Суд обязал омскую общеобразовательную школу выплатить компенсацию 12-летней ученице, ввязавшейся в конфликт между одноклассниками на перемене. За неуместную шутку она получила пару оплеух от одного из маленьких «бойцов». Родители школьницы оценили нанесенный девочке вред и ее моральные страдания в 100 тыс. рублей, однако суд посчитал сумму слишком большой и сократил ее в 10 раз.
Двенадцатилетняя ученица одной из омских школ стала свидетельницей словесного конфликта, произошедшего на перемене между двумя ее одноклассниками. Увидев на глазах одного из подростков слезы, девочка сказала колкость в его адрес. Обиженный школьник два раза ударил ученицу по лицу и один раз по спине. Рядовой для большинства российских школ случай очень быстро перерос в судебный конфликт.
Несовершеннолетней был причинен вред здоровью в виде ушиба мягких тканей головы и астено-депрессивного синдрома. Решением врачебной комиссии она была переведена на домашнее обучение до конца учебного года.
Мать девочки обратилась в суд, потребовав взыскать с опекуна обидчика расходы на санаторно-курортное лечение ребенка, приобретение лекарственных средств и компенсацию морального вреда. Общая сумма исковых требований составила 98 тыс. рублей. Однако подросток и его опекун наказания избежали. Суд принял во внимание тот факт, что драка произошла на территории школы, и переложил всю ответственность на образовательное учреждение.
Если малолетний гражданин причинил вред, находясь под надзором образовательной организации, то, согласно статье 1073 Гражданского кодекса РФ, эта организация отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по ее вине.
В результате разбирательства суд удовлетворил иск частично. За моральный ущерб девочка получит 10 тыс. рублей, а компенсация на лечение ребенка составит… 46 рублей 10 копеек. Эта странная сумма объясняется стоимостью лекарства, прописанного врачами. Что же касается санаторного лечения, то факт пребывания ребенка в реабилитационном учреждении мать школьницы доказать не смогла.
История в омской школе — очень интересная и необычная для России ситуация, считает член Общественной палаты РФ, президент общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
— Когда я учился в школе, драки, особенно между мальчиками, были постоянно. Это было нормальное выяснение отношений. Иногда в таких случаях стоит просто побеседовать с детьми или их родителями, но у нас люди вообще с трудом решают проблемы таким образом. Если есть взаимопонимание — можно обойтись и без суда, но, возможно, разговоры в данном случае ни к чему не привели. Насколько обоснованно решение суда, сказать не могу. Если это был одиночный случай — это одно. Преподаватель не уследила — но как она могла уследить, если это произошло на перемене? Если же в школе вообще такая обстановка — это другое. Но в целом в школах должна быть поставлена хорошая воспитательная, досуговая работа с детьми. Понятно, что за каждой девочкой или мальчиком не уследишь… Но если штраф подвигнет принимать какие-то меры, чтобы школа стала еще более благоприятной в этом плане, — это хорошо.
Также Альтшулер отметил, что в России родители довольно редко обращаются в суды по поводу школьных драк, в отличие, например, от американцев, потому что в США очень развита независимая судебная система и граждане умеют этим пользоваться: «В данном случае мама оказалась продвинутой по-американски, проявила бойцовские качества и получила деньги».
Видео
Драки в школах действительно происходят едва ли не каждый день. Нередко дети получают в них куда более тяжелые травмы, чем омская школьница, но далеко не всякий такой конфликт родители учеников решаются довести до суда. Зачастую школьники лезут в драку из-за пустяковых обид, которые забываются раньше, чем суд рассмотрит иск родителей.
Я от всей души поддерживаю маму девочки, давно пора кому-то создать прецедент, а на учебные заведения просто нужно, необходимо подавать в суд. Легко сказать, что дети всегда дерутся и будут драться — учителя для того и нужны, чтобы пресекать конфликты между учениками. Для чего вообще они там работают, как не для того, чтобы прививать детям моральные и этические нормы, учить разрешать конфликты словами, а не кулаками? Грош цена таким педагогам, которые не уследили.
В соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании», образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Поэтому ответчик был выбран верно. Хотя на пущей верности можно было бы и родителей провинившегося ребенка в соответчики привлечь.
А вот что касается копеечной компенсации, так каждая сторона в процессе должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается
И если не смогли доказать, увы, никто на слово верить не будет.
Это по поводу юридической стороны вопроса.
А так, нездорова ситуация, конечно. Дети всегда дрались и будут драться, что теперь, по каждому случаю в суд бежать? Суды и так делами завалены, вот им ещё не хватало родительские склоки разбирать.
В школе учителя воспитательной работой не занимаются — они пишут отчеты о том, как они проводят мероприятия. Живая работа давно заменена бумажной отчетностью. А с другой стороны ведь ответственность родителей за воспитание своих детей никто не отменял! Поэтому иск может быть справедлив и к школе, и к родителям (или лицам, их заменяющим)
А что вы все, защитники школы и её методов, скажете на такое.
Со слов одного из родителей, видевшего ситуацию и в конце концов вмешавшегося в это.
«Два мальчика 12 лет и одна девочка притащили в класс воду в бутылках, набрав её в туалете из-под крана. Эту воду они дружно вылили в портфель ещё одного мальчика-одноклассника, тем самым замочив и испортив ему все учебники и тетради.. Когда парнишка начал возмущаться — они втроём повалили его на пол и избили ногами, причём девочка принимала самое активное участие. Я стоял в коридоре, ожидая своего ребёнка из другого класса и всё это видел — но сначала подумал, что дети шутят. Когда же уже всё перешло в групповое избиение — вмешался, растащил драчунов. Спросил — что он вам сделал? За что всё это? Отвечает бойкая девочка: он нам не нравится! И всё.
Пришла учительница, пожилая дама — видимо, классный руководитель. И что думаете она сделала? Она потащила того ребёнка, которого избивали, к директору! Не тех волчат, которые были зачинщиками всего, а парня, сидевшего тихо и что-то рисовавшего в своей тетради! На мой вопрос — в чём дело и почему никак не реагирует она на этот беспредел в классе дама холодно ответила, что она школьный психолог и классный учитель к тому же, и ей лучше знать, кого наказывать.
После того, как она утащила этого мальчика к директору, эта троица облила также водой ещё и вещи, висевшие на вешалке в классе — надо полагать, вещи того мальчика.»
Всё это происходило в обычной средней школе № 6 города Холмска на Сахалине.
26 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе