Суд обязал правительство Пермского края очистить 8 рек, которые загрязняются изливами из заброшенных шахт кизеловского угольного бассейна. Нормы содержания металлов в реках превышены в тысячи раз. Эксперты SmartNews уверены — решить проблему на региональном уровне не получится.
В Пермском крае может появиться официальная зона экологического бедствия. На этом настаивают некоторые эксперты, изучающие вопрос экологии района кизеловского угольного бассейна. Правительство Пермского края через суд обязали очистить 8 рек региона. Как сообщают в прокуратуре, суд возложил на краевые власти обязанность ликвидировать последствия загрязнения рек изливами шахтных вод Кизеловского угольного бассейна.
Кизеловский угольный бассейн расположен на западном склоне Среднего Урала в Пермском крае. Занимает центральную часть нижнекарбоновой угленосной полосы, простирающейся на 800 км от ст. Кузино Свердловской области на юге до поселка Еджыд-Кырта республики Коми на севере. Реструктуризация предприятия привела к тому, что шахты бассейна фактически остались бесхозными и пришли в запустение. Сегодня они затоплены водой, концентрация опасных веществ в которой во много раз превышает все допустимые нормы. Ситуация грозит экологической катастрофой.
Установлено, что в протекающих по территории Кизеловского, Гремячинского, Губахинского, Чусовского районов Пермского края реках Северная Вильва, Южная Вильва, Кизел, Косьва, Большая Гремячая, Большой Кизел, Восточный Кизел, Верхний Кизел предельно допустимая концентрация некоторых загрязняющих веществ, в частности железа, превышает норму в тысячи раз. Источником загрязнения являются 13 изливов шахтных вод Кизеловского угольного бассейна — шахт им. Ленина, «Таежной», «Центральной», «40 лет ВЛКСМ» и др. Ежегодно в реки поступает около 16 млн куб. м кислых шахтных вод, экологический ущерб от загрязнения каждый год составляет более 1,8 млрд рублей.
В нашей материнской породе, да и в угле тоже содержание серы — 6–8%. Эта сера обусловливает наличие кислых вод. Сернистая кислота окисляется, если грубо говорить, и получаются соли железа и алюминия.
Видео
Автор ролика — RifeyTV
Несмотря на то что работа угольных предприятий полностью прекращена еще в 2001 году, загрязнение речных вод продолжается. Решать эту проблему нужно было еще несколько десятков лет назад, когда стали поступать первые сведения о серьезно осложнившейся обстановке в Кизеловском районе. Однако первичным занятием для региональных властей в этой территории было решение социальных проблем, связанных с необходимостью закрывать ставшие нерентабельными шахты и переселять людей.
Экологическую ситуацию стали пытаться исправить с начала 2000-х, когда впервые в истории на площадке шахты им. Ленина стартовал проект опытно-промышленной установки. Через несколько лет опытная установка должна была заработать в промышленном масштабе и очистить воды от загрязнений. Проекту на сегодняшний день уже 8 лет. На установку затрачено 138 млн рублей. А воз и ныне там — опытный образец в эксплуатацию так и не вступил.
Опытно-промышленная установка сегодня не работает. Затрачены огромные бюджетные деньги. Принято решение Министерством энергетики Российской Федерации на месте опытной установки строить промышленную установку. Но есть масса регламентирующих документов, которые запрещают строить промышленные установки, не опробовав технологию. И самое интересное, что для того, чтобы эта опытно-промышленная установка заработала, потребовалось бы всего 2 млн рублей.
Если добраться до Кизела, то можно посмотреть на остатки опытно-промышленной установки, с помощью которой, как уверяют эксперты, уже несколько лет как можно было приступить к выработке технологии очистки вод в кизеловском угольном бассейне.
Опытно-промышленная установка, если кто-то захочет когда-то посмотреть, не так уж далеко находится от города. И там целый один сторож и две собаки. Она доделана, то есть стены у нее стоят. А начинки там нет. Это, наверное, самые дорогие стены, которые когда-либо строились на территории Пермского края.
Основная проблема — это вопрос содержания опытно-промышленной установки. Когда посчитали, во что это обойдется бюджету Пермского края, получилось 2 млрд рублей в год. Наш регион не в состоянии тратить такие деньги. А принцип работы Министерства энергетики и правительства Российской Федерации очень прост: они строят объекты, которые передают в эксплуатацию территориям. Но у нас нет финансовых ресурсов на обслуживание объекта.
Кизел и его жители при этом не так страдают от загрязнения вод, как люди, живущие на реках ниже по течению. А это не только Пермь и Березники, но и, отчасти, все населенные пункты вплоть до Каспийского моря.
Что такое железо, которое появляется в результате в этих водах? Это рак. Если вы принимаете душ — ведь не у каждого есть фильтр на душ — вы употребляете стакан этой неочищенной воды, в которой, возможно, присутствуют кизеловские тяжелые металлы. А если вы принимаете ванну, это гораздо больше, это уже не стакан, это 3–4 стакана неочищенной воды.
Владимир Гребенюк, бывший депутат законодательного собрания Пермского края, уверен, что проблему с загрязнением вод в Кизеле можно решить, лишь присвоив кизеловскому угольному бассейну официальный статус зоны экологического бедствия. С ним соглашались практически все опрошенные SmartNews эксперты. Только так ситуации с загрязнением кизеловских рек и многократным превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) металлов в них можно придать федеральный масштаб.
Решение суда, по запросу прокуратуры возложившего ответственность за исправление ситуации на руководство Пермского края, пока лишь подстегнуло дискуссию о кизеловской экологии.
5 комментариев к материалу.