Американские прибамбасы. В Сибири модернизируют самолет Ан-2

53
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Легендарный Ан-2, который в народе ласково окрестили «кукурузником», вернется в небо. Второе рождение он получит благодаря американским деталям сибирские авиаконструкторы установят на машину новые двигатель и винт. Как утверждают эксперты, обновленному «Ан» не будет равных: самолет сможет эксплуатироваться практически в любых условиях.

Авиационный институт в Новосибирске получил грант на продолжение работ по модернизации самого массового самолета СССР — Ан-2. Характеристики самолета летчики называют уникальными, но ему необходим новый двигатель и новый винт. Для решения этой задачи сибиряки сотрудничают с американцами. Результаты испытаний дают и тем и другим уверенность, что проект будет удачным.

Хотя Ан-2 и получил иронично-пренебрежительное прозвище «кукурузник», с ним (в своем классе) до сих пор не может сравниться ни один монстр самолетостроения. 

— Летные характеристики у самолета лучшие в своем классе. Планер не имеет назначенного срока эксплуатации. Попросту говоря, планер вечный. В советское время производство самолета по лицензионному соглашению было отдано в Польшу. Двигатели и винты много лет не модернизировались, если не считать проекта Омского объединения «Полет» — Ан-3. Возможности этого самолета до конца не исчерпаны.

Справка SmartNews

Ан-2 («кукурузник», «Аннушка») — советский легкий многоцелевой самолет.

Представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом. Номинальный полетный вес — 5250 кг. Ан-2 используется как сельскохозяйственный, спортивный, транспортный, пассажирский самолет и состоит на вооружении ВВС многих стран. По данным на 2012 год, в мире эксплуатируется 2271 борт Ан-2, из них 1683 — в России. Всего было построено более 18 тыс. штук Ан-2. Экспортировался в 26 стран мира. Занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается уже более 60 лет.

Видео


Кстати, абсолютно серьезно: гениальнейший советский самолет!!! Действительно «рабочая лошадка» на всех видах работ, которые ему поручали! Само время его оценило на отлично!

СибНИА решил дать Ан-2 новую жизнь. Двигатель выбрали американский, фирмы Honeywell, а винт — фирмы Hartzell. В феврале 2012 года прошли летные испытания обновленной машины. Первые же полеты показали: применение нового оборудования оправданно — взлетно-посадочные и летные характеристики самолета улучшились.

Этим летом довелось видеть один из первых вариантов модернизированного Ан-2 в испытаниях над аэродромом. Впечатлен характеристиками… Зависал почти на месте… Пируэты крутил…

— Самолет стал еще более устойчивым и управляемым на всех режимах полета. Однако более точные результаты и оценка летных характеристик будут получены после обработки всех данных по завершении программы летных испытаний.

Россия в Ан-2 нуждается как никогда. Он неприхотлив и незаменим для перевозки людей между небольшими городами и поселками внутри регионов. Его с удовольствием использовали и МЧС, и лесоохрана. На нем налетали свои первые часы тысячи пилотов. 

Сейчас исследователи из СибНИА устанавливают на самолет навигационные системы GPS. Новый двигатель позволяет установить дизель-генератор. Оснащенная такими системами машина становится полностью независимой. На любом аэродроме, в любых погодных условиях пилот может запустить дизель-генератор и обогреть самолет. То есть фактически подготовить его к запуску самостоятельно и лететь, если есть топливо. Кстати, бензин для Ан-2 — отдельная тема.

— Старый двигатель АН-2 — это разработка еще 30-х годов прошлого века. Работал он на специальном авиационном бензине, а не на авиационном керосине. В России сегодня этот бензин не производят. Ближайшее место, откуда его можно привезти, — Финляндия. Стоит он в России от 110 до 150 рублей за литр. Но новый двигатель может летать на авиакеросине. Потому и эта проблема отпадает. 

Проект модернизации — очень удачный, считают многие авиационные специалисты. В воздухе самолет ведет себя прекрасно. Однако на земле проект модернизированного Ан-2 ждут сложности. Разработан самолет в КБ им. Антонова, которое ныне находится в братской, но заграничной Украине. СибНИА ведет с антоновцами переговоры, чтобы получить необходимое разрешение на использование имени нового самолета.

А еще конструкторам придется добиваться разрешения на эксплуатацию воздушного судна, а также получить аттестацию летной годности и в Международном авиационном комитете (МАК). Именно МАК занимается этими вопросами на территории СНГ и, как говорят авиаторы, ни расторопностью, ни благожелательностью по отношению к российским разработчикам не отличается.

Зато помощь пришла от властей Новосибирска. Небольшая, но авиаконструкторы и этому рады.

Мы подали заявку на грант в миллион рублей на погашение некоторых затрат, связанных с покупкой оборудования, необходимого для реализации проекта. Мэрия Новосибирска выделила нам 800 тыс. рублей. Использовать деньги мы можем только на указанные цели. Полностью разработку грант, конечно, не покроет, но помощь эта своевременная.

Наталья Рузанова, заместитель директора СибНИА, SmartNews

К обновленному самолету уже приглядываются бизнесмены. Хоть и «кукурузник», рассуждают они, зато стоимость адекватная.

Для всех «прогрессивных»

вот колесо, например, несколько тысяч лет назад изобрели, но вы же на нем катаетесь?

а давайте его тоже в помойку. Ан-2 — гениальный самолет, дешево и сердито. Впрочем, дешево, по нынешним временам — это самый главный его «недостаток».

Стоимость переоборудования одного Ан-2 — 700–800 тыс. долларов США. Новый Ан-3 стоит минимум в два раза дороже. Импортные аналоги на порядок дороже, и их невозможно купить прямо сейчас — надо заказывать и ждать. На то, чтобы создать новый самолет, уйдет, как считает Владимир Драгочинский, 10–15 лет. За это время модернизированные Ан-2 смогут выполнить огромный объем работ. Всего на сегодняшний день в России есть около 1,5 тыс. «кукурузников», годных для перевооружения.

Видео


Прислал
Алексей Павлов

Приходилось летать на «Аннушках» в «совдеповские» времена пассажиром, в основном Братск — Усть-Илимск. Впечатления незабываемые: трясет, воздушные ямы, летом жара, зимой — холод собачий, прегазовки двигателем, но все это были мелочи. Главное — 12 пассажирских мест, машин было много, улететь — без проблем. Комфорта нет, зато машинка надежная и безотказная.

Если их реанимируют — это замечательно, у нас много «медвежьих уголков», куда «Только самолетом можно долететь!» Я думаю он везде будет нужен этот бюджетный самолетик.

Прислал
Андрей Червонцев

В своё время, двоюродный брат был начальником авиаотряда на Севере и он со знанием дела говорил мне, что не существует в природе самолёта более пригодного для северных условий кроме АН2. Неприхотлив, надёжен,прост в эксплуатации и все попытки найти ему замену не имели успеха. Надо было давно подобрать ему новый двигатель достойный этого самолёта, хотелось бы верить, что американский и на крайнем Севере не подведёт. В добрый путь милый «Кукурузник»!

Прислал
Валерий Шилов

Вот совсем недавнее видео http://lori.ru/3491781. «Кукурузник» до сих пор поднимает паращютистов в местных клубах ДОСААФ. Это видео снято в Пятигорске. С удивлением смотрел на то, как это «старичок» взлетал, практически с «пятачка»… И, если получится, то ветеран получит новое «сердце», а заначит, долго будет жить…

Прислал
сергей Борисенко

Утопия. 800т.долл.=24 млн.руб. Я 20 лет эксплуатирую самолеты Ан-2. Цена Ан-2 из капремонта с любого завода 2.5 млн.руб. В 10 РАЗ дешевле. Ни одна коммерческая авиакомпания не купит. Его никогда не окупить. А про бензин- это байки для дураков. Есть официальные допуски для работы на Аи-95. —30 руб/литр, как и авиакеросин. Разве только госкомпании купят на госденьги. Не жалко выбрасывать, не свои или за откаты.

Автор

Сергей Стюард

Над статьей работали

Андрей Червонцев, Валерий Шилов, Елена Горбачева, сергей Борисенко, Алексей Павлов, Анастасия Жданова

10 000 просмотров

30 июля 2013
10 000 просмотров
Добавить комментарий

24 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Денис Дедов 15 декабря 2012, 12:06

Родители рассказывали, что в советские времена "кукурузник" был таким же обычным транспортом, как и автобус, поезд, корабль. Ими летали часто. Было очень удобно слетать к родственникам в область за 20 минут, вместо 3 часов автобусом.

