Пресс-конференция писателей — представителей направления «Новая северная проза» Дмитрия Новикова, Яны Жемойтелите, Александра Бушковского, Ирины Мамаевой. Фото: Министерство культуры Республики Карелия
Карельские писатели создают особый вид прозы. Четыре местных автора придумали манифест о зарождении нового литературного направления. Писатели уверены, что их северная проза удовлетворит вкусы самых взыскательных и искушенных читателей.
В Карелии сформировалось новое литературное течение. Как поясняют карельские писатели, в последнее время в литературе их края появился ряд сильных текстов, формирующих ядро направления. По словам Дмитрия Новикова, сейчас важны темы неразвлекательного характера. Именно они представлены в творчестве писателей Александра Бушковского и Ирины Мамаевой.
Новая северная проза — это прежде всего реалистическое направление, развивающееся с помощью новых методов. Так, скажем, тексты Александра Бушковского позволяют по-другому взглянуть на жанр военной прозы. Автор сам участвовал в боевых действиях и сумел по-своему отразить ощущения человека, прошедшего испытание войной.
Манифест карельских писателей вовсе не нацелен на ниспровержение основ — авторы намерены продолжить лучшие традиции русской литературы. В фокусе их внимания в первую очередь находится человек в беспокойном современном мире.
Маленький человек, впервые выведенный в повести Гоголя «Шинель», интересовавший большинство русских литераторов, в последнее время стал исчезать со страниц современных произведений. К примеру, Виктор Пелевин в своей «Жизни насекомых» сравнил его с букашкой. Такой образ, на мой взгляд, не может вызывать сочувствия. А для нас это представляется очень важным — сопереживание человеку, способность почувствовать его боль.
В настоящее время, уверена писательница Яна Жемойтелите, читатель изрядно устал от попсы, которая царит в том числе и в литературе. Новая северная проза изначально призвана быть некоммерческой, а значит, более ценной для взыскательного и чуткого читателя. Поэтому для нового направления открыты двери в будущее. Перед северной прозой разворачиваются широкие перспективы.
Представители новой северной прозы — люди, пишущие по велению души, творящие в определенном душевном напряжении. Пока что можно говорить о четырех писателях, усиливающих друг друга. Они притягивают друг друга словно магниты и помогают новому течению окрепнуть и встать на ноги. Ускорить процесс искусственно невозможно, но начало положено. Их творчество вызывает интерес у читателя, свидетельства чему — публикации книг на бумаге.
Смеркалось. Лесополоса за шоссе сделалась густо-синей и приблизилась наплывом. Очертания предметов смазались. Шоссе было пустынно по-прежнему, только со стороны города промчалось несколько легковушек, да старый мотоцикл протарахтел мимо, пукая облачками едкого дыма. Пустырников пританцовывал на месте, прячась под навес от промозглого ветра. Потом полетел снег, и Пустырникову невольно подумалось, что хорошо бы назад во флигелек. Может, не поздно еще сделать вид, что все в порядке, что он просто отлучался по своим писательским делам. А если все-таки дать хозяйке пять бутылок водки? Левое электричество — это же, наверное, просто пробки, жучки: вырубил — врубил. Впрочем, в электричестве Пустырников не разбирался, но и выбора у него не было.
Новой северной прозе духовно близки произведения Дмитрия Гусарова. Его роман-хроника «За чертой милосердия», написан в жанре военной прозы и повествует о рейде карельского партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны. Другие, не менее близкие «родственники» — книги архангелогородца Бориса Шергина и американца Уильяма Фолкнера. Язык и стиль произведений чем-то сродни поморскому языку, образному и богатому, полагает Дмитрий Новиков.
Наше литературное направление не ограничивается пределами Карелии. Так, в Вологодской области работает писательница Наталья Мелехина, которая близка нам по духу. Предполагаю, что ее произведения органично впишутся в рамки новой северной прозы. Я надеюсь, что все наши четыре участника нового литобъединения будут и дальше работать в этом направлении, и, конечно, мы все ждем появления новых имен, и не только в Карелии.
А еще было радостно мне оттого, что тропинка не отходила далеко от реки. И каждый раз, когда она подбегала к самому берегу, я останавливался на несколько минут и стоял, восхищенный. Я давно не видел таких красивых рек. За каждой излучиной она менялась. То это был бурный порог, где вода туго и пластично переваливалась через отглаженные, отшлифованные ладони скал, и тогда издалека был слышен низкий, спокойный и властный рёв — так в далекой саванне радуется жизни сытый лев. То вдруг течение замедлялось, и жидкая смола воды медленно текла среди низких, в густой траве берегов. Иногда на реке попадались узкие и острые, словно индейские каноэ, острова, и было видно, как на песчаных отмелях между ними блещет иногда что-то, воображением охотно принимаемое за рыбу.
