Власти Пермского края ищут, куда переместить Пермскую художественную галерею. Когда проект нового здания, созданный швейцарским архитектором Петером Цумтором, попал в руки правозащитников, они забили тревогу: галерею намерены построить на месте самой популярной в городе смотровой площадки. Но и оставить ее в прежнем здании нельзя — Спасо-Преображенский собор возвращен РПЦ. Однако, проводить в нем службы нельзя, уверяют ученые: пермские «деревянные боги» — гордость галереи — могут случайно сгореть..
История с новым проектом Пермской художественной галереи началась несколько лет назад, в тот момент, когда краевые власти решили вернуть здание, в котором находился важнейший для края культурный объект, Русской православной церкви. Однако галерея тоже никуда не выехала, так как ей некуда ехать. Она до сих пор находится в здании Спасо-Преображенского собора.
Все эти годы власти искали новое место для галереи. Для того чтобы разместить все галерейные богатства, включая огромное количество экспонатов в запасниках, необходимо строить новое здание. Предыдущий губернатор региона Олег Чиркунов провел международный конкурс среди архитекторов. По итогам конкурса выбрали победителя — Петера Цумтора из Швейцарии. Он был признан лауреатом Притцкеровской премии за 2009 год (это аналог Нобелевки для архитекторов. — Ред.). По ряду причин сроки начала работ регулярно переносились.
Самое шокирующее в этом, что они о чем-то договариваются, а информации вообще не дают. Обсуждения не было ни общественного, ни даже экспертного. Я разговаривал с нашими известными архитекторами — никто ничего об этом не знает.
Новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин поддержал идею скорейшего строительства нового здания для галереи. Проект, разработанный Петером Цумтором, несколько скорректировали по цене и срокам работ. Место Цумтором было выбрано живописное — склон берега над Камой. Классический открыточный вид Перми.
Недавно некоторые жители Перми узнали, что Цумтор придумал новое здание в виде корабля. Оно будет вытянуто вдоль Камы. Некоторые внешние стены «корабля» предполагается сделать прозрачными. Это, по мнению архитектора, создаст ощущение присутствия реки Камы в самой экспозиции музея. Местным чиновникам проект очень нравится.
Архитектор удивительно бережно отнесся к ландшафту набережной, он понял, насколько ценен для Перми открыточный вид города со стороны реки.
Однако общественность недовольна этим проектом. Одним из первых против него выступил пермский градозащитник — член градостроительного совета Денис Галицкий.
Видео
Здание так посажено, что закрывает, по-моему, даже охраняемый по зонам охраны культурного наследия вид — это вид на колокольню. И со стороны площади вид на Каму будет закрыт, а это всеми признанный вид, характеризующий Пермь. Во-вторых, само здание непримечательное — со стороны Камы будет выглядеть как обычный прямоугольник любого другого здания. Проект вроде как в виде корабля задуман, но сам этот корабль поставлен так, что видно этого ниоткуда не будет.
Многие жители Перми соглашаются с градозащитником. Им тоже не нравится проект швейцарца.
Согласен. «Это» не прокатит. Да «это» и не проект, а кусок пластика. Странно, когда обсуждают несуществующий проект. Год обсуждали какое-то «ожерелье» от Цумтора, теперь какой-то «корабль» от Цумтора… Значит, «ожерелье» не получилось? А если и «корабль» у него не получится? Что дальше?
Идея корабля нравится. Голосую за то, чтобы сдвинуть его на полквартала ниже по течению.
Директор Пермской художественной галереи Юлия Тавризян удивлена реакцией Дениса Галицкого. По ее словам, если проект Цумтора будет воплощен, это будет прорыв. Неудивительно, что хранители галереи поддерживают скорейшее перемещение коллекции: священство намерено проводить службы в здании Спасо-Преображенского собора, рядом с культовыми для Перми «деревянными богами».
Напомним, «Пермские боги» — храмовая скульптура XVII—XIX веков. Запрет православной Церкви на объемное изображение Божества, не помешал развитию деревянной скульптуры на Урале. И хотя было несколько постановлений Синода, направленных местному духовенству, о запрещении «деревянных идолов» в церквях, искоренить традицию вырезать «богов» из дерева они не смогли.
Цумтор известен тем, что он внимательно, бережно относится к тому пространству, где строит здание. Здание вписано в уровень берега, оно там на три этажа максимум поднимается.
Возможно, противостояние возникло из-за закрытости властей. Если директор галереи видела хотя бы фото, то ни простые горожане, ни пермские архитекторы ничего не знают о новом проекте. Если бы информация стала более доступной, полагает общественность, то число недовольных сильно бы увеличилось.
Готовый концепт со всеми нюансами и доработками должен быть готов в марте 2013 года. Быть может, хотя бы тогда он будет представлен общественности.