На видном месте. В Перми устроили фотоохоту за безграмотными вывесками

7
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований»

В Перми подвели итоги необычного фотоконкурса «Граммар-Папарацци». Горожане фотографировали и присылали на суд жюри ошибки, которые ежедневно попадаются им на глаза. В поле зрения участников попали не только ценники со смешными ошибками и нелепыми сокращениями, но и ошибки в материалах СМИ, и абсурдные рекламные объявления.

В столице Прикамья состоялся первый в истории конкурс «Граммар-Папарацци». Три десятка человек в течение нескольких недель выискивали в Перми ошибки, которые ежедневно попадаются на глаза горожанам. Итогом этого процесса стали 140 фотографий, которые рассмотрели члены профессионального жюри.

Проанализировав работы, члены жюри пришли к выводу, что ошибки в публичном пространстве характерны не только для ценников, объявлений и вывесок на продуктовых палатках. Как ни крути, «имбырный чилабечек», «лук-пюре» (вместо лука-порея), «иксклюзивное» вино и «апититная» колбаса — явления все-таки ожидаемые.

Как выяснилось, люди остро реагируют не только на грамматические ошибки, но и на пошлость и абсурд в рекламе, в публичных обращениях. Внимание участников привлекли и неблагозвучные сокращения наименований в ценниках.

А вот безграмотность в объявлении на стенде филфака Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ), в материалах СМИ, равно как и ошибки в текстах представителей крупных сотовых операторов, организаторы отнесли к категории «тяжеловесов». В этот же раздел попали и исторические ошибки, подмеченные бдительными «граммар-папарацци».

…в мемориальной доске Борчанинову (в 1903 году не существовало КПСС), Мамину-Сибиряку (перепутаны названия соборов), а также в портретной галерее Пермской городской Думы (перепутаны фамилии к портретам двух градоначальников).

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований»

Абсолютным победителем фотоконкурса признана Наталья Аксентьева, директор пермского турбюро «Краевед». На фотоконкурс она прислала почти 70 работ, которые были отмечены в нескольких номинациях. Сама же Наталья Аксентьева в своем блоге не упустила возможности поиронизировать над новостными заметками, опубликованными в пермских СМИ сразу после объявления итогов конкурса, — даже в этих материалах СМИ успели понаделать ошибок, как фактических, так и грамматических.

Некоторые внимательные и заботливые граждане прислали мне кучу ссылок, особенно отметив две. Первая — http://www.rg.ru/2013/03/15/reg-pfo/perm-perly.html. Перечитала три раза, пока не поняла, в чём дело. Оказывается, у меня в фамилии плавающий мягкий знак. В первом случае его поставили после буквы «н», во втором — после буквы «т». Страшно представить, где бы он оказался, если бы пришлось упомянуть меня в третий раз.

Впрочем, ошибки и неточности в местных СМИ были замечены не только победителем конкурса. Члены жюри отметили, что довольно много участников старались не пропускать ни одной ошибки вокруг себя. Отдельно авторы обращали внимание не столько на ошибочные, сколько на откровенно смешные и нелепые надписи: «Аптечный пункт аптеки “Аптекарь”» или «Прочь тоска — есть в продаже тоска». 

мы тут в поисках коляски в одном интернет-магазине прочитали замечательное

«коляски из Швеции с замечательным швейцарским качеством»:)

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований»

Конкурс был организован и проведен Центром гражданского анализа и независимых исследований. Итогом мероприятия, по мнению организаторов, должна стать широкая дискуссия о городской грамотности, формирование грамотной городской среды, в которой не будет места нелепостям и ошибкам.

На уровне интернет-дискуссий «Граммар-Папарацци» уже получил продолжение. Ошибки, как оказалось, окружают нас буквально на каждом шагу. 

Далее мы полагаем обсудить с разными сообществами возможности решения проблемы городской безграмотности. Помимо этого мы запускаем ряд новых проектов, которые также будут направлены на формирование понятной, информативной, доступной публичной среды, соответствующей требованиям современного крупного города.

— Участники конкурса обращали внимание на всё вокруг нас. Заметили — сняли — прислали. Сужать границы мы не стали, поэтому спектр присланного нам был весьма разнообразным. Главным итогом мероприятия я вижу некую «зарубку на древе жизни». Образовательный эффект лично мне представляется сомнительным — ну не побегут же наделавшие ошибок за словарями, так ведь? Мы исследовали реальность. Нашли в ней что-то. Констатировали факт. Зафиксировали. Движемся дальше. Я не склонен давать какую-либо оценку грамотности общества по результатам конкурса — то, что уровень грамотности упал и продолжает падать, ясно и так. Необычное для себя лично в работах я едва ли обнаружил. Все же я вижу достаточно много всего, и удивить меня ошибками в вывесках сложно, хотя некоторые из них весьма забавны.

— Чтобы делать выводы о том, насколько грамотен речевой портрет Перми, конечно, нужны специальные исследования. По моим субъективным ощущениям и впечатлениям моих коллег, ситуация с грамотностью в городской среде постепенно улучшается. Хотя примеров грубейших, нелепых, элементарных ошибок тоже достаточно.

Причина этих улучшений, как нам кажется, в том, что представители бизнеса, согласно закону о русском языке, обязаны переводить все иностранные названия на русский язык. Возможно, это заставило их задуматься о речевом облике фирмы в целом и о том, какое важное значение он имеет.

Видео

Автор ролика — Мадина А

Прислал
Михаил Алфёров

В Ставрополе тоже хватает неграмотных вывесок: http://blog.alfline.ru/?p=5355. Никому до них нет дела. Так и «красуются».

Прислал
Oksana Degteva

Фото от Oksana Degteva

Это тоже из Перми, вывеска на автомойке Фото: Oksana Degteva Фото от Oksana Degteva

Автор

Роман Попов

Над статьей работали

Наталья Соловьева, Oksana Degteva, Наталья Гребнева, Михаил Алфёров

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анатолий Кульбацкий 26 марта 2013, 10:58

В количестве ошибок, которые встретились участникам конкурса, виноваты два обстоятельства.Во-первых, слабое знание русского языка и литературы, жителями города, в силу того ,что почти перестали читать и ограничиваются просмотром телепередач( порой ведущие которых, не блещут грамотностью),а безграмотность пользователей Интернета, вообще фантастическая, так как основная масса пользователей, учила язык по сокращенной программе ЕГЭ. Каждый человек обладает зрительной памятью, и только путем чтения, можно научиться грамотно и логически верно излагать свои мысли.Кроме того,чтение является фактором усвоения культуры того народа, на языке которого ты читаешь и пишешь, русский не является исключением.Во-вторых, те ценники и вывески, которые встретились конкурсантам,написаны выходцами из Средней Азии, а школьники увидев написанное невольно воспринимают, как образец, для написания и порой для произношения. Далее свою лепту в грамотность населения, внесли и всем известные СМС послания. И хорошо ,что был организован такой конкурс, ведь он привлечет внимание всех, к тому ,кто и как, пишет и говорит.

Михаил Хохин 26 марта 2013, 11:15

Подобных вывесок хватает в каждом городе, только воспринимать стоит, как нечто юмористическое. Их, собственно, никто и не читает внимательно, наружная реклама давно уже утратила роль двигателя торговли. Потому и лепят, как придется, какая разница?
Правда, есть один нюанс, забавный: как они это согласовывали, паспорт получали, что сейчас необходимо? Видимо, в надзорных органах сидят такие же малограмотные, либо вообще ничего не читали, просто получив положенную оплату?

Отмечено
редакцией

Михаил Алфёров 26 марта 2013, 11:32, Изменено: 26 марта 2013, 11:52

В Ставрополе тоже хватает неграмотных вывесок: http://blog.alfline.ru/?p=5355. Никому до них нет дела. Так и "красуются".

Ivan Afanas'ev 26 марта 2013, 12:33

Безграмотность - проблема не одного региона, она в России - повсюду. Зачастую такие перлы можно высмотреть на плакатах и вывесках - животик надорвёшь!

Анатолий Губарев 26 марта 2013, 13:03

Этот вопрос уже многократно обсуждался на разных порталах, в том числе, и на SmartNews. Поэтому не вижу смысла повторять уже не раз сказанное.
Очень хорошо, что естественной человеческой реакции на безграмотность придают некую соревновательность и публичность. Да, есть, например, сайт МаркетОлухи, где я тоже не раз выкладывал ляпы, замеченные в разных городах. Но этого мало: посмотрели, посмеялись и разошлись. А вот когда это всё выливается в конкурс...
Помните, в Казани сначала провели конкурс на максимальное число проводов, опутавших дома, а потом стали решать, что с этим делать. И решили! Хоть и против шерсти провайдеров и прочих "проводников".
Хочется надеяться, что и пермяки справятся:
"Далее мы полагаем обсудить с разными сообществами возможности решения проблемы городской безграмотности"
Бог в помощь! А за нами не заржавеет!

Oksana Degteva 27 марта 2013, 11:24, Изменено: 27 марта 2013, 11:37

Это тоже из Перми, вывеска на автомойке

Добавить комментарий

Новое на сайте