Можно ли говорить о рождении нового литературного направления? Специалисты-филологи пока достаточно осторожно комментируют манифест карельских писателей. Этому есть причины — любые литературные явления не происходят в мгновение ока, и для их изучения требуется достаточно много времени.
— Новое литературное направление может появиться в любое время. Как правило, главным условием для его появления является смена общественной парадигмы. Известно, что и некоторые конкретные жанры (например, фантастические) неизменно активизируются в эпоху историко-культурных переломов в жизни страны. Таким переломом явился период 90-х годов прошлого века, когда перестала существовать страна. Когда культура перестала быть литературоцентричной. В указанный период в отечественной литературе родился даже жанр новый — фэнтези. И в тот же период свой расцвет переживает новое для данного времени литературное направление — постмодернизм, воспринимающийся как новая жизненная философия. Изучение этого феномена еще только начинается.
Литературное направление — это некоторые обязательные принципы изображения мира и человека, его сущности, его души. Общность тематики (северная проза) — еще не рождает направления. Перед нами реализм с северной тематикой.
Как это ни парадоксально в эпоху уже постпостмодернизма, все чаще сегодня современные авторы, в том числе и карельские, обращаются к традициям деревенской прозы, сохраняя и развивая их. Так, например, происходит в романе Н. Васильевой «Етишкина жизнь».
Стоит отметить, что манифест новой северной прозы, вероятно, станет самым ярким явлением в литературной жизни Карелии в новом году. Очевидно, что сам манифест отнюдь не попытка одиночного автора заявить о себе. Это тандем как минимум четырех известных карельских писателей, каждый из которых ясно понимает свои творческие задачи.
У северной прозы — богатая история, сильная традиция. Это не только проза Карелии — наверное, это и проза русского Севера, стран Северной Европы. Слово «северная» указывает не только на географию, оно указывает на традицию. Вспомним замечательную литературную серию «Библиотека северной прозы», которая выходила в издательстве «Карелия» в былые годы и была очень популярна. Слово «новая» — заявка на новизну, самобытность, особенность. Авторы манифеста заявляют о несогласии с навязыванием литературных клише и вкусов, идущим из столиц, и это очень хорошо, очень актуально сейчас, когда многие обеспокоены тем, чтобы Республика Карелия не оказалась в положении «питерского пригорода». Если смотреть шире, на Севере многие люди обеспокоены последствиями глобализации. И то, что наши писатели хотят развивать традиции самобытной, актуальной, жизненной прозы, можно только приветствовать. Мне хотелось бы надеяться — хоть и трудно в такое верить сегодня — что у новой северной прозы появятся в Карелии достойные последователи, которые продолжат традицию писать на финском языке.
Слух у Гришки был. Упрямства тоже хватало. Теперь он каждый вечер бренчал на крыльце дотемна, а когда бывал один, тянул ломающимся голосом: «Забытую песню несёт ветерок, в задумчивых травах звеня». Кроме того, он стал отращивать волосы, благо, родители смотрели на это сквозь пальцы, потому что каникулы были в разгаре. «Всё-таки гитара — сила!» — думал Гришка, видя, как классно играют на ней старшие пацаны. «Почему же от её музыки такая радость?— недоумевал он. — Аккорд — это ведь просто, а так хорошо на душе, что даже немного плохо. А слова (их почему-то все стесняются называть стихами, говорят друг другу: “Напиши-ка мне слова этой песни”), они выстраиваются в мелодию и звучат так непривычно, свежо и красиво, что даже глаза влажнеют. И остаются в памяти с первого раза, не то что вирши из школьной хрестоматии.
Видео
Писатели Карелии о рождении новой северной прозы
Видео: журнал «Лицей»/YouTube
занятная статья.. ни про одного из писателей упомянутых в статье не слышала… надо бы почитать что-нибудь из их творчества, а то я совершенно отстала от тенденций в современной российской литературе.
Не обязательно, как будет называться стиль. Главное не в этом, а в качестве написанных писателем произведений. А оценить это можно по сроку жизни — месяц, год или гораздо больше. А в каком стиле писал тот или иной автор, пусть потом литературоведы решают.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе