Пензенские педагоги озаботились воспитанием девочек. Специально для них создали целый класс, где юных леди с первых дней обучают рукоделию, этике, хореографии, танцам и иностранным языкам. Школьную форму для них разработали в стиле Смольного института. Рядом обучается мальчиковый класс с юными кадетами. SmartNews побывал на уроках в гендерных классах.
Раздельное образование, повсеместно практикующееся в России, было запрещено в 1918 году. Главный аргумент, которым оперировали авторы закона, — нарушение прав женщин. Но в 1943 году практика раздельного по полу обучения в советской системе образования восстанавливается — в крупных городах. Продержалась система до 1954 года, а затем классы вновь сделали совместными.
В современной России раздельное обучение практикуют некоторые частные школы в крупных городах — в Москве, Санкт-Петербурге, а также ряд школ в Башкирии и на Ставрополье. В современном раздельном образовании, как правило, мальчики и девочки учатся в раздельных классах, но в стенах одной и той же школы. Перечень базовых предметов един для всех, а необязательные предметы могут быть различными. И к тому же дети проводят вместе большинство внеклассных мероприятий.
Ввести раздельное обучение, что позволило бы подготовить будущую женщину к ее первоначальному призванию хранительницы домашнего очага, решили пензенские педагоги. На базе кадетской школы № 70 открыли первые в регионе гендерные классы. SmartNews побывал на раздельных уроках мальчиков и девочек.
Раздельное обучение практикуется в нашей школе первый год. Мы задумались о том, насколько в современном обществе девочки остаются девочками. Нам кажется, что в них появилось слишком много мужских качеств, которые, возможно, и нужны иногда, но не в таком количестве и объеме. Главное предназначение женской природы — это мать, жена, хранительница очага. Поэтому мы пошли на такой шаг, как гендерное разделение в обучении.
Как признался SmartNews директор школы, где практикуются гендерные классы, если подобная форма обучения оправдает родительские ожидания, то спустя пару лет в Пензе откроется настоящая классическая женская гимназия.
14 лет назад мы открывали кадетскую школу, аналогов которой по тем временам не было. Не было интернета, негде было списать, подсмотреть. Мы просто сели в тесном кругу и работали на свой страх и риск. У нас была уверенность, что все будет хорошо. Такая же ситуация и сейчас. Та форма, которая сейчас существует, — кадетская школа и гимназистские классы для девочек — это небольшой переходный период. Если у нас все получится, через несколько лет в Пензе появится новое образовательное учреждение — женская классическая гимназия. И это очень хорошо. Мы вносим свой вклад в пензенское образование.
Сами юные воспитанницы не огорчаются, что их оставили без одноклассников, они только рады оказаться в кругу подруг.
В нашем классе все девочки, мальчишки нас обижают и отвлекают. Хорошо, что мы без них.
Я люблю класс для девочек, потому что здесь есть мои подружки и я могу с ними встречаться.
Мальчики дергают за косички, отвлекают нас и не работают. А еще нам не приходится закрывать дверь на уроке, их ор не мешает нам слушать учителя.
Работать исключительно с девочками гораздо интереснее — так считает и учитель юных гимназисток.
Девочки — они и есть девочки. Они принесли в школу свои детские забавы. Мы на своих уроках будем стремиться прививать им нормы поведения, воспитывать. На уроках с ними не легче, чем с мальчишками, но интереснее.
Родители с удовольствием поддержали начинание пензенских педагогов. В класс, который ежегодно набирал не более 10 учениц, в этом году пришло записываться 25.
Предел для набора девочек в нашей школе всегда был десять человек на класс. Но в этом году, когда мы решили вводить гендерное обучение, без всяких объявлений и информационной работы к нам вдруг пришли 25 девочек — большой, хороший, настоящий класс. Мы сразу объяснили родителям цели такого нововведения, и никто из них не воспротивился. Родители нас поддерживают.
Руководство школы не исключает того, что подобная раздельная форма обучения подойдет не всем девочкам.
В традиционный день посвящения в кадеты в этом году добавят новый элемент: торжественное обещание гимназисток. Сейчас девочки занимаются хореографией, рукоделием, этикетом, готовят полонез с хореографом. Специально для этого класса была разработана и новая школьная форма — она создана по образцу классического платья учениц Смольного института с использованием элементов советской школьной формы. Скоро в нее предстоит облачиться ученицам.
В чем плюс условий нашей школы — девочки видятся с мальчиками на переменах, а не живут изолированно девичьим коллективом. Они участвуют в совместных мероприятиях.
Но, как считает директор школы, нововведение несомненно приживется.
Мое человеческое отношение к этому вопросу — волнение. Это далеко не эксперимент. Мое волнение основывается не на том, что мы не готовы к этому, а на том, чтобы мы оправдали ожидания и детей, и родителей. Почему-то у меня есть четкое и ясное внутреннее убеждение, что, в соответствии с предварительной подготовкой, которую мы провели, у нас все получится.
Юные кадеты из класса для мальчиков такого же мнения о девочках, как и те о них. Первых от учебного процесса отвлекают вторые, вторых — первые. Однако некоторые мальчики признались корреспонденту SmartNews, что все-таки хотели бы учиться и дружить с девочками.
Девочки слишком озорные, иногда пристают к нам. У нас тут серьезнее.
А я хочу учиться с девочками, потому что они умные. Хочу с ними дружить.
Преподаватель кадетского первого класса считает, что с мальчиками ей повезло: с ними куда легче, чем с девочками. Мальчики не боятся строгих выговоров и стараются соблюдать дисциплину, что в отсутствие девочек у них получается значительно лучше.
Наверное, с мальчиками все же легче. Когда в классе и те и другие, приходится использовать разный подход. С мальчиками можно в случае чего и строго поговорить. Первые два дня было тяжело, а сейчас они уже понимают, что нужна дисциплина. Девочки более бойкие, они не стесняются приходить в класс мальчиков и приглашать их на улицу. Мальчики, в свою очередь, без девочек более внимательны и сосредоточены на уроках. И они больше, чем девочки, ценят дружбу.
Видео
Видео: Мария Малкова/SmartNews
С 5 по 11 класс училась в Женской гимназии и нисколько об этом не жалею. Конечно, это вызывало удивление у учеников обычных школ, и считалось чем-то неправильным. Но я с полной уверенностью могу сказать, что раздельное обучение положительно сказывается на учебном процессе. Это всегда бесспорно доказывал уровень поступления в ВУЗы всей страны.
на урале тоже такой эксперимент проводят! причем попросили о нем сами родители
Для учёбы раздельное обучение пойдёт на пользу. Ничего не будет отвлекать от уроков. Но для адаптации в обществе, мне кажется, что школа отличный опыт и тренировка к взрослой жизни.
Хотелось бы заметить, что предназначение женщины — это не только мать, жена и хранительница очага. Она ещё должна реализовать себя, как личность. Уже полно примеров успешных политиков, менеджеров, руководителей в лице женщин. А в этом мире приходится постоянно взаимодействовать с мужчинами, так почему же этому не учиться со школьной скамьи?
Шесть лет назад моя старшая дочь закончила такой экспериментальный класс. Мальчики учились в параллельном. На переменках и на всех мероприятиях вместе, как и в Пензе. Все годы обучения за этими двумя классами наблюдали психологи. Отмечали огромное преимущество и в учебе, и в поведении. Родителям нравилось и детям тоже. К адаптации в жизни это не имеет никакого отношения. Все дети за прошедшие шесть лет после окончания школы определились в жизни, многие создали семьи и имеют детей. Только почему-то продолжить эксперимент в этой школе дальше не разрешил районный отдел образования. Причем без указания причин. А родители хотели и ждали таких классов. И дети тоже. Почему удачный эксперимент запретили? Загадка……
16 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе