На одной из станций новосибирского метро досмотр теперь проводят с помощью рентгеновского сканера. Установка пронизывает человека насквозь, так что пронести оружие или взрывчатку не удастся. Руководство подземки нововведением довольно, а вот пассажиры не на шутку испугались.
Первая установка Homo Scan с использованием рентгеновских лучей заработала в Новосибирском метрополитене в конце ноября. Установлена она на станции «Красный проспект».
Досмотр проходят не все пассажиры, а только те, которые вызывают особое подозрение. Например, тщательно проверять будут, если зазвенит металлодетектор. Он настроен так, что ни на ключи, ни на мобильные телефоны не реагирует, следовательно, сигнал наводит на подозрения.
По правилам стоять в камере Homo Scan надо ровно. Дышать можно, но двигаться запрещено. При соблюдении этих условий веерные рентгеновские лучи насквозь пронизывают «пациента», определяя всё лишнее. А полупроводниковый детектор сразу вычисляет оружие и взрывчатые вещества — если они сделаны из металла.
Пассажирам новая установка не понравилась. Они боятся, что такой контроль может серьезно навредить здоровью. Дошло до того, что многие стараются пользоваться другими станциями, где никакого рентгена нет.
Мы и так получаем кучу облучения в городе. В Новосибирске есть даже огромный завод, который специализируется на производстве всяких радиоактивных материалов — НЗХК. Есть данные, что уровень радиации в Новосибирске и так повышенный. Теперь еще и в метро рентген проходить. Я в эту будку не полезу.
Видео
Изготовители установки Homo Scan, московское ООО «СКБ Медрентгентех», успокаивают: не стоит преувеличивать опасность.
— При сканировании в нашей установке человек получает 0,25 мкЗв. Ежедневная норма, которую люди получают в городе, в том числе от бытовой техники, — около 0,22 мкЗв. При прохождении флюорографии в поликлинике излучение около 0,8 мкЗв, то есть в несколько раз выше. Наши установки сертифицированы, стоят во многих местах, и никаких нареканий мы до сих пор не получали.
Вторят производителям и руководители метрополитена.
— Прежде чем начать эксплуатацию первой установки, мы вызвали комиссию Роспотребнадзора. Они всё проверили и дали нам лицензию. Кроме того, все работники метрополитена, кто будет иметь отношение к этим установкам, стоят на учете в Росатомнадзоре и имеют персональные дозиметры. Если накопленная доза за квартал будет ими превышена хоть немного, то работу этих установок запретят. Но на сегодняшний день мы убедились, что при заявленных производителем параметрах излучения 0,3 мкЗв по факту установка выдает 0,11 мкЗв.
А вот врачи к технологиям досмотра с применением рентгена относятся неоднозначно. Радиация может накапливаться в организме. С одной стороны — безопасность объектов транспорта требует новых технологий, с другой — каждый человек имеет право следить за тем, какие дозы облучения он получает.
Интересно, а как человека будут принуждать пройти это сканирование или это дело добровольное? Не раз наблюдал на этой станции, как работники метрополитена осматривают содержимое сумок у пассажиров. Насколько правомерны такие действия?
— Мы постоянно получаем какое-то облучение от естественного радиационного фона Земли и по различным другим причинам. Превышать дозу, конечно, не рекомендуется. Те врачи, которые, к примеру, работают с излучающим оборудованием, имеют индивидуальные дозиметры и не должны продолжать работу, когда уровень полученной радиации приближается к опасной отметке. Но вряд ли в метро будут сканировать всех пассажиров подряд. Если человек не хочет проходить сканирование, то, наверное, службы безопасности должны провести какой-то альтернативный досмотр.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко также считает, что процедура досмотра пассажиров с помощью рентгеновского сканера возможна только при добровольном согласии. 5 марта руководитель ведомства подписал информационное письмо. В послании он указал, что в случае массовой установки подобных сканеров в метро и аэропортах страны необходимый контроль за допустимой нормой облучения человека будет утерян. А это может привести к серьезным последствиям для здоровья граждан.
Однако Роман Дронов заверяет: никто и никогда не будет принуждать пассажиров проходить рентген-контроль. Выбор будет всегда. Либо 5 с сканирования, после которого каждый получит специальный документ с датой и уровнем полученной радиации, либо другие процедуры досмотра, в том числе и с привлечением сотрудников полиции.
Сканирующая установка недешевая — 4,5 млн рублей. А всего таких аппаратов производители продали различным организациям больше пятисот. Сканируют они пассажиров в аэропортах и на вокзалах по всей стране. Так что радиационный контроль в новосибирском метро уже в ближайшее время станет обыденностью.
— На сегодняшний день мы получили 10 установок для сканирования сумок и 10 установок для сканирования людей. В ближайшее время получим еще по 8 тех и других. Кроме этого, мы получаем приборы, способные найти микроскопические дозы взрывчатки, специальные противовзрывные контейнеры и много другой техники. Деньги на это выделяет федеральный бюджет по специальной программе обеспечения безопасности на транспорте.
Это вместо новых станций метро?
Справка SmartNews
За 9 месяцев 2012 года Новосибирским метрополитеном воспользовались 58 087 тыс. человек. В среднем за сутки перевозит 212 тыс. человек. Максимальное количество пассажиров, перевезенных за 1 день, составило 284,2 тыс. человек.
Видео
Кстати, аналогичные установки есть и в екатеринбургском метро.
1 комментарий к материалу.