Как в Древней Греции. Школьников учат считать на абаке

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Александр Кондратюк/РИА Новости

В Новосибирске открылась уникальная выставка. Старинные учебники по математике собраны в одну экспозицию с не менее древними счетными устройствами. Посетителям здесь предлагают решить арифметические задачи XVIII века и учат пользоваться счетами и логарифмической линейкой.

В Новосибирском государственном университете (НГУ) открылась уникальная выставка «Арифметика, сиречь наука числительная». На ней представлены редкие старинные учебники по математике из архива научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН, многие из которых впервые покинули академические стены. Рядом с книгами можно увидеть различные счетные устройства, которые использовались на протяжении веков, а теперь незаслуженно забыты. 

Главный экспонат выставки — легендарный учебник арифметики Магницкого. Эта первая в России математическая энциклопедия была издана в 1703 году и не имела аналогов до середины XVIII века. В честь нее названа вся выставка.

«Арифметика, сиречь наука числительная» — это точное название энциклопедии Леонтия Магницкого. В книге более 600 страниц, и это оригинальное, не переводное произведение. Она стала отправной точкой для перехода россиян на десятичную систему счисления. Магницкий рассказывает об основных арифметических действиях, приводит таблицы сложения и умножения, рассказывает о дробях, мерах и весах, рассматривает основы логарифмического счета, геометрии, тригонометрии, математического анализа. Помимо теоретических выкладок, в «Арифметике» есть интересные задачи, примеры, вопросы. Большой раздел посвящен морскому делу, поскольку энциклопедия Магницкого использовалась для обучения в навигацкой школе, в которой он преподавал. Через несколько лет после своего появления эта книга стала популярной по всей России. Ломоносов называл ее не иначе как «вратами своей учености».

Прислала
Наталья Гребнева

Помимо «Арифметики» Магницкого, посетители выставки могут увидеть еще около 20 раритетных книг, ставших библиографической редкостью: труды первых русских академиков и преподавателей математики Курганова, Котельникова, Козельского, Головина, Гурьева, Осиповского и др. На выставке также представлены популярные работы известных немецких и французских ученых, переведенные и изданные в России.

Все эти книги — это не копии, а оригиналы, сохранившиеся в фондах научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН. Большая часть экспонатов относится к XVIII веку.

Видео

Занимательная математика. «Арифметика» Магницкого

Видео: KrasnoeTV/Яндекс.Видео

Экспозиция, созданная в НГУ, вызывает большой интерес не только у преподавателей и студентов университета, но и у школьников, которые приходят сюда на экскурсии. Правда, их знаний пока не хватает даже на то, чтобы прочесть названия древних учебников. Они с энтузиазмом пробуют решать старинные математические задачки и изучать вышедшие из употребления измерительные величины, но без особого успеха. Предназначение большинства инструментов, представленных на выставке, для них также остается загадкой. Наибольший интерес у детей вызывает древняя счетная доска абак, принципы работы которой им объясняют здесь же, на выставке.

Абак — это одно из древнейших приспособлений для арифметических подсчетов. Ему больше 5 тыс. лет. Название, которое имеет греческое происхождение, в переводе означает «счетная доска» и точно описывает внешний вид устройства. Первые абаки действительно выглядели как доска из глины или дерева с вырезанными в ней углублениями. По этим углублениям передвигались счетные камешки. В Древнем Египте абак был модернизирован: доску заменила деревянная рамка, внутри которой были натянуты жилы с камешками. Такой абак по внешнему виду стал больше напоминать счеты. У китайцев и японцев были свои варианты абаков, и они тоже были похожи на счеты — в бамбуковой рамке с выточенными из дерева счетными косточками. Ацтеки использовали абаки из кукурузных зерен.

Абаки различных модификаций повсеместно использовались до XVIII века. Изначально они были основаны на пятеричной системе счисления, и только в II тысячелетии н. э. она была заменена на десятеричную.

На абаках можно было выполнить все четыре основных арифметических действия, сохранить промежуточные результаты, извлечь квадратный или кубический корень. Однако они не давали возможности, к примеру, подсчитать дроби — десятые и сотые части числа, и поэтому были вытеснены счетами, изобретенными в конце XVI века. Кстати, сейчас в японских школах решили вернуться к абакам. Детей обучают работать с ними, чтобы с раннего возраста развивать математические навыки. Я пробовал на уроках использовать самодельный абак и убедился, что дети гораздо лучше понимают и запоминают материал. Поэтому я убежден, что это счетное устройство забыли незаслуженно.

Кстати, абак сотрудники университета изготовили самостоятельно по описаниям.

Чтобы мы могли продемонстрировать, как работает это устройство, нам пришлось его сделать своими руками. Хорошо, что хоть счеты у нас были, их еще можно отыскать. А как был устроен счет на линиях, показываем по сохранившимся изображениям на гравюрах.

Прислала
Наталья Гребнева

Выясняется, что современным детям незнакомы даже счеты, которыми лихо стучали их бабушки. Они не понимают, как с помощью обычных деревяшек разного цвета можно произвести сложные вычисления. Когда им показывают и объясняют принцип их работы, это производит на детей впечатление фокуса. Школьники признаются, что счеты для них намного более загадочный предмет, чем калькулятор. Там все понятно: нажал кнопки — и вот результат. А здесь самому нужно передвигать деревяшки и уметь прочесть результат.

Моя мама тоже была бухгалтером, и в детстве мы играли с ее счетами. Сами не заметили, как научились считать еще до школы. Потом нас учили пользоваться счетами в школе. А когда я стала работать в бухгалтерии, счеты стали таким же необходимым инструментом, как ручка. Когда в середине 80-х годов появились первые калькуляторы, профессиональные бухгалтеры их проигнорировали. Мы на работе даже как-то устроили соревнование, как быстрее — на счетах или на калькуляторе. Если есть сноровка, то на счетах быстрее и умножишь, и поделишь, и сложишь. И результат нагляден, все понятно, можно проверить. Поэтому свою внучку я с детства приучала к счетам. Теперь она хвастается этим перед своими друзьями. Из всего курса в вузе она одна знает, как ими пользоваться. А еще благодаря своему раннему знакомству со счетами она прекрасно считает в уме, хотя большинство детей сейчас два плюс два без калькулятора сложить не могут.

Еще одно широко распространенное в недавнем прошлом приспособление, которое демонстрируют школьникам на выставке, — это логарифмическая линейка. Правда, объяснять, как ею пользоваться, не пытаются — дети еще не проходили тригонометрические функции и для них слишком сложно понять, для чего она нужна. Пока им только говорят, что с помощью такой линейки можно построить самолет или космический корабль. Дети недоверчиво рассматривают испещренный загадочными знаками кусок пластика и верят на слово. Но главное, что все увиденное пробуждает в них интерес к такой простой и, как оказалось, такой сложной науке — арифметике.

Прислал
Дмитрий Игнатьев

очень интересная экспозиция.. почаще бы ученые такие выставки устраивали, тогда и интерес к науке среди молодежи намного выше был бы…

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работали

Татьяна Леонова, Дмитрий Игнатьев, Наталья Гребнева

5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Артем Карпенко 12 марта 2014, 09:02

Какая любопытная выставка... жаль,что я не в Новосибирске живу, я бы на такой с удовольствием побывал бы)

Отмечено
редакцией

Дмитрий Игнатьев 12 марта 2014, 09:14, Изменено: 12 марта 2014, 20:54

очень интересная экспозиция.. почаще бы ученые такие выставки устраивали, тогда и интерес к науке среди молодежи намного выше был бы...

Станислав Захаркин 12 марта 2014, 10:00

Даже и удивительно,что современные дети не видели ни разу счетов.. я-то за ними в детстве не один час проводил)

Рафаєль В. Макаров 12 марта 2014, 10:40

Действительно, многие современные школьники считать "в уме" разучились. А ведь такой счёт помогает развивать головной мозг лучше всяких головоломок. Да и в жизни пригодится.

Анатолий Дубинский 12 марта 2014, 17:11, Изменено: 12 марта 2014, 17:15

Они много чего не умеют по сравнению со старшими поколениями.
А тёща вспоминала, как их гоняли по географии - либо учитель сам рисовал контур страны, а ученики отвечали, какая страна, либо просил нарисовать ученика нарисовать контур. Понятно, не тютелька в тютельку.
И по математике... Помните картину русского художника Н.П Богданова-Бельского "Устный счёт в народной школе"? Ученики решают простую задачку (10²+11²+12²+13²+14²)/365 = ? Сколько сегодняшних ребят такого же возраста решат её быстро?

Добавить комментарий

Новое на сайте