Глава Карелии призвал чиновников сдавать кровь, чтобы восполнить запасы, которые тают на глазах. В республике в последнее время сокращается число доноров, а потребность больниц меньше не становится. Не дожидаясь реакции подчиненных, губернатор сам отправился на станцию переливания крови и стал донором. Вслед за ним на станции переливания крови потянулись и простые местные жители.
Вместе с губернатором своей кровью поделилась министр здравоохранения и социального развития республики Валентина Улич. Также руководитель региона призвал последовать своему примеру сотрудников карельских министерств и ведомств. Вопрос о нехватке донорской крови встал на оперативном совещании в правительстве республики.
Обращаюсь к вам с просьбой и прошу по-человечески отнестись к проблеме. Когда под угрозой срывы плановых операций и жизни людей, принять участие в акции по сдаче крови будет правильно и гуманно.
Александр Худилайнен. Фото: Администрация главы Республики Карелия
Призыв не остался без ответа — на станции переливания крови Петрозаводска отметили рост звонков от желающих сдать кровь. По словам главного врача станции Ирины Пушкаревой, медики организуют специальный график для приема доноров.
Мы стараемся равномерно распределить во времени поток всех желающих стать донорами. Максимальный срок хранения сданной на станции крови в зависимости от используемого консерванта составляет тридцать пять дней. В некоторых случаях, например для нужд детей, и вовсе подходит лишь кровь, хранившаяся менее пяти суток. Поэтому станции необходим постоянный поток доноров — смысл имеет не разовая повальная акция, а регулярный процесс, что мы и пытаемся сейчас поддерживать.
Министр здравоохранения и социального развития республики Валентина Улич. Фото: Администрация главы Республики Карелия
В настоящее время в ведомствах республики составляются списки сотрудников, желающих стать донорами. В тех случаях, когда число потенциальных клиентов велико, в распоряжении станции есть специальный транспорт, который позволяет медикам подъехать прямо к учреждению, избавив людей от необходимости самостоятельно искать пункт переливания крови. Так, петрозаводские врачи иногда передвигаются в специально оборудованном трейлере — в двадцатидвухметровой машине есть вся необходимая аппаратура для полевой работы. Ранее медики нередко выезжали в районы, но в последнее время число молодых здоровых доноров в карельской глубинке изрядно сократилось, так что поездки стали нечастыми. Тем не менее у станции в различных районах Карелии есть еще 10 своих постоянно действующих отделений.
В целом проблемы с донорской кровью на станции сейчас нет — мы располагаем достаточным, а самое главное, обновляемым запасом, которого хватает на текущие нужды. Другое дело, что кровь нужна разных групп и подгрупп, и среди редких из них порой действительно наблюдается нехватка. В целом же в республике неплохой коэффициент доноров — последние два года на тысячу человек населения приходится двадцать пять добровольцев, сдающих кровь. Это значительно лучший показатель, чем те, которые наблюдаются в крупных мегаполисах, где количество доноров на тысячу населения значительно меньше, а потребность в крови повышенная. Например, в столицах сосредоточены наукоемкие медицинские центры, где проводится огромное количество сложных операций, естественно, требующих значительных объемов крови.
Донорство в Карелии никогда не было прибыльным бизнесом — сдавшему кровь человеку положена пара отгулов на работе и продуктовый паек на сумму в семьдесят пять рублей. Реализуется он в последнее время с помощью талонов в коммерческой столовой республиканской больницы. Врачи надеются, что в ближайшем будущем бюджет этого пайка существенно возрастет: если будет утверждено соответствующее финансирование, то доноры смогут рассчитывать на продовольственные пакеты на сумму в 460 рублей. Во многих российских регионах, невзирая на федеральный закон, отменяющий денежные выплаты донорам, компенсации всё-таки сохранили.
Таким образом, донорство в северной республике всегда было исключительно добровольным, чистосердечным делом, и врачи надеются, что новый закон, регулирующий статус доноров, никак не отразится на работе станции.
Когда 20 июня 2011 года в районе аэропорта Петрозаводска произошла страшная авиакатастрофа, к нам немедленно стали обращаться граждане, готовые безвозмездно сдать свою кровь для выживших пострадавших. Был настоящий шквал звонков. Самолет упал приблизительно в полночь, а уже спустя всего лишь час мы принимали доноров-добровольцев. Некоторые просто ехали по трассе неподалеку от места аварии и, остановившись, предлагали свою помощь.
Практика сдачи крови сотрудниками различных госучреждений распространена в Карелии. Подобные акции проводятся регулярно, уверяют в республиканском министерстве здравоохранения.
Акции такого рода проводятся у нас постоянно, просто у нас не было повода это афишировать. Вот и сейчас в коллективе Минздрава составляется список всех желающих стать донорами, а на станцию переливания крови мы отправимся 14 марта.
Видео
В конце прошлого года SmartNews рассказывал, что в Ставропольском крае идет настоящий донорский бум. Станции переливания крови там едва справляются с потоком желающих сдать кровь.
Не понимаю, а что в этом такого? Ведь это просто обычный поступок гражданина своей страны. Ведь губернатор — это обычный человек. Нет ничего необычного в том, что он сдал кровь.
С одной стороны, я согласен с Игнатом Южаковым — что в этом такого? Донорство — естественная человеческая потребность оказать помощь людям, оказавшимся в беде.
С другой стороны, проблема всё равно останется, будет рекламировать донорство губернатор или не будет.
В студенческие годы мы сдавали кровь ещё и в расчёте на вознаграждение, хотя у меня до сих пор несколько значков донора где-то лежат — и за безвозмездную сдачу. Когда возникала необходимость срочно сдать кровь, чтобы кому-то помочь, сдавали, не задумываясь. Были случаи, когда просили сдать за раз больше нормы.
Но оплата была тогда достаточно приличной, правда, сдавать можно было не чаще, чем раз в два месяца. Но в любом случае для студента разовый довесок в полстипендии — это много. Для инженера и рабочего — 5-10 %.
плюс отгул, плюс обед в хорошей столовой. Было время, даже граммов сто кагора давали.
Зато с 4-й группой крови сдавать можно было только два раза в неделю, в отличие от остальных, — столько было желающих.
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе