родителей против дворовых игр не потому, что опасаются за безопасность детей или страшатся дурного влияния. Они считают, что их чадам лучше потратить свободное от школы время на другие полезные занятия.
Для своего сына я могу придумать кучу вариантов более интересного времяпрепровождения, чем носиться по двору с оравой других детей. Он серьезно занимается музыкой, увлекается велоспортом, ходит на шахматы, берет уроки английского. У него нет времени на ерунду вроде лапты или казаков-разбойников. Мы живем в жесткое время, и любой полезный навык со временем может стать ступенькой наверх. Я хочу, чтоб мой сын был успешен, и не допущу, чтобы даже в детстве он тратил время зря.
Играть в пионербол и вышибалу современным детям мешают не только родители, но и банальное отсутствие пространства во дворах, которые превратились в одну большую парковку. При всем желании в них можно было бы сыграть только в прятки.
Самих детей никто не винит в том, что они больше не хотят играть в игры. Они растут такими, какими их хотят видеть взрослые, и занимаются тем, что им предлагают. А в опустевших дворах больше нет старших детей, которые по цепочке готовы передать им умение играть в коллективные игры.
Любая культура передается из рук в руки. Только так и не иначе. В 90-е годы прошлого века преемственность поколений, игравших в дворовые игры, была нарушена. Детей теперь некому научить коллективным играм, и они не знают, чем занять себя на улице. Им там банально скучно. У девочек «резиночка» ассоциируется со средствами предохранения, а мальчики, наигравшись в компьютерные стрелялки и убивалки, ни за что не возьмут в руки безобидный мяч. Они моделируют поведение взрослых, стремятся быть похожими на них. А каких взрослых они видят? С планшетами, ноутбуками, навороченными телефонами и без друзей. Чем они занимаются? Просиживают часы за компьютером или перед телевизором. Взрослые сами разучились общаться с другими взрослыми, и нечего ждать, что дети начнут делать то, что не ценят их родители.
В пользу мнения Ольги Серковой говорит то, что, обсуждая опустевшие дворы, родители забывают, что рядом с детьми всегда можно было увидеть взрослые компании. Пенсионеры резались в домино и шашки, мамы собирались посплетничать, а папы часами пропадали в гаражах, где могли «потолковать с мужиками». Играть в игры с соседями перестали не только дети.
У детей осталось стремление играть. Недаром они становятся на ролики или осваивают скейтборды. Но исчезла ценность взаимодействия с другими детьми, которых они больше не воспринимают как партнеров в игре.
Современные дети раньше взрослеют. Им объясняют, что на улице их ждут маньяки-убийцы и сумасшедшие лихачи-водители. Единственный способ уцелеть — завести себе безопасных виртуальных друзей. Они не умеют и не хотят общаться с живыми людьми. Девочки на несколько лет раньше, чем их мамы, начинают думать не об играх, а о своей внешности, а мальчики — о карьере. Не нужно забывать и о том, что родителями сейчас становятся в среднем на десять лет позже. Дети видят перед собой намного более взрослых людей и копируют их поведение.
Игра для детей — по сути средство научиться жить во взрослой жизни, смоделировать будущую жизнь. Поэтому в каждой эпохе были свои игры. Поэтому в эпоху компьютеров и виртуальных миров очень сложно переключить детей от компьютерных игр на «Казаков-Разбойников». К тому же психологическая и учебная нагрузка на детей с каждым годом возрастает. Поэтому со сверстниками школьники общаются в основном в перерыве между уроками. Ещё одна причина — у родителей тоже катастрофически не хватает времени для общения с детьми. Всё вместе приводит к тому, что дворовые игры уходят в прошлое, равно как и общение со сверстниками во дворе вообще. Что касается курения и алкоголя, то дети сначала всего набираются опыта не во дворе, а видя как пьют по праздникам и курят их родители. А потом начинают подражать в компании сверстников своим родителям, считая, что это признаки взрослой успешной жизни.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе