Взято из жизни. Личные откровения школьника попали на сцену театра

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

В Челябинском ТЮЗе поставят документальную пьесу 12-летнего школьника из Ростова-на-Дону, ставшую призером на престижном международном конкурсе драматургов. Пьеса, созданная на основе личного дневника Андрея, где описаны реальные ситуации из его обыденной жизни, предназначена для ограниченного просмотра. Все роли играют взрослые. Действие относится к жанру документального театра.

Произведение стало призером на конкурсе «Евразия-2012» в номинации «Пьеса для детского театра». Идея превратить личные записи в пьесу под названием «Дневник 12-летнего. “Пиранья”» принадлежит маме Андрея, сценаристу и драматургу Анне Донатовой. После неожиданной победы на конкурсе сочинением заинтересовались организаторы «Ростовских чтений». Пьеса попала в программу, режиссер Николай Ханжаров первый распределил переживания подростка по ролям.

Уж сколько я видела в своей жизни разных читок — могу сказать (субъективно, конечно, но все же), что эта читка получилась очень точной. Было ощущение гармонии, что именно так, да, все и должно прозвучать. Причем многие звуковые акценты — например, ритмичные хлопки руками и топанье ногами — оказались именно такими, какие используются в классе Андрея. «Это же наше фирменное приветствие!» — сказал он потом с удивлением.

Справка SmartNews

Документальный театр, или вербатим (от лат. verbatim — дословно), — вид театрального представления, получивший определенную популярность на рубеже XX—XXI веков. Типологически соответствует литературе нон-фикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актерами. В нашей стране этот жанр впервые был использован в спектакле телевизионного политического театра «Почему убили Улофа Пальме?» (1987) драматургами Георгием Зубковым и Андреем Красильниковым. Опорой жанра вербатим в России является московский Театр.doc.

История «Пираньи» и проста, и запутанна одновременно. Каждая привычная для взрослого человека ситуация непременно поддается анализу незрелой личности. Строчка за строчкой можно наблюдать, как делаются первые в жизни выводы, как приобретается очень разный эмоциональный опыт. Страх стать изгоем, желание нравиться девочкам, вернуть старого друга — все попытки разобраться в своем характере выглядят очень трогательно и ненароком задевают воспоминания из собственных школьных лет.

У меня большое терпение (это у нас семейное), но, боюсь, оно когда-нибудь кончится. Вот тогда мне придется сделать так, чтобы Денис перестал меня доставать!!! Блин, до сих пор горло болит. Так, на чем я остановился?.. Ах да, значит, стояли мы минуту, у меня уже в глазах потемнело, пока нас не разнял Витя Пронин. Я-то Диму уже не держал, а он, думая, что он победил, давил сильнее и еще ржал.

Аааааа… ну почему я такой добрый, почему я не могу врезать ему хоть раз?!

Если на Родине юного драматурга состоялась только читка пьесы, то в южноуральском ТЮЗе молодой режиссер Вера Попова решилась перенести размышления одного мальчика на сцену. В постановке участвуют взрослые актеры, им предстоит очень нелегкая задача — на короткое время снова стать шестиклассниками.

Мы их не одеваем в детей, это было бы странно. Ищем такие вещи, которые позволят поверить в то, что рассказ идет про ребенка.

Челябинский Молодежный театр первым предложил осуществить постановку (и именно у них проходила лаборатория «Молодые режиссеры — детям», где был показан эскиз по «Дневнику…»), поэтому им и отдано право первой постановки.

В родном Ростове-на-Дону постановкой заинтересовался негосударственный «Театр 18+». Экспериментальная площадка, большое открытие которой запланировано на конец января, планирует внести в свой репертуар пьесу молодого одаренного земляка.

— Андрей Руденко — очень молодой и очень талантливый человек. У него генетически заложено быть талантливым, так как его мама, Аня Донатова, пишет и печатается активно, и на наших ростовских чтениях тоже были прочитаны ее пьесы. Андрей правильно воспитан и очень искренне и открыто воспринимает жизнь. Из-за этого. как и у любого талантливого человека, у него возникают конфликты на улице, в школе. Пьеса «Дневник 12-летнего» — это его реальный дневник, он на самом деле сделал очень смелый поступок, так как опубликовать то, что происходит с подростком в жизни, есть для подростка поступок очень серьезный. У него была некоторая боязнь перед читкой в Ростове, он просил не афишировать этот факт сильно, но после читки был искренне счастлив. Читку его пьесы делал один из наших ведущих заслуженных артистов Николай Ханжаров. Сделал это очень бережно. Пьесу мы собираемся ставить. 

Сам же Андрей на данный момент не пророчит себе большого театрального будущего. О профориентации сейчас он только размышляет. В одном он точно уверен — работать будет обязательно в сфере творческой.

Думаю, будет связано с творчеством. Может, стану дизайнером или сайты научусь делать… Только не реклама.

Видео

Прочитал «Пиранью» с огромным удовольствием! Захватывающее произведение. Андрей замечательно пишет, беспредельная искренность держит на одном дыхании, читаешь как про себя. Не верится, что написано 12-летним парнем. Думаю, даже Достоевского бы зацепила пьеса! Я в восторге, респект!

Автор

Виктория Бабкина

Над статьей работали

Ксения Гагай, Елена Горбачева

Новое на сайте