Жители Омска забрасывают суды исками к владельцам розничных магазинов, требуя выплат крупных денежных компенсаций. Поводы самые разные: хамство продавцов, рассылка СМС-рекламы или полученные в торговых точках травмы. Как правило, иски удовлетворяются, что вдохновляет жителей города на новые претензии. Эксперты уверяют, что причина волны судебных разбирательств — не только возросшая правовая грамотность, но и потребительский экстремизм.
В марте этого года житель Омской области отсудил у владельца парфюмерного магазина компенсацию за причиненный моральный вред в размере 40 тыс. рублей. Мужчина поскользнулся на не очищенном от наледи крыльце и ударился головой. Последствия травмы пришлось лечить с помощью медикаментов. Чтобы защитить свои права, омич обратился в суд, а служители Фемиды встали на его сторону и удовлетворили иск.
Похожий случай произошел 7 марта на крыльце центрального универмага «Дружный мир». С промежутком в несколько минут здесь поскользнулись сразу две женщины. Дожидаясь приезда скорой, они даже успели познакомиться. После выписки из больницы омички обратились в прокуратуру с заявлениями, в которых требовали привлечь охрану и директора «Дружного мира» к уголовной ответственности за халатность и оставление пострадавших без помощи. Женщины также рассчитывают получить компенсацию морального и материального вреда.
Суды всегда удовлетворяют иски о возмещении материального ущерба, если истец предоставит доказательства. Им может быть больничный лист, заключение врача, чек на покупку лекарств или подтверждение стоимости испорченной вещи. Размер морального вреда определяется судами самостоятельно на основании разъяснения пленума Верховного суда. Как правило, граждане заявляют в своих исках крупные суммы, но судьи обычно несколько усмиряют их аппетиты.
Сейчас омская прокуратура начала проверку по факту получения травмы еще одним покупателем, пострадавшим от падения елки. Инцидент произошел 21 января возле торгового комплекса «Фестиваль». По предварительным данным, пятиметровая ель упала из-за сильного ветра. Омич был доставлен в больницу с разрывом легкого, травмами головы и грудной клетки.
Пока пострадавший не подавал иск о возмещении вреда, поскольку владелец ТК «Фестиваль» Екатерина Стецкова согласилась в добровольном порядке компенсировать расходы на лечение и оказать помощь его семье.
Видео
Впрочем, жители города пытаются получить денежные компенсации не только за физические травмы, но и за некорректную СМС-рекламу. В марте этого года омичка обратилась в суд с жалобой на магазин одежды SELA — она требовала взыскать с компании компенсацию в размере 5 тыс. рублей. В иске женщина сообщила, что ей на телефон пришло СМС с информацией о рекламной акции: при покупке одежды на сумму от 1,5 тыс. рублей в подарок обещали сертификат на 1 тыс. рублей. Омичка приобрела на указанную сумму платье и действительно получила обещанный сертификат. Однако при повторной покупке — в этот раз ей приглянулся жакет стоимостью 1,7 тыс. рублей — сотрудники магазина разрешили использовать от суммы сертификата только 250 рублей. Выяснилось, что полностью использовать купон покупательница могла лишь при покупке на сумму свыше 4 тыс. рублей.
Подобные сообщения наверняка знакомы многим не понаслышке, сегодня это довольно распространенный вид рекламы.
Магазины сегодня не отличаются особой порядочностью. К примеру, в известной торговой сети (не буду ее называть) хронически обманывают покупателей: переклеивают ценники, два раза пробивают на кассе один и тот же товар и т. д. Причем это имеет характер систематический, хронический. Я разговаривал с их работником. В магазине много воруют, а недостачи раскидываются на персонал. А он, в свою очередь, «взыскивает» с добропорядочных покупателей. Не пойдете же вы скандалить из-за лишних пяти рублей? А представляете, за день какая сумма набирается? На доброе уголовное дело тянет.
Представитель Омского союза потребителей «Щит» Евгений Рабинович объясняет возросшую правовую активность омичей не только юридической подкованностью, но и так называемым потребительским экстремизмом, когда недобросовестные клиенты пытаются манипулировать юридическими нормами в корыстных целях, с целью не защитить свои права, а получить определенную выгоду или доход.
— Потребительский экстремизм в Омске явление настолько частое, что мне даже пришлось написать по этому поводу книгу. Есть люди, которые зарабатывают на таких исках, но я считаю, что потребитель прав тогда, когда он прав. Многие омичи любят покупать обувь или одежду, походить в ней несколько месяцев, а затем специально испортить и сдать обратно в магазин, ссылаясь на брак. Чтобы не стать жертвой нечестных потребителей, руководители организаций должны учитывать всё до мелочей. К примеру, если у вас свой магазин, то старайтесь, чтобы пол был нескользким, чтобы на крыльце были установлены перила, а на ступеньках лежало противоскользящее покрытие.
Сейчас в суде рассматривается еще один иск жительницы города. Она пытается отсудить у владельца продовольственного супермаркета 100 тыс. рублей. Причины — хамское отношение и унижение, которое она испытала со стороны персонала магазина и одного из покупателей, находящегося в нетрезвом виде. Слушание по делу идет в одном из городских судов. Не исключено, что конфликт сторон разрешится мировым соглашением, в рамках которого «униженная и оскорбленная» получит порядка 5 тыс. рублей.
Во-первых, надо обувь брать не китайскую, а нормальную российскую. Во-вторых, там есть перила. А то из-за своей глупости пытаетесь нажиться.
Ищите, да обрящете, дорогие омичи! Если сам за свои права не будешь бороться, никому больше не надо! Нарушаешь — отвечай.
Вот интересно, а можно ли что-то получить с компаний, которые ежедневно присылают мне на телефон рекламные смс. Если с каждой по 5 000 взыскивать, то я могу не работать.
Половина подобных исков — это чистой воды потребительский экстремизм. У многих россиян это дело уже поставлено на поток.
Словосочетание «потребительский экстремизм» — звучит, как оскорбление. Во всяком случае, чётко проглядывает негативный подтекст: ах, какие нехорошие эти покупатели! Решили «на халяву» поживиться! Но нужно помнить, что это — вполне ожидаемая реакция людей на повсеместное засилье «торгового экстремизма». Это адекватный ответ на бессовестное «втюхивание» некачественных товаров и продуктов, которое происходит везде и ежедневно. Будет торговая система идеальной — не будут возникать и такие ситуации. Пусть работают, пусть не обманывают, и у нас не будет поводов защищать свои права в судах.
Как в прошлом работник торговли скажу: есть такие покупатели, которые зарабатывают на жизнь на этих судебных исках, на скандалах, требованиях компенсации и так далее. И виноватым в таких ситуациях оказывается рядовой продавец, у которого потом суммы вычитаются из зарплаты.
Везде в мире люди защищают свои права, и это не экстремизм.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе