Пензенский мастер изобрел уникальную установку, с помощью которой школьники смогут создавать миниатюрные модели техники — автомобили, корабли, самолеты. Свое оборудование изобретатель Сергей Данилкин назвал мобильной модульной мастерской. Специалисты уверены — новая разработка позволит подстегнуть у подростков интерес к техническим профессиям.
С помощью мобильной модульной мастерской, которую изобрел мастер Сергей Данилкин, школьники обучатся техническим профессиям. Установка позволяет создавать миниатюрные модели автомобилей, самолетов, судов. Пределы того, что можно сделать на этом мини-заводе, ограничены лишь фантазией.
Теперь в каждой школе Пензенского региона у каждого ученика на уроках труда появится своя парта с профессиональным техническим оборудованием. Разработки 37-летнего Сергея Данилкина поменяют мнение школьников о технических профессиях, уверены специалисты.
Уникальность МММ — так мобильную модульную мастерскую шутливо называет сам мастер — в том, что с этим профессиональным оборудованием справится даже ребенок. Именно с этой целью и был разработан мини-завод для школьников.
У всех вопросы — как ученики будут работать на серьезных инструментах? Но вот универсальный резак. С его помощью можно обрабатывать и железо, и камень. Его ход 1,6 мм. Оборотов он не делает. Он безопасен: случайной травмы быть не может. У каждого инструмента есть свои «фишки», но зачастую люди пользуются только одной-двумя возможностями из полного набора функций. Я уверен, дети поймут это лучше. Мы могли бы просто приобрести наборы инструментов, и на этом все. Но наша задача — образование. Современное образование с элементами лучших традиций старой школы и моих разработок.
Пока мастерская расположилась в большом кабинете межшкольного учебного комбината. Чтобы не портить стол, в комнате установлен столик для сварки, материал которого выдерживает температуру в 1000 градусов. Уникальные тиски, на разработку которых у Сергея Данилкина ушли годы. Сварочный аппарат, сверлильный станок и множество других аппаратов, систем, инструментов. Запатентовал свое изобретение умелец как группу полезных моделей.
Проект, которому дал жизнь Пензенский региональный фонд поддержки инноваций в рамках программы технологического образования молодежи области, получит широкое распространение — мастерскими Сергея Данилкина оборудуют все школы региона.
В свое время губернатор поручил мне разработать программу развития технологического воспитания молодежи. Проект программы был предложен, и в целом, получил концептуальную поддержку губернатора, но тогда программу трудно было реализовать из-за того, что возрождение на современном уровне школьных мастерских обошлось бы бюджету области недешево. Нужен был другой подход, который, во-первых, удешевил бы реализацию программы, а, во-вторых, увеличил бы возможности школьных мастерских почти до уровня промпроизводства. Жизнь так устроена, что если что-то очень нужно, то оно появляется. Так все и вышло — к нам в фонд обратился мастер-умелец Сергей Данилкин. Его проект, мобильная модульная мастерская, был изготовлен на средства фонда, и опробуется сейчас на базе межшкольного учебного комбината. Комплект оборудования был изготовлен на опытном заводе бизнес-инкубатора.
Справка SmartNews
Межшкольный учебный комбинат Пензы — образовательный центр, созданный с целью помочь школам в организации предпрофильной подготовки и профильного обучения. В комбинате действуют программы профессионального обучения, дополнительного образования, инженерной подготовки и общеобразовательные программы для школьников.
Как считает Владимир Филимонов, координатор по технологическому образованию школ Пензы, чтобы вывести Россию на новый уровень технического развития, необходимо подогревать интерес к производству с детства. В этом педагогам и поможет изобретение пензенского умельца.
Задача нашего комбината — трудовое воспитание. Сейчас мы наблюдаем явление, когда молодежь не интересуется технологиями и производством. Наша страна далеко не передовая в техническом отношении. Выход из положения — техническая подготовка с раннего возраста. В спорт входят в пять-шесть лет, а в технологической сфере такого нет, и если мы не воспитаем молодежь, то крах нашему отечеству. Надо вовлекать школьников хотя бы с 13–14 лет. Поэтому здесь и находится этот творческий человек, Сергей Данилкин.
Сам изобретатель оказался вовлеченным в творческий процесс с 11 лет: уже тогда он начал работать со сварочным аппаратом, обучаясь делу на практике. История создания мобильной мастерской началась много лет назад, когда Сергей еще работал в бригаде под руководством отца.
Разные места, люди, задачи — и при этом никто не даст хороших условий. Я старался улучшить условия труда, оптимизировать производство.
С зажима для удобной работы и началась разработка тисков, которые теперь окажутся во всех школах региона. Свое изобретение мастер постоянно совершенствовал: инструмент в том виде, в каком он сейчас, — двадцать пятая по счету вариация.
Я искал работу и шел мимо бизнес-инкубатора. К тому времени у меня были полностью готовы оригинальные тиски. Зашел туда, так все и началось.
Видео
Именно в бизнес-инкубаторе изобретателя заметили. К директору Пензенского регионального фонда поддержки инноваций Борису Полуэктову и пришел Сергей Данилкин, когда у него уже были наработки модульной мастерской. Сотрудничество оказалось плодотворным.
Мы создали образец. Теперь есть от чего оттолкнуться. Все это будет переработано, уменьшено, оптимизировано — превратится в систему, которая уместится в любой мастерской. Как автор, я уже вижу, что исправить, что улучшить, несмотря на то что можно прекрасно работать и на этом. Но я всегда старался улучшать условия работы. Сейчас мы с учителями труда обсуждаем, сколько и в каком виде делать, для какого возраста. Когда начинали, постарались включить в мастерскую как можно больше оборудования. Но нюансы выясняются в процессе. Например, сделали газовый горн, а школьникам с ним работать нельзя по правилам безопасности.
Изобретатель и школьные трудовики серьезно подходят к разработке системы обучения школьников на новом оборудовании. Они обдумывают все — от изложения ученикам материала до их безопасности.
Это позволит отвлечь ребят от всего дурного. Из парня удастся сделать мужика, умеющего делать все. В школах будет по 12 факультативов, и ребята смогут изготавливать вещи, которые они любят. Например, заниматься судо-, авиамоделированием и так далее.