Доигрался. Новосибирский учитель получил срок за изготовление взрывчатки

3
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: УТ МВД по СФО

Школьный учитель химии из Новосибирска получил условный срок за хранение дома большого количества взрывчатки. В частном доме он оборудовал целую лабораторию, где проводил опыты и исследования. Связи химика с террористами сотрудники ФСБ не обнаружили. Но взрывы все-таки гремели.

Ученики, которые посещали кружок химии в местной школе, отзываются о преподавателе с теплотой. Сам 41-летний химик считает себя ученым-исследователем, хотя опыты и сделали его инвалидом. Дело Александра Мальцева прогремело на всю Россию, поэтому сейчас мужчина избегает общения с прессой, потому что за время судебного разбирательства его уже дважды увольняли с работы.

Взрывчатки, которую обнаружили в доме химика, хватило бы на серьезный теракт. Более 10 кг, в том числе нитроглицерин, гремучая ртуть, тротил, гексоген, черный порох, тетранитрометан и еще полтора десятка всевозможных взрывчатых веществ.

Следователи внимательно изучили всю жизнь Александра Мальцева. Однако ни связи с террористами, ни признаков подготовки к терактам полицейские не обнаружили. Эксперименты со взрывчаткой действительно были его хобби.

В 1994 году Мальцев окончил факультет химии и биологии Новосибирского государственного педагогического университета. Ему нравилось изучать взрывоопасные материалы, он даже хотел устроиться взрывником на шахту, но не взяли. Тогда он пошел работать в школу, а опыты со взрывчаткой стал проводить дома.

Один из таких опытов закончился печально. Химик выбросил загоревшееся вещество в окно, через секунду на улице прогремел взрыв, от которого выбило стекла в квартирах всего подъезда. Тогда Мальцев отделался легким испугом, но спустя шесть лет взрыв произошел уже в самой квартире. Алексей получил серьезные увечья: лишился части левой руки и практически потерял зрение.

Но, став инвалидом, Алексей Мальцев не прекратил свои опыты. Еще в 2005 году он организовал в школе кружок химии. По словам следователя Александра Тер-Томасова, все необходимое для изготовления взрывчатки химик приобретал в хозяйственных магазинах и в аптеках. Некоторые вещества ему покупали дети, которые ходили к нему в кружок. Оборудование, находившееся у него дома, он собирал постепенно: что-то осталось от учебы в университете, что-то покупал. За несколько лет Мальцев оснастил себя всем необходимым для работы. Ученики всегда отзывались о нем хорошо. Он подготовил нескольких выпускников к поступлению в вузы. Полицейским стало известно, что химик проводил с ними «взрывные» опыты на пустырях, один из последних — на футбольном поле.

Через какое-то время директор школы запретила химический кружок.

Засудят однозначно. Это вам не матёрых террористов отлавливать. Добыча сама в руки идёт — ну как не осудить! Зато какая отчётность будет! Поощрения, премии, карьера…

Рецепты изготовления взрывчатки Алексей находил в научной литературе и интернете. По словам следователя Александра Тер-Томасова, Мальцев не без гордости рассказывал полицейским о своих достижениях. Каждое полученное им вещество было плодом многократных и серьезных опытов. Он вел подробные записи, как и полагается исследователю.

Судя по всему, эта взрывоопасная работа — единственное, что осталось у Алексея. Была у бывшего учителя семья, но в начале 2000-х от болезни умер сын. Потом разладились отношения с женой, и они развелись. Тогда Алексей и переехал в частный дом и ушел в работу с головой. Следователям он сказал, что зла никому не желал.

Я проводил опыты и изобретал взрывчатые вещества из собственного интереса. Все эксперименты — это лишь мое увлечение, навредить я никому не хотел.

Алексей Мальцев, SmartNews

Видео

Вот такие вот «любители химии» очень опасны своей любовью к химии. Во-первых, заражают молодежь этой любовью (заметьте, не к чисто химии, а к производству взрывчатых в основном веществ и наркотиков), во-вторых — для соседей — они хранят все это в домах, часто в панельных!

Алексею Мальцеву предъявили обвинение по 16 эпизодам. Арестовывать не стали, отпустив под денежный залог. Изыскания химика в области взрывчатых веществ эксперты считают несерьезными.

— Не согласен с тем, что этот «учитель» отделался условным сроком. 10 кг тротила или гексогена достаточно, чтобы нанести дому огромные разрушения, — это во-первых. При кустарном производстве взрывчатых веществ невозможно соблюсти требования техники безопасности. Даже в промышленном производстве их изготавливают в специальных помещениях, а сами строения окружают обвалованием, чтобы в случае взрыва были минимальные последствия. Никаких научных результатов получить в домашних условиях невозможно. Для этого требуется специальное, очень дорогостоящее измерительное оборудование, которое вряд ли по деньгам учителю средней школы.

Ученики же, говоря о своем преподавателе химии, в один голос называют его мастером своего дела. Следователь Аягоз Ашимов рассказывает, что многие очень благодарны ему за то, что он дал им великолепные знания, которые пригодились в дальнейшей жизни.

Александру Мальцеву предъявили обвинение по статье «Незаконные приобретение, хранение и перевозка взрывчатых веществ». Ему грозило до четырех лет. Впрочем, бывшие ученики надеялись, что суд его пожалеет и экспериментатор отделается условным сроком. Так и произошло. Кстати, когда над Мальцевым начался суд, выяснилось, что он снова утроился на работу учителем, уже в другую школу. Правда, теперь на преподавательской карьере стоит крест: по Трудовому кодексу он не может больше преподавать из-за судимости, хоть и условной.

Ох, неспроста все это. Для чего-то взрывчатка предназначалась. Ну не для Новогоднего фейерверка же. Потому что история склонна повторяться революционеры — народники в конце XIX века тоже занимались приготовлением взрывчатки в кустарных условиях, в начале XX века эсеры переняли тактику народников по изготовлению взрывчатки. Один из знаменитых терактов эсеров — убийство Столыпина. Террор — это бессмыслица, ничего хорошего он не принесет.

— На мой взгляд, совершенно обоснованный приговор. Тем более что суд, в соответствии с действующим законодательством, может назначать наказание даже ниже минимального срока, предусмотренного статьей. То есть все это на усмотрение судьи. Тут в пользу учителя было сразу несколько смягчающих факторов: признание вины, хорошие характеристики от учеников и коллег. Отягчающих, я так понимаю, не было. К тому же тяжких последствий от действий подсудимого не наступило. Все это в совокупности и вылилось в условный срок. К тому же судья, думаю, понимала, что мужчина и так будет наказан — ведь он больше не сможет работать с детьми, имея судимость по такой статье.

Автор

Сергей Стюард

Над статьей работала

Ксения Гагай

Новое на сайте