Анатолий Губарев 16 декабря 2012, 13:37, Изменено: 16 декабря 2012, 13:40

Каким автобусом, Денис?!
В Томской области, например, до некоторых точек можно было добраться только на перекладных - сначала теплоходом (в т.ч. "Ракетой") или в раздолбанных столыпинских вагонах (я таких больше нигде не встречал!), потом катером типа трудяги "Костромича", а потом древним автобусом или "пазиком", если не встретили на грузовике.
Правда, далеко не везде в 70-80-х были посадочные площадки

Оля Волкова 15 декабря 2012, 12:43

Да, это было очень удобно. И дешево. Сомневаюсь, что сейчас будет так же. если этот транспорт и вернут в массы, то стоить пролет будет очень дорого.

Сергей Ягунов 15 декабря 2012, 13:48

Молодцы, что взялись за модернизацию, дело нужное. Я бы сам полетал на таком. Чего бы не использовать возможность, когда она, можно сказать, под ногами лежит. Только наклонись, и возьми.

Отмечено
редакцией

Алексей Павлов 15 декабря 2012, 15:21, Изменено: 17 декабря 2012, 12:49

Приходилось летать на "Аннушках" в "совдеповские" времена пассажиром, в основном Братск - Усть-Илимск. Впечатления незабываемые: трясет, воздушные ямы, летом жара, зимой - холод собачий, прегазовки двигателем, но все это были мелочи. Главное - 12 пассажирских мест, машин было много, улететь - без проблем. Комфорта нет, зато машинка надежная и безотказная.
Если их реанимируют - это замечательно, у нас много "медвежьих уголков", куда "Только самолетом можно долететь!" Я думаю он везде будет нужен этот бюджетный самолетик.

Владимир Жомин 15 декабря 2012, 18:52

Лучшего самолёта для первоначального обучения - нет !

Отмечено
редакцией

Андрей Червонцев 15 декабря 2012, 20:32, Изменено: 17 декабря 2012, 12:50

В своё время, двоюродный брат был начальником авиаотряда на Севере и он со знанием дела говорил мне, что не существует в природе самолёта более пригодного для северных условий кроме АН2. Неприхотлив, надёжен,прост в эксплуатации и все попытки найти ему замену не имели успеха. Надо было давно подобрать ему новый двигатель достойный этого самолёта, хотелось бы верить, что американский и на крайнем Севере не подведёт. В добрый путь милый "Кукурузник"!

Анатолий Губарев 16 декабря 2012, 13:30, Изменено: 16 декабря 2012, 13:35

Ну, если к "Северу" приплюсовать всю Сибирь и Дальний Восток, а так же глухие уголки Центральной России (поверьте, таких немало!), то ареал желательного распространения Кукурузника и ему подобных уже примерно очерчен.
Крайне необходимый самолёт! Я на таких полСибири облетал пассажиром и по работе. Поспорить с ним могут только современные модификации Ми-8.
Но вот движок к нему лучше всё-таки наш

Андрей Червонцев 16 декабря 2012, 19:13, Изменено: 16 декабря 2012, 19:15

Добрый день! Я не специалист по авиационным двигателям, но наверное ребята из СибНИА перебрали кучу вариантов. Возможно отечественного просто нет. Я по профессии конструктор, знаю как нелегко в наше время разворованных и разграбленных заводов найти отечественные комплектующие соответственного качества. А так конечно я за!

Анатолий Губарев 17 декабря 2012, 08:06, Изменено: 17 декабря 2012, 08:10

Андрей, в том-то и проблема, что тогда проще купить какие-нить "Сессны", которые по массовости выпуска конкурировали до середины 90-х с "Аннушкой".
У нас что-то получается, когда ставят ихнюю авионику, но всё железо - наше, хотя, если честно, наши движки всегда славились своей прожорливостью.
Что творится на наших заводах знаю не понаслышке. Но возрождать-то - надо! Не всё ж растаскивать

Сергей Милованов 15 декабря 2012, 22:30

О, это приятная новость.Может, введут в нашу жизнь что-то новенькое. От этих робок на дорогах спасу нет.

Виталий Хвостов 15 декабря 2012, 22:35

Пусть даже с американскими запчастями, но в нашей стране. Отличный самолетик. Не могу понять, почему в прошлом веке они были обычным делом, а сейчас - диковинка.

Ник Нед 15 декабря 2012, 23:56, Изменено: 16 декабря 2012, 00:00

да всё просто! Не могут нынешние правители чтобы в стране что-то напоминало об СССР

Анвар Даутханов 16 декабря 2012, 06:45

Пробовали в Омске прикручивать турбовинтовой движок и обозвали АН-3, что-то не срослось. А теперь янковский хотят, посмотрим что получится...

Евгений Рыжков 16 декабря 2012, 11:47, Изменено: 16 декабря 2012, 18:19

Главной задачей у Ан-2М была: проведение авихимработ, которая включала в себя подкормка, прополка и борьба с насекомыми - вредителями ( саранча).
Поля , как правило в средней полосе РОССИИ , окружены лесами и поэтому приёмистость поршневого двигателя позволяло самолёту резко поднять обороты и взмыв избежать столкновения с лесным массивом.Турбовинтовой Ан - 3 поэтому и не пошёл в серию, потому что он не отвечал требованиям, предъявляемым к данному типу самолётов. И уж извините, но ваши слюни по поводу "америкосовских" примочек ничего кроме брезгливости не вызывают. ..."

геннадий родионов23 16 декабря 2012, 17:00, Изменено: 17 декабря 2012, 11:04

Уважаемый Евгений......Я сам америкософоб,но если наши не могут(не хотят) организовать работу КБ и моторзаводов -то с паршивой овцы хоть шерсти клок.Движки америкосы строить умели и умеют.А раз есть возможность улучшить самолет таким путем,то это надо делать,а не сажать пацанов на машины с донельзя изношеными движками на которые уже не выпускают топливо.При совке,давался госзаказ на изготовление изделия, отвечающего необходимым требованиям, нескольким предприятиям ,и выбирался лучший проект(сейчас это называют "тендер")На госприемке не редко были руководители страны(тот же сталин)А нашим ... глубоко по барабану на чем летает"быдло"!

Юрий Мишурин 16 декабря 2012, 17:32, Изменено: 16 декабря 2012, 17:35

Присоединяюсь, Ан-3 как раз по этому и не пошел. А вот на счет тупых америкосов по теме реально смешно. С тарый то ж вигатель Ан-2 АШ-62 ИР это америкосовский "райт циклон". Кстати тоже до сих пор эксплуатируется.

Никита Березин 16 декабря 2012, 15:04

Тогда умели мощь делать. Неплохая идея в целом, потому-что с тех пор много чего позабыто, а по качеству гораздо превосходило и нынешнее.

Артем Карпенко 16 декабря 2012, 15:59

Самое лучшее новое - это хорошо позабытое старое, но с обновлениями )))

Иван Мотыкин 16 декабря 2012, 16:01

А я считаю, что все равно насильно мил не будешь. А если средств нет, что тогда?

Леонид Парфенов 16 декабря 2012, 22:16

Мне о кукурузнике дедушка еще рассказывал, насколько я понимаю, история у него великая. Замечательные вещи в бывшем СССР делали, оттуда много чего можно намотать на ус, некоторым вещам и до сих пор нет замены

Отмечено
редакцией

Валерий Шилов 18 декабря 2012, 11:17, Изменено: 18 декабря 2012, 11:21

Вот совсем недавнее видео http://lori.ru/3491781. "Кукурузник" до сих пор поднимает паращютистов в местных клубах ДОСААФ. Это видео снято в Пятигорске. С удивлением смотрел на то, как это "старичок" взлетал, практически с "пятачка"... И, если получится, то ветеран получит новое "сердце", а заначит, долго будет жить...

Анатолий Кононенко 18 декабря 2012, 19:46

Наконец-то началось шевеление! АН-2 был самым "внедорогжным" самолетом - и по селам, и по полям!
Я считаю, что планеры большинства советских самолетов были очень удачными, современными и прочными, по сравнению с зарубежными.
Надо просто на существующие проекты самолетов ставить более современные двигатели, послать на.... все европейские придирки и большинство ограничений по качеству полосы, и пусть НАШИ самолеты летают по НАШЕЙ РОССИИ!

Вячеслав Васюков 25 декабря 2012, 11:38

Все хорошо, но ставить на российский самолет американский двигатель - стратегическая ошибка! А если наши "заклятые друзья" канал поставки запчастей к нему прикроют? И будет АН-2 с американским двигателем стоять на земле, как куча железа. Такой стратегический для России самолет, как АН-2 нельзя оснащать американскими деталями!

Добавить комментарий

Новое на сайте