Заменит «Протон». В Омске готовят к запуску ракету нового поколения

18
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Федотова

Заместитель шеф-редактора, редактор региональных направлений

Омское производственное объединение «Полет» приступило к испытаниям частей новейшей российской ракеты-носителя «Ангара» для Роскосмоса. Ею предполагается заменить эксплуатируемые сегодня ракеты-носители «Космос-3М» и «Протон». Первые экземпляры «Ангары» должны быть собраны и опробованы на космодроме Плесецк еще до конца 2013 года. Сейчас ракета-носитель полностью готова к пробному старту.

Омское ПО «Полет», филиал Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева, приступило к пробным испытаниям отдельных частей для ракеты-носителя «Ангара», предназначенной для выведения полезного груза на низкую околоземную орбиту.

Сегодня универсальный ракетный модуль «Ангара» — главный проект Федерального космического агентства. Основная цель его создания — заменить большинство существующих в настоящее время типов ракет-носителей, созданных еще во времена СССР. Среди них — ракеты-носители легкого класса «Космос-3М» и тяжелого класса «Протон», а также производящиеся на Украине «Зенит-2» и «Циклон-2/3». Без замены останутся только семейство ракет типа Р-7 («Союз»/«Молния») и небольшие носители. Основные преимущества «Ангары» — возможность создания на ее базе носителей любого класса, от легкого до тяжелого, а также использование кислородно-керосиновых двигателей. Последние, по словам экспертов, практически не наносят вреда окружающей среде, тогда как имеющиеся носители работают на топливе, один из компонентов которого — сверхтоксичный гептил (несимметричный диметилгидразин).

Справка SmartNews

«Ангара» — новое поколение ракет-носителей модульного типа с кислородно-керосиновыми двигателями. Создание ракетно-космического комплекса «Ангара» является задачей особой государственной важности. Госзаказчиками выступают Минобороны и Роскосмос. Кислородно-керосиновые двигатели «Ангары» не наносят вреда окружающей среде, а ее энергетические и эксплуатационные характеристики позволят успешно конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетно-космической техники. В основе комплекса «Ангара» — универсальные ракетные модули (УРМ), позволяющие создавать носители от легкого до тяжелого классов, в диапазоне грузоподъемностей от 1,5 до 25 т. Один модуль — для носителей легкого класса «Ангара 1.1» и «Ангара 1.2», три — для носителя среднего класса «Ангара А3» и пять — для носителя тяжелого класса «Ангара А5». Длина одного универсального ракетного модуля — 25 м, диаметр — 2,9 м, масса с заправленным топливом — 149 т. 

Прислала
Елена Федотова

Заместитель шеф-редактора, редактор региональных направлений

Необходимость создания нового комплекса ракет-носителей возникла еще после распада СССР, когда космодром Байконур, с которого осуществлялись запуски тяжелых ракет «Протон» и «Энергия», оказался за пределами Российской Федерации. Чтобы обеспечить независимый выход в космос, в 1992 году был объявлен конкурс на проектирование и создание ракетного комплекса, все элементы которого изготавливались бы из отечественных комплектующих на российской производственной базе, а пуски осуществлялись с космодромов, расположенных на территории РФ. Участие в конкурсе принимали РКК «Энергия» им. академика Королева, ГКНПЦ им. Хруничева и КБ им. академика Макеева, представившие на рассмотрение экспертной комиссии несколько вариантов ракет-носителей.

В августе 1994 года конкурс выиграл вариант, предложенный центром им. Хруничева, а сам центр был назначен головным разработчиком комплекса. В марте 1997 года руководство центра кардинально пересмотрело принятый ранее вариант «Ангары», предложив более совершенную схему — на базе универсальных ракетных модулей и с использованием керосина в качестве горючего.

В 2007 году президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании на базе центра им. Хруничева вертикально интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники. К центру присоединились четыре предприятия ракетно-космической промышленности, в том числе и омский «Полет». Впоследствии именно он стал ключевым предприятием по сборке «Ангары». 

Справка SmartNews

Производственное объединение «Полет» — одно из крупнейших промышленных предприятий России. Уже более 65 лет ПО «Полет» специализируется на выпуске ракетно-космической и авиационной техники.

Стоит заметить, что проект по созданию нового космического ракетного комплекса реализуется с большим опозданием. Первый запуск «Ангары» был запланирован еще на 2005 год. Затем он переносился порядка девяти раз. Сегодня заявлено, что запуск ракеты-носителя легкого класса «Ангара-1» и первые летные испытания космического ракетного комплекса «Ангара» будут произведены не позднее 2013 года. По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, несмотря на отставание от графика подготовки, агентство намерено провести испытания этим летом. Старт аппарата тяжелого класса перенесен теперь уже на 2014 год.

Испытания «Ангары» будут проходить на российском космодроме Плесецк. В перспективе предусматривается использование для пусков еще одного космодрома — Свободный (второй государственный испытательный космодром Минобороны РФ, в Амурской области).

В феврале этого года новый гендиректор ГКНПЦ им. Хруничева Александр Селиверстов заявил, что к проведению испытаний почти все готово.

Мы не так давно были в Плесецке и осмотрели позиции комплекса «Ангара». Могу сказать, что технический комплекс готов для проведения испытаний. 

На «Полете» тем временем уже провели первые гидроиспытания топливных баков «Ангары». Для этого на заводе был создан стенд для проведения разных видов испытаний, соизмеримый с высотой многоэтажного дома. Гидростенд можно назвать уникальным — он почти полностью автоматизирован, тогда как на других предприятиях ракетно-космической отрасли гидростендов с подобной степенью автоматизации больше нет.

Окончательно стенд должен быть введен в эксплуатацию в июле 2013 года, но пробные испытания проходят уже сейчас. С пуском этого участка цеха баковое производство на «Полете» приобретет замкнутый цикл. Кроме того, на предприятии уже началась реконструкция цеха окончательной сборки ракетных модулей. 

Первая предназначенная для испытаний ракета уже собрана, в Москве, при участии омских специалистов. Когда изделие пойдет в серию, основные узлы для него будут выпускаться и собираться только в Омске. По программе освоения производства ракеты нового поколения к 2012 году «Полету» было дано задание изготовить легкую «Ангару» и пять универсальных ракетных модулей для ракеты тяжелого класса. И эта задача выполнена.

На днях первое летное изделие ракеты-носителя легкого класса «Ангара 1.2 ПП», предназначенное для пробного старта, было отправлено железнодорожным составом на космодром Плесецк.

Видео

Ракета-носитель уже находится на космодроме. В процессе пробного запуска мы увидим, как ведет себя двигатель и другие механизмы аппарата. Испытания «Ангары» — это, безусловно, качественный скачок в космической отрасли и своего рода промежуточный финиш на пути к созданию ракет-носителей нового поколения.

Виталий Щетинин, советник генерального директора ПО «Полет», SmartNews

По планам центра им. Хруничева, к 2020 году омский завод должен нарастить производство до 120 универсальных ракетных модулей, что обеспечит не менее 20 запусков в год. 

Как чудесно, что есть у нас еще хорошие поводы для гордости — именно омичам доверили такое ответственное дело. Может, хотя бы мы не допустим очередного позора России с падениями аппаратов, крушениями самолетов и т.д.

Прислала
Карина Галамова

Наконец-то мы подошли к этому шагу. Давно пора стать самостоятельными и показать мировой общественности, что с нами шутки плохи. И хоть с опозданием, но надеемся, что проект реализуется и всё пройдёт удачно. Омичи, не подведите!

Прислал
Виктор Загвоздин

журналист

Уже давно пора запустить «Ангару». Да со своего полигона. Сколько мы еще будем отдавать денег Казахстану. Там полгорода уже разграбили и теперь ждут, кого россияне уйдут, чтобы разграбить вторую половину. Носитель «Бурана» стоит в ангаре на Байконуре. его же никто не заберет с собой. Вот сколько металла достанется кому-то…

Автор

Людмила Зайцева

Над статьей работали

Виктор Загвоздин, Карина Галамова, Елена Федотова, Наталья Соловьева

9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Николай Державин 31 мая 2013, 09:28

Двигатели «Ангары» не наносят вреда окружающей среде.
Отлично! Хоть что-то мы делаем хорошо.http://eco-answer.ru/?page_id=...

Отмечено
редакцией

Виктор Загвоздин 31 мая 2013, 09:37, Изменено: 31 мая 2013, 11:32

Уже давно пора запустить "Ангару". Да со своего полигона. Сколько мы еще будем отдавать денег Казахстану. Там полгорода уже разграбили и теперь ждут, кого россияне уйдут, чтобы разграбить вторую половину. Носитель "Бурана" стоит в ангаре на Байконуре. его же никто не заберет с собой. Вот сколько металла достанется кому-то...

u 58 2 июня 2013, 14:59, Изменено: 2 июня 2013, 15:00

Как сколько? Ещё 45 лет отдавать будем

Виктор Загвоздин 2 июня 2013, 16:33, Изменено: 2 июня 2013, 16:35

Если все хорошо сделаем, то не будем 45 лет нести этот крест. Да и Байконур столько не выдержит. Там уже и так все валится. В космос то еще может деньги и вносятся. но только не в развитие городка. Чем раньше сделаем, тем раньше и уйдет. Поверьте моему слову...

Игорь Остапов 31 мая 2013, 11:11

Россия была и остаётся мощной космической державой, как ни крути.

Отмечено
редакцией

Карина Галамова 31 мая 2013, 11:26, Изменено: 31 мая 2013, 11:32

Наконец-то мы подошли к этому шагу. Давно пора стать самостоятельными и показать мировой общественности, что с нами шутки плохи. И хоть с опозданием, но надеемся, что проект реализуется и всё пройдёт удачно. Омичи, не подведите!

Владимир Селиванов 31 мая 2013, 12:31

Вот то, что не наносит вреда окружающей среде, так это действительно впечатляет. Вот такие умы в нашей стране.

Анатолий Губарев 31 мая 2013, 12:43

Надо бы отметить под второй фотографией, что "Байкал" - проект многоразового (это надо особо подчеркнуть - многоразового) ускорителя первой ступени. Выполнив свою задачу, он отделяется от носителя, возвращается к месту старта и приземляется на самолётную взлётно-посадочную полосу как обычный беспилотник.
Ускоритель будет применяться как для семейства РН "Ангара" всех классов, так и для других ракетных комплексов.

u 58 2 июня 2013, 15:04, Изменено: 2 июня 2013, 15:05

Да будет ли? Он возвращается на с вой аэродром как Буран ( вот , хоть технология не пропала зря). Но блоков этих одновременно будет возвращаться 4 штуки!!! Как эту "эскадрилью" наводить на точку посадки? Полностью автоматизированных космических роботов делать на этой планете ещё пока никто не научился

Добавить комментарий

Новое на сайте