Разорились на театре. Блогеры подсчитали убытки от звездных постановок

8
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Пермские общественники обнародовали данные о расходах Пермского театра оперы и балета на постановки Теодора Курентзиса. Опубликованные цифры вызвали бурную реакцию интернет-общественности. Тем не менее инициаторы приезда Курентзиса в Пермь по-прежнему уверены в его уникальности, востребованности и даже недооцененности в Пермском крае.

Пермский активист Денис Галицкий опубликовал в своем блоге в ЖЖ официальную информацию Министерства культуры Пермского края о расходах и доходах, которыми обернулись постановки Пермского оперного театра «Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» под руководством нового художественного руководителя Теодора Курентзиса. Посчитав размер затрат театра, блогер пришел к выводу, что краевой бюджет практически проспонсировал зрелище для крайне ограниченного круга меломанов. Постановка «Так поступают все женщины» прошла в театре шесть раз, а «Свадьба Фигаро» лишь четыре раза. Учитывая ранее сделанные заявления худрука об отходе от репертуарных традиций в сторону эксклюзивных спектаклей, Денис Галицкий посчитал, что такие траты бюджета, мягко говоря, великоваты.

Прислала
Нелли Шестопалова

Сделал простейшие выкладки на основе указанных цифр:

Спектакль — «Так поступают все женщины» — «Свадьба Фигаро»

Количество зрителей из расчёта вместимости зала (972 места) — 5 832 — 3 888

Средняя оплата от 1 зрителя — 399 руб — 349 руб

Расходы бюджета на 1 зрителя — 2 995 руб — 4 022 руб

Дотации бюджета на 1 зрителя — 2 597 руб — 3 673 руб

Получается, что каждый зритель «получил при входе в театр» 2,5–3,5 тысячи рублей на руки.

Несмотря на то что краевое министерство культуры подтвердило пермским активистам, что постановки войдут в репертуар театра, Галицкий уверен, что это не соответствует истине. В одном из своих первых интервью Теодор Курентзис открыто говорил об отходе от принципов репертуарного театра. От своих убеждений он ни разу не отказывался.

Я буду грубо говорить: мы раздавим рутинную халтуру оперного театра. Люди увидят, что каждый спектакль — это событие. Уйдет в прошлое традиционный подход: «Мы должны что-нибудь показать, пусть кто-нибудь споет, мы как-нибудь сыграем». Это «как-нибудь» надо исключить. Мы хотим, чтобы этот город уважали за изумительную, «ручную» работу над музыкой. 

Сообщение Дениса Галицкого спровоцировало бурные интернет-дискуссии. Что интересно, большинство блогеров скорее не разделяют скептическую позицию активиста относительно бюджетных трат. Притом что не все сторонники Теодора Курентзиса являются завзятыми театралами, почти все признают его значимость для Прикамья. 

Непонятно, чего вы хотите. Чтобы театр ставил дешевые-предешевые спектакли, которые бы окупались на раз, или цены московского и европейского уровня устанавливал? Ни в первом, ни во втором случае туда ходить не будут. Костюмы, декорации, гонорары див ведь стоят вполне европейские деньги, а зарплаты вполне местные. Тут нужно сказать городу спасибо, что, по большому счету, 95% населения может позволить сходить в Оперный на постановки с весьма приличным уровнем, а не считать копейки.

На эти претензии Денис Галицкий отвечает тем, что не призывает прикрыть проект, а лишь хочет, чтобы общественность отдавала себе отчет в реальной стоимости работ Курентзиса.

— Мне хотелось узнать детали. Не скажу, будто заранее понимал, что из этого выйдет. В принципе, ясно, что если речь идет о малом количестве спектаклей, значит, это будет дорого, весь вопрос насколько… Если общество соглашается с такими тратами — пусть, я не буду спорить. Это будет таким, если хотите, информированным согласием.

Цифры затрат на постановку выплывали и раньше, я лишь узнал, сколько она принесла средств. Затраты должны быть эффективными, мы должны знать, что получим в итоге. Тратить огромные деньги на то, чтобы потрафить вкусам 5 тыс. меломанов, по-моему, непозволительная роскошь. Узкий круг выгодополучателей получается в итоге.

Бывший министр культуры Пермского края и экс-вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм рассказал SmartNews, что в тот момент, когда приглашал именитого художественного руководителя, был прекрасно осведомлен о стоимости его проектов. С тех пор масштаб личности Теодора Курентзиса нисколько не уменьшился, и Пермский край действительно может гордиться тем, что столь выдающийся человек прославляет регион на весь мир. В сравнении с этим бюджетные затраты ничтожны.

Все началось с того, что предыдущий худрук Пермского оперного театра Георгий Исаакян принял предложение уехать в Москву, о чем поставил в известность губернатора Олега Чиркунова. Мы не могли позволить себе художественного руководителя хуже, нежели был Исаакян. С большим сожалением, обремененные идеей строительства новой сцены для театра и масштабными планами, мы проводили художественного руководителя и приступили к поиску того, кто бы мог прийти ему на смену.

В какой-то момент я решил остановиться на кандидатуре Теодора Курентзиса. Летом 2010 года я выехал в Австрию на переговоры с маэстро, и, проговорив час, мы пришли к единому мнению о грядущем переезде в Пермь. Теодора я знал еще со времен его первых концертов. На моих глазах происходило его становление, рост его влияния в музыкальном мире.

Вообще управлять культурой большого региона, не имея собственного симфонического оркестра, неправильно. После того как в российском министерстве культуры мне на этот счет ответили «даже не мечтай», пришлось ответить «сделаем это без вас». И сделали. Я считаю, что стоимость Курентзиса ниже, чем стоимость некоторых игроков футбольного «Амкара», а его влияние на умы неоспоримо. За не очень большие деньги в пересчете на всех жителей региона мы получили уникальное культурное явление.

Борис Мильграм, экс-министр культуры Пермского края, SmartNews

Видео

Прогон премьеры «Свадьбы Фигаро» в Пермском театре оперы и балета

Прислал
Анатолий Губарев

Вольный стрелок

Увы, расходы на культуру окупаются не скоро, это стратегические вложения. Правилен ли во всех смыслах слова выбор Теодора Курентзиса, сложно сказать. Вполне возможно, результат увидим лет через пять-десять.

Но если критикуешь что-то, предлагай взамен, а устраивать критику ради критики не гоже.

На мой взгляд, сам факт постановки интересных спектаклей в Перми важнее и значительнее масштабного концерта какой-нибудь Мадамы — не к ночи будь помянута! — на стадионе.

Автор

Роман Попов

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Наталья Соловьева, Анатолий Губарев, Ольга Антипина

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Нина Соловей 8 февраля 2013, 09:16

Тот редкий случай, когда Мильграм 100% прав.

Нина Соловей 8 февраля 2013, 09:17

Только в ролике Теодора и не хватает)

Отмечено
редакцией

Анатолий Губарев 8 февраля 2013, 15:25, Изменено: 11 февраля 2013, 08:52

Увы, расходы на культуру окупаются не скоро, это стратегические вложения. Правилен ли во всех смыслах слова выбор Теодора Курентзиса, сложно сказать. Вполне возможно, результат увидим лет через пять-десять.
Но если критикуешь что-то, предлагай взамен, а устраивать критику ради критики не гоже.
На мой взгляд, сам факт постановки интересных спектаклей в Перми важнее и значительнее масштабного концерта какой-нибудь Мадамы - не к ночи будь помянута! - на стадионе.

Евгений Сафронов 9 февраля 2013, 13:28

Дискуссия на эту тему должна начинаться с выяснения вопроса: "есть ли возможность сейчас у нашего государства дотировать профессиональное искусство (слово "культура" использовать не стоит - это традиционная советская подмена понятий), и если да, то зачем?"

Добавить комментарий

Новое на сайте