В Перми демонтируют уличную фреску «Богема», ставшую одним из символов культурной революции. Ранее с глаз горожан исчезла популярная фреска «Гомер». Оставшиеся в городе арт-объекты приходят в удручающее состояние. Специалисты считают, что культурная революция в городе подошла к концу.
Демонтаж уличной фрески «Богема», ставшей в свое время одним из символов культурной революции, ведется в Перми вот уже несколько дней. Ранее с глаз горожан исчезла не менее популярная фреска «Гомер», изображающая поэта в древнегреческом стиле на стене Дягилевской академии.
Одной из знаковых особенностей периода, который пермяки окрестили культурной революцией, стало развитие в городе стрит-арта. На красочные граффити, выполненные местными и приезжими художниками, заглядывались туристы. Рассказывать о преображении серых заборов в красочные полотна было модно, а преобразился город в считаные месяцы.
Работой по внедрению стрит-арта в городскую среду в Перми занимался музей современного искусства, в недрах которого была разработана специальная паблик-арт-программа. Она была нацелена на превращение Перми в площадку для творческого самовыражения художников. Сейчас всё больше критиков говорят об окончании культурной революции, и одним из символов этого процесса называют демонтаж гигантской аллегорической фрески «Богема» на фасаде бывшего военного института.
Во весь рост на полуразрушенном здании три года красовались древнегреческие боги. Авторами фрески выступили художники московской арт-группы ZUK Сlub. Запущенность фасада придавала уличной фреске особый шарм. Однако собственники здания приступили к его реконструкции, с тем чтобы построить на этом месте выгодный коммерческий объект. «Богеме» места не нашлось.
Статус паблик-арт-объектов временный изначально. С одной стороны, не было минимального срока для размещения, с другой стороны, максимального срока тоже нет. Объект живет, пока живет здание в том состоянии, в котором оно было. Мы ведь делали этот проект для руинированного сооружения и в этом смысле помогали зданию из руины реальной превратиться в руину культурную. Конечно же, мы понимали, что, как только собственники начнут ремонтировать здание, проект может завершиться. По сути, срок жизни подобных объектов определен сроками реконструкции и перестройки зданий.
Между тем, отмечают специалисты, повернуть время вспять и сохранить оригинальный стрит-арт было бы реально, если бы на то существовала воля собственника.
Такой стрит-арт делается под конкретную архитектуру и вписывается в контекст, а не является чем-то искусственно размещенным. Так что реанимация изображения на отреставрированном здании возможна. И мировая практика такие случаи знает. Это зависит от уровня сознательности собственника и от того, насколько объект стал культурной достопримечательностью.
Можно было бы сохранить фреску. Ведь красиво же и необычно. Зачем яркие пятна из города убирать?
…ничего постоянного и нужного горожанам так называемые арт объедки собой не представляют. и ничего удивительного, что владельцы будущей гостиницы сразу решили почистить лицо здания. смыть следы вандализма.
Зачем убирать? Можно же восстановить потом. Или так приятно жить в сером городе? Совершенно не понимаю собственников.
Собственники зданий, на стенах которых самовыражались художники, делать шаги навстречу паблик-арту не спешат. И популярные среди горожан уличные картины со своих мест уходят одна за другой. Так, после ремонта местная гимназия им. Дягилева лишилась панно с изображением древнегреческого поэта Гомера, который видит в зеркале своего тезку — героя популярного мультфильма Гомера Симпсона. К этому изображению пермяки относились с большой любовью, но администрация заведения посчитала, что увековечивать стрит-арт не имеет смысла.
Часть паблик-арт-объектов в Перми еще осталась. Однако они постепенно приходят в удручающее состояние. Некоторые пришлось из-за этого демонтировать самим организаторам. Например, несколько лет на балконах старинных домов города красовались фигурки ангелов, стилизованных под деревянных богов, гордость Пермского края. В последнее время ангелы исчезли. Приходят в негодность красочные картины на заборах, оставшиеся после проекта «Длинные истории».
Я бы с удовольствием вернула ангелов на балконы. Они сейчас просто выгорели, и мы их сняли. А вообще это был один из очень популярных и позитивных проектов музея. Они помогали городу поддерживать культурные достопримечательности, которые горожанами как ценность не воспринимались. Историческая архитектура, к которой мы привыкли, за счет ангелов становилась живой. Немаловажным в концепции являлось и продвижение пермских богов, которые ранее нигде как в картинной галерее не были представлены, а теперь в доступной форме появились на улицах, порхали по городу, садились на балкон.
В восстановлении и реконструкции нуждаются «Длинные истории». Во время фестиваля на улицах были сделаны весьма сильные работы, и некоторые из них просто нужно поддерживать, так как они в плохом состоянии, а замены нет.
При этом отметим, что некоторые объекты настолько прижились на своих местах, что представить без них город было бы уже непросто. Немало копий в свое время было сломано вокруг раскрашенных под хохлому подпорных стенок здания Законодательного собрания, теперь же без них представить внешний вид сооружения не получается. Как говорят эксперты, такие «художества» защищают стены от доморощенных граффити.
Это проект утилитарного назначения, который решает очень много проблем, связанных с несанкционированными граффити. За всё время эксплуатации объекта там не появилось ни одного дополнительного тега. Эта «калинка-малинка» держит оборону и защищает подпорные стенки от граффити-вандализма.
Как бы там ни было, с уходом в небытие стрит-арта времен культурной революции сама идея художественно преобразовывать город сторонников не потеряла. Традиционным для Перми стал фестиваль «Экология пространства», в рамках которого десятки художников разрисовывают пермские телефонные будки, электрошкафы, а также всё, что увидят вокруг.
Видео
Видео: Роман Попов/SmartNews
Может, это и есть современная живопись и новые направления и тому подобные, но на некоторые художества вызывают просто отвращения. Если хочется выразить себя в каком-либо творчестве, необязательно использовать для этого основные фасады города. Можно пойти и где-нибудь на заборах потренироватся.
Я считаю это абсолютно бесполезной тратой времени и денег. Тем более, что это символ культурной революции. И нельзя его просто так взять и снести. Это неправильно. Не такой уж это маленький город, что больше негде развивать стрит-арт. Обязательно для этого надо демонтировать «Богему».
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе