Фото: sibnia.ru
Легендарный Ан-2, который в народе ласково окрестили «кукурузником», вернется в небо. Второе рождение он получит благодаря американским деталям — сибирские авиаконструкторы установят на машину новые двигатель и винт. Как утверждают эксперты, обновленному «Ан» не будет равных: самолет сможет эксплуатироваться практически в любых условиях.
Авиационный институт в Новосибирске получил грант на продолжение работ по модернизации самого массового самолета СССР — Ан-2. Характеристики самолета летчики называют уникальными, но ему необходим новый двигатель и новый винт. Для решения этой задачи сибиряки сотрудничают с американцами. Результаты испытаний дают и тем и другим уверенность, что проект будет удачным.
Хотя Ан-2 и получил иронично-пренебрежительное прозвище «кукурузник», с ним (в своем классе) до сих пор не может сравниться ни один монстр самолетостроения.
— Летные характеристики у самолета лучшие в своем классе. Планер не имеет назначенного срока эксплуатации. Попросту говоря, планер вечный. В советское время производство самолета по лицензионному соглашению было отдано в Польшу. Двигатели и винты много лет не модернизировались, если не считать проекта Омского объединения «Полет» — Ан-3. Возможности этого самолета до конца не исчерпаны.
Справка SmartNews
Ан-2 («кукурузник», «Аннушка») — советский легкий многоцелевой самолет.
Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Номинальный полетный вес — 5250 кг. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. По данным на 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 борт Ан-2, из них 1683 — в России. Всего было построено более 18 тыс. штук Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет.
Видео
Кстати, абсолютно серьезно: гениальнейший советский самолет!!! Действительно «рабочая лошадка» на всех видах работ, которые ему поручали! Само время его оценило на отлично!
СибНИА решил дать Ан-2 новую жизнь. Двигатель выбрали американский, фирмы Honeywell, а винт — фирмы Hartzell. В феврале 2012 года прошли летные испытания обновленной машины. Первые же полеты показали: применение нового оборудования оправданно — взлетно-посадочные и летные характеристики самолета улучшились.
Этим летом довелось видеть один из первых вариантов модернизированного Ан-2 в испытаниях над аэродромом. Впечатлен характеристиками… Зависал почти на месте… Пируэты крутил…
— Самолет стал еще более устойчивым и управляемым на всех режимах полета. Однако более точные результаты и оценка летных характеристик будут получены после обработки всех данных по завершении программы летных испытаний.
Россия в Ан-2 нуждается как никогда. Он неприхотлив и незаменим для перевозки людей между небольшими городами и поселками внутри регионов. Его с удовольствием использовали и МЧС, и лесоохрана. На нем налетали свои первые часы тысячи пилотов.
Сейчас исследователи из СибНИА устанавливают на самолет навигационные системы GPS. Новый двигатель позволяет установить дизель-генератор. Оснащенная такими системами машина становится полностью независимой. На любом аэродроме, в любых погодных условиях пилот может запустить дизель-генератор и обогреть самолет. То есть фактически подготовить его к запуску самостоятельно и лететь, если есть топливо. Кстати, бензин для Ан-2 — отдельная тема.
— Старый двигатель АН-2 — это разработка еще 30-х годов прошлого века. Работал он на специальном авиационном бензине, а не на авиационном керосине. В России сегодня этот бензин не производят. Ближайшее место, откуда его можно привезти, — Финляндия. Стоит он в России от 110 до 150 рублей за литр. Но новый двигатель может летать на авиакеросине. Потому и эта проблема отпадает.
Проект модернизации — очень удачный, считают многие авиационные специалисты. В воздухе самолет ведет себя прекрасно. Однако на земле проект модернизированного Ан-2 ждут сложности. Разработан самолет в КБ им. Антонова, которое ныне находится в братской, но заграничной Украине. СибНИА ведет с антоновцами переговоры, чтобы получить необходимое разрешение на использование имени нового самолета.
А еще конструкторам придется добиваться разрешения на эксплуатацию воздушного судна, а также получить аттестацию летной годности и в Международном авиационном комитете (МАК). Именно МАК занимается этими вопросами на территории СНГ и, как говорят авиаторы, ни расторопностью, ни благожелательностью по отношению к российским разработчикам не отличается.
Зато помощь пришла от властей Новосибирска. Небольшая, но авиаконструкторы и этому рады.
Мы подали заявку на грант в миллион рублей на погашение некоторых затрат, связанных с покупкой оборудования, необходимого для реализации проекта. Мэрия Новосибирска выделила нам 800 тыс. рублей. Использовать деньги мы можем только на указанные цели. Полностью разработку грант, конечно, не покроет, но помощь эта своевременная.
К обновленному самолету уже приглядываются бизнесмены. Хоть и «кукурузник», рассуждают они, зато стоимость адекватная.
Для всех «прогрессивных»
вот колесо, например, несколько тысяч лет назад изобрели, но вы же на нем катаетесь?
а давайте его тоже в помойку. Ан-2 — гениальный самолет, дешево и сердито. Впрочем, дешево, по нынешним временам — это самый главный его «недостаток».
Стоимость переоборудования одного Ан-2 — 700–800 тыс. долларов США. Новый Ан-3 стоит минимум в два раза дороже. Импортные аналоги на порядок дороже, и их невозможно купить прямо сейчас — надо заказывать и ждать. На то, чтобы создать новый самолет, уйдет, как считает Владимир Драгочинский, 10–15 лет. За это время модернизированные Ан-2 смогут выполнить огромный объем работ. Всего на сегодняшний день в России есть около 1,5 тыс. «кукурузников», годных для перевооружения.
Видео
Приходилось летать на «Аннушках» в «совдеповские» времена пассажиром, в основном Братск — Усть-Илимск. Впечатления незабываемые: трясет, воздушные ямы, летом жара, зимой — холод собачий, прегазовки двигателем, но все это были мелочи. Главное — 12 пассажирских мест, машин было много, улететь — без проблем. Комфорта нет, зато машинка надежная и безотказная.
Если их реанимируют — это замечательно, у нас много «медвежьих уголков», куда «Только самолетом можно долететь!» Я думаю он везде будет нужен этот бюджетный самолетик.
В своё время, двоюродный брат был начальником авиаотряда на Севере и он со знанием дела говорил мне, что не существует в природе самолёта более пригодного для северных условий кроме АН2. Неприхотлив, надёжен,прост в эксплуатации и все попытки найти ему замену не имели успеха. Надо было давно подобрать ему новый двигатель достойный этого самолёта, хотелось бы верить, что американский и на крайнем Севере не подведёт. В добрый путь милый «Кукурузник»!
Вот совсем недавнее видео http://lori.ru/3491781. «Кукурузник» до сих пор поднимает паращютистов в местных клубах ДОСААФ. Это видео снято в Пятигорске. С удивлением смотрел на то, как это «старичок» взлетал, практически с «пятачка»… И, если получится, то ветеран получит новое «сердце», а заначит, долго будет жить…
Утопия. 800т.долл.=24 млн.руб. Я 20 лет эксплуатирую самолеты Ан-2. Цена Ан-2 из капремонта с любого завода 2.5 млн.руб. В 10 РАЗ дешевле. Ни одна коммерческая авиакомпания не купит. Его никогда не окупить. А про бензин- это байки для дураков. Есть официальные допуски для работы на Аи-95. —30 руб/литр, как и авиакеросин. Разве только госкомпании купят на госденьги. Не жалко выбрасывать, не свои или за откаты.
24 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе