Водитель не нужен. Рязанские студенты создали «Газель»-беспилотник

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Юрий Смитюк/ИТАР-ТАСС

Рязанские студенты предложили Горьковскому автозаводу (ГАЗ) систему роботизированного управления автомобилем. В полевых условиях разработкой студенческого КБ оснастили «Газель», которая в режиме беспилотника лучше всех отработала тесты.

Роботизированная интеллектуальная система управления автомобилем студентов Рязанского радиотехнического университета признана лучшей на всероссийских соревнованиях «РобоКросс-2013». На испытательном полигоне завода ГАЗ под Нижним Новгородом автомобиль «Газель» без водителя продемонстрировал исключительные возможности «беспилотника».

Он точно следовал по намеченному маршруту, объезжал препятствия и ни разу не нарушил ПДД. Создать автомобиль-робот удалось после двух лет кропотливой исследовательской работы студенческого КБ под руководством доцента Станислава Голя.

На полигоне ГАЗа новые автомобили проходят многочасовые испытания, чтобы выяснить надежность различных систем автомобиля. Сейчас там обкатывается новая модель «Газель-Next», которая должна выдержать межсервисный интервал в 20 тыс. км. На полигоне есть различные виды дорожного покрытия, в том числе и брусчатка. Многочасовая езда по полигону — это испытание не только для автомобиля, но и для водителей. Поэтому ГАЗ поставил задачу роботизировать систему управления автомобилями, чтобы испытывать их без участия человека.

Станислав Голь, руководитель студенческого КБ Рязанского радиотехнического университета, SmartNews

По словам Станислава Голя, победить на соревнованиях, устроенных Горьковским автозаводом, удалось благодаря опыту, приобретенному на аналогичных международных состязаниях.

Мы уже объехали почти весь мир. В прошлом году были в Швейцарии на военной базе, в этом году — в Германии. Решением проблемы роботизации автомобилей занимаются во многих странах. Необходимо, чтобы автомобиль не только следовал по маршруту с определенной скоростью и выдерживал заданную дистанцию до впереди идущей машины (это уже реализовано в системах активного круиз-контроля), но и реагировал на внештатные ситуации: не наехал, например, на пешехода, на случайно оказавшиеся на дороге предметы и т.п.

Станислав Голь, руководитель студенческого КБ Рязанского радиотехнического университета, SmartNews

Однако перспективы автомобиля-беспилотника гораздо шире, чем просто испытания систем. Они могут быть использованы в первую очередь для доставки опасных грузов: снарядов, взрывчатых веществ, отработанного ядерного топлива. ГАЗ предъявляет и особые требования к интеллектуальной системе управления: она не должна затрагивать основные узлы и детали автомобиля. То есть, в идеале должна выглядеть как робот «с руками и ногами» на водительском сиденье обычной машины. Но до решения задачи стопроцентного управления автомобиля роботом еще очень далеко.

Справка SmartNews

Наиболее совершенной конструкцией автомобиля-робота является так называемый гугломобиль, разработанный инженерами компании Google. С помощью систем навигации, видеокамер и радаров автомобиль сам определяет свое положение на карте. Без участия человека гугломобиль проехал по дорогам общего пользования штата Невада 1600 км. Единственное ДТП, в которое он попал, связано с наездом на сам гугломобиль другого автомобиля под управлением обычного водителя (автомобиль-робот просто стоял на светофоре). В США уже обсуждают перспективы внесения изменений в действующее законодательство, согласно которому каждое авто должно управляться человеком.

По словам Станислава Голя, сейчас на очереди повышение надежности интеллектуальной системы управления беспилотником. Но для этого студенческому бюро требуется свой испытательный полигон.

Мы не можем испытывать нашу систему на дорогах общего пользования, поскольку это противоречит правилам дорожного движения. Поэтому свои разработки мы пока испытываем в лесополосах за городом. Под управлением роботизированных систем машина проезжает не менее 5 км по пересеченной местности. Конечно, мы хотели бы, чтобы ГАЗ взял за основу нашу разработку и заказал нам проведение научно-исследовательских и конструкторских работ.

Станислав Голь, руководитель студенческого КБ Рязанского радиотехнического университета, SmartNews

Создание серийного автомобиля-беспилотника, способного самостоятельно заезжать за водителем, а затем везти его туда, куда он пожелает, стало бы настоящей революцией в автомобилестроении. Не нужно сдавать на права, оплачивать штрафы и так далее. Такси-роботы будут взаимно вежливы, поездка в авто станет абсолютно безопасной.

Отпадет необходимость в автоинспекциях, и гаишники станут просто мастерами по обслуживанию автомобилей-роботов. Но до этой радужной картины еще очень далеко. В первую очередь из-за их крайне высокой стоимости и пока невысокой надежности.

Видео

Беспилотный автомобиль, совсем недавно об этом можно было только мечтать. И вот люди достаточно долго мечтали, и все-таки дошли до его создания. Такие автомобили оборудованы специальной системой для автоматического управления, которая может отслеживать маршрут и помехи без присутствия человека. Примеры таких разработок — специальные автомобили от Google, автомобили MIG (в переводе: сделано в Германии). И прочие модели, их на самом деле достаточно много, но из-за высокой стоимости и несовершенности конструкции они до сих пор не вышли на дороги.

Автор

Леонид Новиков

Над статьей работали

Нелли Шестопалова, Михаил Виноградов

2 комментария к материалу.

Виктор Симонов 30 июля 2013, 23:15

Кого же будут штрафовать инспектора дорожного движения? Ведь на штраф можно "налететь" и в случае соблюдения ПДД.

Виктор Загвоздин 31 июля 2013, 06:19

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!!!! А КОГДА-ТО ЭТО СЧИТАЛОСЬ ФАНТАСТИКОЙ...

Добавить комментарий

Новое на сайте