Власти Ростовской области приобрели комплекс видеонаблюдения за лесами. 30 видеокамер будут установлены во всех районах области, где сущетсвует угроза лесных пожаров. Видеосигнал с камер будет круглосуточно транслироваться в специальные центры контроля.
Камеры будут устанавлены на вышках сотовой связи. Если камера фиксирует задымление или очаг возгорания, оператору сразу поступает звуковой сигнал. Также система передает ему координаты начинающегося пожара. По словам пресс-секретаря департамента лесного хозяйства Ростовской области Риты Устименко, в 2008 году в Ростовской области уже закупали похожее оборудование — было установлено в общей сложности 18 камер. Однако нынешние комплексы гораздо эффективнее и удобнее прежних.
Проблема старой системы в том, что она не подразумевала никакого единого центра контроля. Это были просто 18 камер, которые круглые сутки транслировали сигнал — и все это время у мониторов вынуждены были сидеть 18 человек и не отрываясь смотреть на экран. Очень утомительно — даже самый внимательный человек при таких условиях может что-то пропустить. Новый комплекс исключает человеческий фактор — система дает звуковой сигнал оператору и координаты пожара. Оператор ни за что не пропустит возгорание. Системы подобного уровня мы установили первыми в ЮФО.
Новая система располагается выше прежней — если раньше камеры стояли на высоте от 10 до 30 метров, то сейчас они поднимаются до 52. Качество картинки и дальность съемки также увеличились.
Без камеры мы бы пропускали до 50% возгораний. В идеале, конечно, иметь спутниковую систему слежения, когда фотографии лесов из космоса передаются в центр контроля в онлайн-режиме… Но об этом пока речи не идет.
Помимо камер в рамках программы по охране окружающей среды в Ростовской области закупили более 50 пожарных машин, УАЗов, лесопатрульных комплексов, тракторов, пожарных цистерн, а также 215 ранцев и гидронасосов. Всего на сумму 55,5 млн. рублей. Все машины оснащены так называемыми трекерами: системами спутникового обнаружения. «Теперь координировать работу пожарных расчетов во время возгорания стало гораздо проще», — говорит Рита Устименко.
Справка SmartNews
Противопожарная охрана леса — актуальная тема для Ростовской области. Лесные пожары вспыхивают здесь периодически. Самое крупное возгорание за несколько лет произошло год назад в Обливском районе — пламя бушевало пять дней, площадь возгорания составила почти 2 тысячи гектаров. В операции по тушению участвовали более 700 человек. В результате пожара погиб замдиректора Селивановского ГАУ «Лес» Вячеслав Нешитый. Спустя несколко месяцев он был посмертно награжден орденом Мужества.
С начала текущего года на территории ЮФО зарегистрировано 111 природных пожаров, из них 43 — лесных. Но по сравнению с прошлым годом это практически в два раза меньше. Главное же, чего удалось добиться: все пожары теперь ликвидируются в день их возникновения.
Почему же каждый год Россия наступает на одни и те же огненные грабли? Почему не принимаются профилактические меры по предотвращению пожаров? В чем, в конце концов, причина лесных пожаров? Сегодня четко выработанной системы по предотвращению лесных пожаров в России нет. Могут только тушить, да и то не всегда успешно. Крупные очаги возгорания удается локализовать, лишь мобилизовав крупные силы — наземную и воздушную технику МЧС, Минобороны и других ведомств, пожарные дружины и добровольцев. Потушили в одном месте — начинает гореть в другом. И причины эти лежат в российском законодательстве, в частности, в Лесном кодексе РФ.
Если никаких положительных изменений в сфере охраны лесов не произойдет, Россия может остаться вообще без лесного покрова. Сибирь и Урал — уж точно. И это притом, что у нас, если кто не знал, больше лесов, чем в США, Канаде и Бразилии вместе взятых. Корни этой действительно бедственной ситуации следует искать не в селянах, жгущих сухую траву, не в туристах, жарящих в лесах шашлыки, и даже не в засушливом климате.
2 комментария к материалу.