Этой осенью с волжской рыбой случилось что-то странное: сразу нескольким рыбакам в улове попались больные судаки с бело-розовыми язвами. Впервые больную рыбу увидели в августе в районе Первомайска, потом пораженного язвами судака выловили и недалеко от Сухой Самарки. Экологи предостерегают: употреблять в пищу такую рыбу категорически нельзя.
Больных судаков рыболовы зарывают или выбрасывают, но еще никто из них не отнес зараженный экземпляр на вскрытие в областную ветлабораторию. Между тем только там могут поставить точный диагноз, и тогда, в зависимости от опасности заболевания, Средневолжское управление Росрыболовства примет соответствующие меры. «Анализы проведут в самые кратчайшие сроки, и в случае подтверждения заболевания будут выданы соответствующие инструкции, в том числе в департамент ветеринарии Самарской области», — рассказал главврач облветлаборатории Дмитрий Гулин.
Вчера в Пастухах изловил судака с такими же язвами. Бр-р-р. Из всех изловленных единственный был нормального размера. Отпустил. Может надо было на берег выкинуть?
По рассказам местных рыбаков, язвы, найденные на рыбе, внешне напоминают симптомы опасного заболевания «дерматофибросаркома судака», ранее не встречавшегося в Самарской области. Это опухолевое заболевание европейского и морского судаков, распространенное в пресных и соленых водоемах стран СНГ.
«В биопробе на судаке получены положительные результаты. Специальными исследованиями доказано, что выделенные агенты являются потенциально опасными для теплокровных животных и человека. Они способны вызывать множественные новообразования в желудочно-кишечном тракте и печени у лабораторных животных», — сообщается в энциклопедии рыбоводства. Проще говоря, есть больную рыбу людям очень-очень не рекомендуется.
По радио вещали, что участились случаи поимки больной рыбы с розоватыми «язвами» на теле. Ученые пришли к заключению, что употреблять в пищу зараженных особей нельзя. Якобы мясо зараженной рыбы способствует развитию опухолей в теле человека. Такие вот дела господа рыболовы…
Специфичных мер борьбы с заболеванием не разработано: в водоемах, где судак поражен дерматофибросаркомой, просто вводятся ограничения на вывоз рыбы и икры. В самых неблагополучных водоемах организуют усиленный вылов основных носителей болезни — судаков старших возрастов.
«Мне и моим знакомым подобная рыба не попадалась, — рассказал Эдуард Верткин, президент Федерации спортивного рыболовства Самарской области. — В прошлые выходные мы со знакомым рыбачили на Самарке, были пойманы два судака и одна щука, но ничего похожего на розовые язвы мы не обнаружили».
В свою очередь, рыбак с многолетним стажем Сергей Бобров сообщает, что среди рыбаков идет молва: «Говорят, что болезнь занесена из Казахстана, что она не убивается кипячением и что такую рыбу нужно сжигать».
С каждым годом рыбе в Волге все хуже. Об этом не первый год говорят экологи, волонтеры и другие неравнодушные. Отвратительное состояние волжской воды констатировали во время экспедиции по реке и международные представители от Гринпис. Поэтому не стоит удивляться, что у местной рыбы все чаще появляются болезни и аномалии.
— Промышленно развитые регионы Верхней и Средней Волги сбрасывают сточные воды прямо в реку. Токсины накапливаются в донных отложениях, в воде, ну и в телах самих обитателей водохранилища. Некоторые токсичные вещества обладают четко выраженными мутагенными и тератогенными свойствами. В связи с этим еще в 80-е годы в водохранилище начали попадаться аномальные особи.
Видео
— В начале века в самарских газетах можно было встретить такие объявления: «Из-за плохого урожая в этом году будет мало хлеба, так что икру требуется мазать толстым слоем». Река была очень богата осетровыми, стерлядью. Сейчас мы, к сожалению, потеряли ценные породы рыб. А те, что остались, грозят оказаться и вовсе непригодными для еды.
9 комментариев к материалу.