Новосибирские фермеры обеспокоены: самостоятельно забивать выращенный скот они больше не смогут. А построить собственные пункты убоя мелким сибирским хозяйствам не под силу. Региональные власти готовы субсидировать половину расходов, однако пока лишь 12 предпринимателей в Новосибирской области смогли построить свои убойные площадки.
Новосибирские фермеры не смогут самостоятельно забивать выращенный на продажу скот. Новый регламент Таможенного союза запрещает подворный убой. С 1 мая 2014 года вступает в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013). Он позволит усилить контроль над качеством продаваемого мяса. Одной из мер станет запрет на подворный убой скота с целью последующей реализации полученной продукции. То есть самостоятельно заколоть на собственном дворе, к примеру, свинью, а потом продать мясо на рынке будет нельзя. Эксперты уверены, что это позволит избежать нарушения технологии забоя, заражения продукции, экологически безопасно утилизировать отходы. Однако животноводы Новосибирской области ждут часа икс со страхом: на сегодняшний день во многих районах области до сих пор нет оборудованных в соответствии со всеми требованиями убойных площадок, на весь регион их несколько десятков.
У нас в области 29 таких предприятий, расположены они в двадцати районах. Возможно, некоторые не совсем соответствуют требованиям нового технического регламента. Все они должны пройти государственную регистрацию. Порядок ее определяется федеральными органами власти. Пока у нас нет информации о таком порядке, но, я уверен, в ближайшее время мы его получим.
Тем, кому не повезло жить рядом с ними, придется доставлять скот за десятки, а то и за сотни километров. Транспортные расходы съедят всю прибыль от продажи мяса.
Мы растим на продажу двух бычков и семь свиней. Осенью сами забиваем скот, часть мяса сдаем, остальное отвозим в город и продаем на рынке. Если проходят ярмарки, обязательно участвуем. Большую часть вырученных денег отправляем сыну в Новосибирск. Он учится в университете, снимает квартиру, расходов много. Если посчитать стоимость корма и прочего, получается, что с одного бычка мы получаем около 3 тыс. прибыли. Это при условии, что мы на всем экономим. Если не сможем сами забивать скот, будем вынуждены нанимать машину, чтобы отвезти его на убойный пункт. В нашем районе ни одного такого пункта нет. Придется везти в соседний, за 300 километров. За машину отдадим не меньше чем тысячу-полторы. А значит, нам останется в два раза меньше прибыли. И зачем мне полгода жилы рвать, чтобы заработать полторы тысячи? Чтобы отбить повышение расходов, нужно поднимать цену на мясо. А кто его будет покупать в два раза дороже? Получается как всегда: хотели как лучше, а вышло… От всех этих новшеств страдаем только мы, фермеры.
Однако фермер Тимофей Красноперов ошибается. Пострадать от введения нового регламента могут не только животноводы, но и конечные потребители их продукции. Часть крестьян посчитает нерентабельным держать домашний скот на новых условиях и вообще перестанет его выращивать. Остальные вынуждены будут повысить цены, чтобы компенсировать транспортные расходы. А значит, мясо местного производства неизбежно подорожает. Впрочем, заметят рост цен только любители покупать мясо на рынке. На ценах в супермаркетах ситуация не скажется. Если в первое время после введения регламента у мелких фермеров и возникнут сложности со сбытом продукции, рядовой потребитель этого не почувствует.
Не думаю, что на нашей работе хоть как-то скажется снижение активности мелких сельхозпроизводителей. Их продукция никогда не попадала на прилавки крупных торговых сетей. Объемы, которые готовы предложить частники и крупные хозяйства, несопоставимы. Продукция мелких фермеров нам просто неинтересна. Не только за счет крохотных объемов поставок, но потому, что частники не могут обеспечить соответствия предъявляемым нами требованиям к качеству продукции. Поэтому наши покупатели даже не почувствуют перемен, если они и случатся.
Чтобы от нововведений не пострадали мелкие производители, необходимо построить во всех районах Новосибирской области пункты убоя скота. Региональные министерства сельского хозяйства и экономического развития заявили, что готовы поддержать все хозяйства, которые возьмутся построить убойные площадки своими силами. Вплоть до того, что будут компенсировать 50% от стоимости приобретенного оборудования.
Наша позиция такая: желательно, чтобы в каждом районе области был отвечающий всем требованиям убойный пункт хотя бы на 10–30 голов скота в сутки. Транспортировка животных на 200–300 километров — далеко не лучший вариант уже хотя бы с экономической точки зрения.
Однако даже с учетом господдержки для мелких фермеров сумма остается неподъемной — среднюю стоимость строительства одной убойной площадки со всем техническим оснащением эксперты оценивают в 10–12 млн рублей. В меньшую сумму обойдутся не стационарные, а мобильные площадки, но и они удовольствие недешевое.
Мобильная бойня — это тоже не так просто. К ней должна быть подведена канализация, должны быть бокс оглушения и печь для сжигания отходов. Чтобы пользоваться печью, нужно получить лицензию на сжигание, а это означает согласование в Росприроднадзоре, экологические налоги. В нашем районе пока только одно хозяйство решилось пройти через все эти процедуры. На оформление всех нужных документов ушло полтора года. Даже если сейчас кто-то спохватится и попытается срочно построить собственную мобильную убойню, не успеет. Осталось всего два месяца, поздно суетиться. А мелким хозяйствам это делать и вовсе нерентабельно — не отобьют расходы. Остается надеяться на помощь властей. Если они не помогут, мелкие подворья будут вынуждены уйти с рынка.
Пока в Новосибирской области нашлось всего 12 предпринимателей, которые решились построить убойные площадки своими силами.
Несколько предпринимателей из Чановского, Кочковского, Карасукского, Краснозёрского, Убинского районов уже обратились к нам по вопросам, связанным с новым техническим регламентом и строительством убойных пунктов. Наши специалисты дали им такие разъяснения, предложили различные варианты строительства объектов, назвали цену.
Чтобы остальные фермеры не оказались в безвыходном положении, районные власти ищут свои варианты решения проблемы. Так, в Карасукском районе Новосибирской области создается мобильный пункт убоя животных, который будет объезжать животноводов по установленному графику. Это поможет сохранить скот небольшим хозяйствам и сохранит их в качестве активных игроков продуктового рынка.
В прошлом году Таможенный союз уже собирался принять новый регламент, тогда фермерам повезло — решили отсрочить.
Видео
Запрет на подворный убой скота создал немало сложностей для фермеров
Видео: NovgorodTVnews/YouTube
Данные изменения считаю правильными. Сельскохозяйственная продукция предназначенная для продажи населению должна соответствовать нормам безопасности на всех стадиях. Если не будет таких изменений мы так и останемся жить в «каменном веке».
Животноводческим хозяйствам надо кооперироваться и строить кооперативные бойни если нужно купить соответствующий транспорт по перевозке животных, а так же строить холодильники по хранению продукции.
Тогда у нас будут товары соответствовать международным стандартам, которыми мы восхищаемся, надо и самим начинать делать товары такого же качества.
30 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе