В Пензенской области появятся первые в регионе велодорожки. С готовым проектом по обустройству города Заречного выступили участники клуба стратегического развития. В планах — создать полностью безбарьерную зону, где будет комфортно не только велосипедистам, но и инвалидам, и родителям с колясками. О популярности велодвижения в городе сомневаться не приходится — последний фестиваль велолюбителей собрал более 300 участников.
Идея проложить в городе велосипедные дорожки принадлежит местному клубу стратегического развития. Группа инициативных горожан подготовила проект безбарьерной среды — для велосипедистов, инвалидов и родителей с колясками.
Справка SmartNews
Безбарьерная среда — проект, позволяющий обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями удобное передвижение по городу. Клуб стратегического развития выяснил, что для создания такой среды в городе необходимо убрать бордюры с 57 пересечений дорог и тротуаров, обеспечить доступность социально важных объектов — аптек, магазинов, а также приобрести автобусы с аппарелью.
Клуб стратегического развития — неформальное объединение, созданное с целью улучшения жизни в Заречном. Мы не ставим перед собой заоблачных целей, ставим вполне конкретные. Например, видим, что в декабре в городе темно, и выходим с предложением к администрации установить дополнительные источники освещения улиц. Один из самых важных проектов клуба — «Безбарьерная среда». В рамках этого проекта и была поднята тема велодвижения. На одном из первых собраний выступил активист Александр Рожков, и идея вызвала большой резонанс.
В мае 2012 года в городе организовали «Велодень», который привлек более 300 велосипедистов. На мероприятии проходили велоквест, фотосессии, конкурсы, розыгрыши велосипедов. Организаторы убедились, что в городе большой интерес к велодвижению и надо его развивать.
Интерес к велоспорту активно развивается и в других регионах страны. SmartNews уже писал о самом холодном велопробеге в Омске и бесплатных велопарковках в Воронеже.
Лично я обхожусь и без велосипедной инфраструктуры, мне не тяжело тащить велосипед по лестнице в квартиру, я пока без происшествий езжу по проезжей части. Но есть люди, кто и рад бы пользоваться велосипедом, но для них это пока слишком неудобно. А мне все это просто жутко интересно. Город — это сложная система, в которой многое взаимосвязано. Среда, удобная для велосипедиста, удобна и для инвалида, и для пожилого человека, и для мамы с коляской. И когда я начал это понимать, проект стал вдвойне захватывающим.
Именно тогда местные предприниматели стали устанавливать велостоянки у магазинов и муниципальных учреждений.
Как застройщик, в тех домах, которые я строю, у подъездов и офисов я ставлю велостоянки.
Когда проектировали велодорожки, перед активистами встало две альтернативы. Во-первых, можно было сделать их вдоль автомобильных дорог, во-вторых — спортивно-прогулочный вариант — в парках и зонах отдыха. Как рассказал SmartNews распорядитель клуба, автор проекта выступал за первый вариант.
Никто из нас не задается вопросом, зачем нужны автомобильные дороги. Это естественно. У автомобилей есть своя территория и правила, по которым они передвигаются. Велосипед — другой транспорт, незащищенный по сравнению с автомобилем, но представляющий некоторую опасность для пешеходов. Наличие своей территории у велосипеда и знание велосипедистом правил дорожного движения — это залог безопасности.
Я приверженец второго варианта. Считаю, что нам пока рано строить велодороги на автомобильной трассе. Нас не поймут.
Костяк инициативной группы составляют люди самых разных профессий. Это архитектор Михаил Палаткин, сделавший эскизы дорог, депутат Андрей Строителев, автор проекта Александр Рожков, владелец магазина компьютерной техники Дмитрий Донской, бывший главный городской архитектор Геннадий Шильцин и сам распорядитель клуба Константин Прибылов.
Мы дважды собирались по поводу строительства велодорог. По заданию главы администрации Вячеслава Гладкова, также заинтересованного в развитии велодвижения в городе, главный архитектор Петр Сидоренко нарисовал схему велодорог. Исходя из обсуждений клуба, архитектор предложил круг, охватывающий почти весь город. На карте также три прокатных пункта, взаимодействующих между собой — взял велосипед в одной точке, доехал до другой, сдал его там. Такой проект требует больших финансовых вложений, а главное — люди не готовы пересесть не велосипеды. Многие опасаются, что в этом случае бюджетные деньги будут потрачены зря. Используем тактику малых шагов — построим дорожки внутри зон отдыха.
Видео
Изначально хотели построить асфальтовые дорожки вдоль улиц Ахунской и Светлой, чтобы замкнуть имеющиеся и образовать кольцо, что в общем-то логично. Однако бывший главный архитектор города выступил против, указав, что вдоль улицы Ахунской строить нельзя, так как близко в земле лежат водопроводы с Сурского водохранилища, питающие город водой. Поэтому вариант остался один — построить асфальтовую дорожку внутри леса от ФОКа до бассейна, там как раз есть освещенка. Вторую асфальтовую дорожку проложить внутри леса от поликлиники до футбольного поля.
Протяженность велодорожки в Заречном составит 10 км. Для их создания решили использовать в основном ландшафт — сделать хорошую земляную дорожку в 10 раз дешевле и экологичнее, чем использовать дорожные плиты. Однако вокруг «Лесной» зоны отдыха все же проложат асфальтовую дорогу для велосипедистов. Члены клуба предлагают сделать не только велосипедный, но и пешеходный маршрут: например, поставить у велодорог скульптуры.
Поскольку дороги земляные, больших вложений не требуется. Мои специалисты подготовят смету и проект. На базе местного ФОКа может быть организован велопрокат. На асфальтовых велодорожках можно будет сделать полосу для роллеров. Рядом с маршрутом дорог — бассейн, ФОК.
Также клуб очистит местный родник. К роднику тоже проложат велодорожку. Тогда горожане смогут ездить на велосипеде или ходить пешком за природной чистой водой, вместо того чтобы покупать ее в бутылках.
Клуб готовит письмо городской администрации с проектным предложением. Если администрация заинтересуется и выделит деньги из муниципального бюджета, к юбилею Заречного в мае этого года в городе появятся первые в регионе велодорожки.
Почему во времена, когда Заречный проектировался, изначально не были заложены велодорожки? Тогда были на это средства, и сделать это было легко, достаточно было уделить этому внимание. Парадокс, но в те годы, когда автомобилей было намного меньше, чем сейчас, а стоянки у завода были заполнены велосипедами, а не машинами, тогда велосипед транспортом не считался. Градостроители советской закалки и сейчас его транспортом не считают. А главная причина — пока еще польза развития велосипедной инфраструктуры не очевидна. Европейцы знают, как велосипеды меняют города. Мы — еще нет.