Фото: mae-pspu.livejournal.com
В Перми сумели «показать» музейные экспонаты незрячим и слабовидящим детям. Чтобы они могли взять в руки хрупкие предметы, рассыпающиеся от одного прикосновения, специалисты изготовили их точные 3D-копии.
В Перми придумали, как «показать» незрячим и слабовидящим детям археологические находки, сделанные на территории области. Сотрудники Музея археологии и этнографии Пермского Предуралья при Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете разработали методику проведения специальных тактильных экскурсий. С помощью 3D-сканера они отсканировали древние артефакты, распечатали на 3D-принтере их точные копии из гипсополимера, а затем пригласили в гости учеников младших классов школы-интерната для незрячих и слабовидящих. Дети получили возможность в буквальном смысле прикоснуться к истории. Они услышали увлекательный рассказ о том, как проходил один день из жизни средневекового человека (такой была тема экскурсии). Но главное — смогли подержать в руках предметы, о которых им рассказывали, и составить о них представление с помощью тактильных ощущений. Для полноты восприятия рассказ сопровождался аудиозаписью, воспроизводящей звуки природы, которые мог слышать средневековый человек: звуки леса, щебет птиц, шум ветра и листвы. А в завершение экспериментальной экскурсии дети под руководством тифлопедагога (учителя, работающего со слепыми детьми) попробовали изготовить из пластилина копии горшочков, найденных в пермской земле.
Мы и в дальнейшем планируем проводить подобные экскурсии. В школе-интернате для незрячих и слабовидящих детей обучается около 100 человек. Приглашать к себе мы можем не более одного класса, 11–12 человек за один раз. Все 3D-копии у нас, к сожалению, в единственном экземпляре, и на то, чтобы передать их из рук в руки, уходит время. Для учеников старших классов мы будем использовать лекционный формат, для маленьких детей — игровой. Будут подготовлены также экскурсии для взрослых инвалидов по зрению. Полагаю, им будет не менее интересно, чем детям.
Фото: mae-pspu.livejournal.com
Конечно же, 3D-копии древних артефактов нельзя назвать полностью аутентичными. Элемент условности сохраняется. Бронзовый топор и топор из гипсополимера — вещи все-таки разного порядка. Но изготовить копии из того же материала, из которого сделан оригинал, стоило бы слишком дорого. Возможно, в таких тратах нет особого смысла: в музее уже провели пробную экскурсию для посетителей, у которых нет проблем со зрением. Они могли увидеть экспонат на витрине под стеклом, а затем подержать в руках его копию, и остались очень довольны результатом.
Возможность прикоснуться к исторической находке — это важно. Посетители, которые смогли взять в руки, например, копию поясного набора, говорили, что на ощупь орнамент на нем воспринимается гораздо лучше. Думаю, любой человек в музее чувствует непреодолимое желание прикоснуться к экспонату, который защищен стеклом или ограждением. Когда я был ребенком, я мечтал дотронуться до мамонта, выставленного в нашем музее. Разумеется, это было невозможно, а жаль.
Психологи считают, что нельзя запрещать познавать мир с помощью тактильных ощущений, особенно детям, для которых это один из основных каналов восприятия. Стремление всё взять в руки естественно для людей любого возраста.
Фото: mae-pspu.livejournal.com
Малыш в возрасте до трех лет пробует окружающий мир на зуб: он засовывает в рот все, до чего может дотянуться. Взрослея, он готов удовольствоваться тактильным контактом с пространством вокруг него. И от этого способа познания мира он уже не откажется никогда, даже став взрослым. Поэтому мы стремимся прикоснуться ко всему, что нам нравится или интересно. Пришел коллега с новым гаджетом, мы говорим: «Покажи». Если он буквально исполнит нашу просьбу и продемонстрирует покупку на расстоянии, то мы очень удивимся. Мы ведь имели в виду не «покажи», а «дай взять в руки», то есть «дай познакомиться». С историческими предметами то же самое. Они нам интересны, и поэтому мы хотим их потрогать.
Однако подавляющее большинство исторических артефактов попадают в музеи не в лучшем состоянии. Время, стихии и люди оставляют на них свой разрушительный след. Даже самое осторожное прикосновение к полуистлевшим, хрупким экспонатам может их разрушить. Поэтому создание 3D-копий может стать компромиссом между естественным желанием человека взять исторический предмет в руки и желанием музейных работников его сохранить. В некоторых западных музеях уже взяли эту технологию на вооружение, чтобы дать возможность познакомиться с экспонатами хотя бы детям, которые не могут их увидеть.
Насколько мне известно, возможность изучить исторический предмет с помощью тактильных ощущений на данный момент есть только в Венгерском национальном музее. Правда, и там такой шанс есть лишь у инвалидов по зрению. В Венгрии для этого, как и в Перми, используются 3D-копии артефактов. К каждому из них имеется описание на азбуке Брайля. Это очень прогрессивная и гуманная практика, приятно сознавать, что российские музейные работники освоили ее одними из первых.
Видео
Археология для слабовидящих
Видео: RifeyTV/YouTube
4 комментария к материалу.