Мама девочки-инвалида отсудила у рязанского Минсоцзащиты более 60 тыс. рублей. Родители таких детей призывают принять региональную программу, которая позволила бы выделять средства на техподдержку средств реабилитации инвалидов. Пока же компенсацию за ремонт аппаратов, а также за батарейки, необходимые для их работы, люди смогли получить в области только дважды, да и то после долгого хождения по судам.
В Рязани мама девочки-инвалида смогла отсудить у Минсоцзащиты свыше 60 тыс. рублей. Для этого женщине пришлось долго судиться и даже написать письмо президенту страны. Восьмилетняя Алина — инвалид по слуху с рождения. Больше двух лет назад девочке была проведена операция и установлены кохлеарные импланты на оба уха. Благодаря этому Алина смогла пойти в обычную школу и сейчас с успехом осваивает учебную программу, не легкую даже для здоровых детей.
Как рассказала мама Алины Гуля Деревянко, и операция, и импланты были оплачены из средств Минздрава. Однако для того, чтобы импланты работали, на них необходимо ежедневно менять батарейки. В год выходит 730 штук, в денежном выражении это около 48 тыс. рублей. Кроме того, аппарату, как и любой сложной технике, необходимо ежегодное профилактическое обслуживание, а порой требуется и ремонт.
За компенсацией своих расходов на техническое обслуживание имплантов Гуля обратилась в областное министерство социальной защиты, но получила отказ. Ей пояснили, что выплата невозможна, так как батарейки не включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Гуля рассказала, что в поисках поддержки даже обращалась к президенту России, но в администрации президента ей ответили, что подобные проблемы решаются на региональном уровне.
Проблема компенсации затрат на техническое обслуживание средств реабилитации инвалидов существует по всей стране. Насколько я знаю, только в некоторых регионах — в Северной Осетии, например, и в Ханты-Мансийске — действуют региональные программы, предполагающие такую компенсацию. Казалось бы, мелочь — батарейки, но без них имплант работать не будет, он бессмыслен.
На защиту прав женщины и ее ребенка встала Сапожковская районная прокуратура (по месту жительства семьи Деревянко). Там расценили ситуацию как нарушение социальных прав ребенка и обратились с иском в Железнодорожный районный суд Рязани — по месту нахождения ответчика, Минсоцзащиты. Суд согласился с позицией прокуратуры, посчитав, что раз без батареек работа импланта невозможна, то обязательная для исполнения органами государственной власти программа реабилитации девочки-инвалида не выполняется.
Рязанское министерство не согласилось с решением суда и обжаловало его уже в областном суде, но тот оставил решение нижестоящей инстанции в силе.
Примечательно, что годом ранее областной суд уже принимал аналогичное решение в очень похожей ситуации. Тогда за компенсацией средств, потраченных на приобретение батареек для кохлеарного импланта и на его техобслуживание, в Минсоцзащиты обратилась мама пятилетнего Влада Назарова Юлия Якунина. Получив отказ чиновников, она при поддержке прокуратуры прошла через судебные процессы, и в конце 2011 года областной суд обязал Минсоцзащиты выплатить компенсацию.
Несмотря на решения суда, расходы на техническое содержание имплантов за следующий год чиновники по-прежнему отказываются компенсировать, и обеим мамам пришлось в декабре снова подавать иски, чтобы вернуть средства, потраченные в 2012 году.
Не каждая мама, имеющая ребенка-инвалида, сможет ходить по судам в надежде получить от государства то, что положено. Необходима региональная программа реабилитации инвалидов, предусматривающая не только расходы на лечение, но и на техническое содержание имплантов, слуховых аппаратов, инвалидных колясок и проч. В этом вопросе мы нашли поддержку у одного из депутатов областной думы и уже предоставили ему наши предложения по разработке такой программы.
Мы будем продолжать бороться, чтобы не только у наших, но и у всех детей-инвалидов была возможность пользоваться необходимыми им устройствами реабилитации. Таких детей, как наши, в Рязанской области всего 39 человек. Хорошо, если мама ребенка-инвалида найдет время и силы бороться за его права. А если нет? У нас в Сапожке живет глухонемая девочка. Она пятый ребенок в семье, и вряд ли ее родители смогут отстоять права в суде.
Ну что же, это плюс. Хотя выглядит, как очередная небольшая подачка, вуалирующая все предыдущие недочёты. Как всегда.
Видео
Влад Назаров
Инвалидам и их родителям в России живется не просто, знаю не по наслышке от знакомых. С обучением много проблем, с трудоустройством, с лекарствами. Грустно и печально. В том году ездила в США, там инвалиды не чувствуют себя ущербными: ходят в парки развлечений, путешествуют, работают (например, в Apple). Эх, когда же мы станем цивилизонванными.
Довели людей до отчаяния, чтобы получить элементарную, положенную по закону помощь, нужно таскаться по судам…
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе