Небо в алмазах. Aэропорт в Омске возродят инвесторы из Кувейта

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Аэровокзал в апреле 2007 года, вид со взлетно-посадочной полосы. Фото: superomsk.ru

Строительством омского международного аэропорта, начатым без малого 30 лет назад, заинтересовались бизнесмены из Кувейта. Проект давно считался провальным, и власти Омской области уже оставили попытки найти под него инвестора. Но инвестор нашелся сам. Компания Gold VICTORY готова не только оплатить завершение амбициозного проекта, но и в дальнейшем развивать в Омске гостиничный бизнес.

Экономисты оценивают необходимые вложения примерно в 7 млрд рублей. Омские эксперты в сфере авиаперевозок сомневаются в целесообразности достройки Омска-Федоровки, в первую очередь из-за низкого пассажиропотока в регионе. 

Справка SmartNews

Аэропорт Омск-Федоровка был одним из наиболее амбициозных, но так и не реализованных проектов экс-губернатора Омской области Леонида Полежаева, наряду со строительством метро и Красногорского гидроузла на Иртыше. Строительство аэропорта началось в 1982 году, первый самолет рассчитывали принять в 1993-м. Однако к 1995 году финансирование работ фактически прекратилось. В 2000-х годах по инициативе областных властей работы по созданию международного авиационного узла возобновились. В разное время о готовности инвестировать в строительство омского международного аэропорта заявляли бизнесмены Германии, Турции и других стран. Сейчас на территории недостроенного аэропорта проводятся состязания по драг-рейсингу (вид автомобильных гонок).

Видео

Вспоминается крылатая фраза губернатора Полежаева, сказанная в 2006 году: «За Фёдоровку мы готовы заплатить столько, сколько скажут. За ценой не постоим. Идея дороже». 

Назначенный в мае текущего года омский губернатор Виктор Назаров поставил судьбу проекта «Омск-Федоровка» под вопрос. «Строительство нового аэропорта — это долгосрочная программа, и мы понимаем, что Боливар двоих не вынесет и строить две крупные стройки (метро и аэропорт. — Ред.) за счет бюджета — это на сегодня просто нереально. Строительство нового аэропорта мы пока, ну не буду говорить, что заморозили, но приостановили и ищем пути решения — как лучше выйти. Скорее всего, будем привлекать инвесторов. Над этим мы сегодня работаем», — сказал глава региона в августе на встрече с журналистами. 

Новые инвесторы не заставили себя ждать. Пресс-служба омского правительства объявила о готовности компании Gold VICTORY из Кувейта «рассмотреть возможность участия в проекте по строительству в Омской области нового международного аэропорта». 

Многие кувейтские компании уже активно работают в России — например, в Москве. Но нам интересен и Омск. Прежде всего своим выгодным положением транзитного пункта на пути в Казахстан, Китай, другие страны Азии. Пока мы ведем речь об участии в строительстве аэропорта, но в дальнейшем готовы обсуждать и другие проекты — скажем, в гостиничном бизнесе. 

Партнерами Gold VICTORY по строительству аэропорта могут стать и российские компании, в том числе акционерный банк «Транскапиталбанк» и зарегистрированная в Омской области строительная компания «ТОТО Инвест». Представители этих компаний присутствовали на встрече омского губернатора Виктора Назарова с бизнесменами Кувейта. Сам губернатор пообещал предоставить инвесторам налоговые льготы и другие преференции. 

Сегодня мы не просто говорим о поддержке инвесторов, а законодательно закрепляем разные виды государственной поддержки тех, кто готов вкладывать в развитие территории. Это наше приоритетное направление. 

Видео

Многолетнее строительство аэропорта Омск-Федоровка сопровождалось скандалом со сменой управляющих действующим омским аэропортом Омск-Центральный. Летом 2009 года являвшийся тогда президентом Дмитрий Медведев подписал указ о передаче 85% акций аэропорта в собственность Омской области. Сделано это было в том числе для того, чтобы регион привлек инвестиции на завершение строительства аэропорта Омск-Федоровка. В документе отмечалось, что привлечь нужно почти 7,5 млрд рублей и завершить строительство в 2012 году. «В расчете на увеличение пассажиропотока до 700 тыс. пассажиров», — значилось в указе.

Коллектив Омского аэропорта публиковал открытые письма, в которых критиковал проект «Омск-Федоровка».

Нас, как и других жителей Омска, сначала уверяли, что вот-вот будет закончено строительство аэропорта Омск-Федоровка, позже — что на его базе будет создаваться хаб, потом — мультимодальный транспортный узел, сейчас — мультимодальный логистический центр международного значения. Сроки начала эксплуатации назывались разные: в 2000 году, 2004-м и 2008 годах. Строить обещали то англичане, то турки, то австрийцы. Инвесторов тоже было «предостаточно», а что в итоге? 

Оставивший должность в 2008 году руководитель Омского аэропорта Сергей Круглов также был уверен, что за проектом «Омск-Федоровка» стоит желание региональных властей взять полный контроль над действующим аэропортом. По оценке Круглова, «перспектив у нового аэропорта не будет ни сейчас, ни через 5 или даже 20 лет». 

Омск-Федоровка — аэропорт, который спроектирован под отправку ежегодно 4,6 млн пассажиров. Сейчас действующий аэропорт загружен только на 20–25% и отправляет 240 тыс. пассажиров. Тенденции к падению пассажиропотока — 5–7% в год. Росимущество приняло решение Федоровку продать, и кто ее купит, пусть с ней делает, что хочет, хоть бега там организовывает. 

Видео

Наличие аэропорта, а у нас аэропорт какой никакой есть, не гарантирует большой пассажиропоток или грузопоток. Самое главное — нет причин по которым люди будут летать в Омск или возить грузы через Омск. Если есть причина, то люди будут стремиться попасть в Омск даже в отсутствие аэропорта. Нужно заняться созданием причин — это, на мой взгляд, основная задача. Будет причина — инвесторы выстроятся в очередь. Инвесторы из Кувейта скорее всего это понимают. 

Господи, 30 лет возимся с этим аэропортом, никак решить ничего не можем! У Омска есть свой действующий аэропорт, вот его надо развивать — вкладывать в него деньги, строить влзетно-посадочные полосы для самолетов любого класса, строить нормальные, удобные для людей терминалы, развивать то что есть, а не то, что под ветрами 30 лет ветшало. 

В принципе, кувейтцам аэропорт может быть интересен, потому что они смогут сделать его транспортным узлом между Европой и Азией. Действующий аэропорт омский их потребностей удовлетворить не может — где-то технически, где-то финансово — ведь он наверняка больших денег просит за прием и отправку самолетов грузовых. А так они смогут свой аэропорт построить и использовать его в первую очередь для своих нужд. Ждать, что этот аэропорт будет служить Омску и его жителям нет смысла — у нас и главный то аэропорт действует далеко не на грани возможностей — в Омск мало кто летает, да и сами омичи не всегда предпочитают самолеты. 

Автор

Александр Арефьев

Над статьей работал

Александр Мелешенко

4 комментария к материалу.

Антон Макаров 29 октября 2012, 11:27

Инвесторы, безусловно, действуют в своих интересах, прежде всего. Рассчитывать, что новый аэропорт каким-то образом будет служить для жителей транспортным узлом - глупо. Это разве что повлияет на торговлю в регионе как мне кажется.

Алина Астафьева 29 октября 2012, 14:31

Действующий аэропорт Омска - это, с позволения сказать, конюшня, вот его и нужно развивать.

Карина Галамова 29 октября 2012, 15:46

А я вообще не вижу причин для появления в Омске нового аэропорта, это не туристический город и не какой-то центр, в который все стремятся попасть, с теми перевозками, что есть сейчас, справляется и старый аэропорт, какой смысл в открытии нового?

Артем Изотов 5 ноября 2012, 20:05

А мне интересно летать отдыхать в Доминикану, Мальдивы, Европу и ряд других стран мы будем через Москву, Екатеренбург и Новосибирск? Надоело уже тратить кучу денег и времени на эти пересадки! Аэропорт нам необходим, для экономии средств и времени!

Добавить комментарий

Новое на сайте