Две частные американские космические компании — Aerojet и Orbital Sciences — заинтересовались ракетными двигателями НК-33, произведенными еще в 60-х годах прошлого столетия на самарском предприятии ОАО «СНТК им. Кузнецова». Совсем недавно в Самару прибыли представители этих компаний для проведения переговоров по закупке двигателей для своей космической программы.
Интерес к НК-33 американцы проявляли и раньше. Первая масштабная сделка по продаже этих ракетных двигателей была заключена еще в 1990-х годах. Тогда компания Aerojet купила у СНТК им. Кузнецова 38 двигателей НК-33 по цене 1 млн долларов за штуку. При этом американская сторона заверяла, что планирует закупить еще 70 двигателей до 2020 года. Однако долгое время продукцией предприятия никто не интересовался, и его экономическое положение начало стремительно ухудшаться. Ситуация оказалась настолько плачевной, что начали поговаривать о банкротстве СНТК. Но в дело вмешалось федеральное и областное правительство, были выделены деньги, и уникальный завод остался на плаву.
Судя по всему, экономическое положение СНТК скоро пойдет в гору: американцы намерены заключить с самарским предприятием долгосрочный контракт. Как сообщил SmartNews источник на предприятии, условия договора предусматривают покупку 50 двигателей НК-33 в течение 10 лет.
Справка Smartnews
Двигатель НК-33 придумал и спроектировал советский конструктор Николай Кузнецов (отсюда — НК) в середине 60-х годов прошлого века, и НК-33 до сих остается вершиной конструкторского искусства. Этот двигатель первой ступени ракеты Н-1, работающий на паре «керосин — жидкий кислород», предназначался для пилотируемых полетов на Луну, однако из-за неудач с Н-1 программу свернули.
Самое интересное в этой сделке то, что СНТК уже готово выполнить обязательства перед американской стороной. Производство НК-33 было прекращено на самарском заводе в 1976 году. За ненадобностью вся партия уже собранных двигателей была подвергнута глубокой консервации и помещена на длительное хранение. Запас составил порядка 100 двигателей. Так что предприятие будет получать прибыль за счет продажи наследия Советского Союза.
Главная интрига заключалась в том, как именно американцы будут использовать советские «лунные» двигатели. В прошлом году Белый дом заявил о восстановлении программы пилотируемых полетов к Луне и разработке пилотируемого полета на Марс. Как только в США проявили интерес к советским «лунным» двигателям, у ряда экспертов возникло вполне обоснованное подозрение, что американские астронавты могут полететь покорять планеты Солнечной системы, используя наши разработки. Но действительность оказалась куда более прозаичной. Нашим двигателям отведена роль грузовой клячи, которая будет доставлять на орбиту спутники и полезные грузы. НК-33 планируют устанавливать на ракету-носитель «Антарес», которая будет выводить на орбиту грузовик Cygnus («Лебедь»). Кроме того, наши двигатели могут использоваться для ракеты-носителя «Таурус II», у которой есть функция боевого применения, и для ракеты-носителя «Кистлер», предназначенной для выведения спутников на орбиту.
Таурус-2 именно что временный проект, т.е. это ракета с минимальной стоимостью не только за полёт, но и за разработку. Поэтому берётся готовый двигатель по дешёвке, готовая вторая ступень по относительно недорогой цене, готовая система управления от Тауруса-1, а заказ блока баков первой ступени делается Южмашу, который проектирует его на основе баков «Зенита» и Р-36М. Т.е. американцы рассчитывают сделать и запустить столько этих ракет, на сколько хватит двигателей. Если наши восстановят производство, что маловероятно, но не исключено — то и больше. Если нет — побаловались и на полку.
Несмотря на всю свою уникальность, двигатель НК-33 считается устаревшим, поэтому американцы подвергли его доработке и переделке. После модернизации НК-33 был переименован в AJ-26. От своего прототипа он существенно отличается: американцы демонтировали часть модулей и оснастили двигатель своей электроникой. НК-33 был адаптирован к американскому керосину RP-1, также на двигатель установили карданный шарнир для управления вектором тяги.
Не обошлось и без курьезов. Дело в том, что Россия и США использует разные системы измерений. Если мы пользуемся метрической (метры, килограммы, литры), то американцы пользуются английской системой (футы, фунты, галлоны), что очень сильно затрудняет понимание чертежей и технической документации. Переводчикам так и не удалось перевести всю документацию НК-33 на английский, и американским инженерам пришлось в срочном порядке не только переучиваться на нашу систему измерения, но и осваивать русский алфавит и произношение. Особо трудно американцам даются наши буквы «Ц» и «Ы».
Видео
Факельные испытания двигателя НК-33
С наследием Советского Союза всё понятно — тогда наша космонавтика лидировала и обгоняла американцев практически во всем. Факт покупки двигателя НК-33 наглядно подтверждает это. В современной России дела с покорением просторов Вселенной обстоят несколько иначе.
Снова Самара оказалась в центре космической отрасли, вот только на этот раз гордиться нечем. Следственный комитет по Самарской области возбудил сразу два уголовных дела в отношении заместителя главного конструктора ЗАО «Волжское конструкторское бюро» (ВКБ) ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» Михаила Фирстова, которого подозревают в злоупотреблении служебными полномочиями.
В 2008 году «Энергии» было поручено разработать конструкторскую документацию, обеспечить изготовление и поставку оборудования для разрабатываемых и эксплуатируемых ракетно-космических комплексов. Но упускать заказ на сторону Михаил Фирстов не захотел, создав организацию ООО «Энком», которую возглавил один из его родственников. Для выполнения работ на счет «Энкома» было переведено 14 млн рублей. При этом «Энком» не имел не только лицензии на производство подобного рода узлов, это частное предприятие не располагало даже подходящим производственным помещением. Выпуск космических запчастей был налажен в трех арендуемых гаражных боксах. Естественно, узлы, произведенные таким образом, не прошли контрольной проверки и к эксплуатации допущены не были. На исправление дефектов было потрачено еще 9 млн рублей.
Да какая разница, для чего вообще покупают эти движки, у нас бы они все равно пылились без дела годами, пока не отправились бы в утиль, а так, хорошо, что кому-то пригодились.
Спасибо автору за интересную тему. В Советском Союзе не так все было плохо и с космонавтикой, и с научными разработками на 50 лет вперед, и с кадрами. Не думаю, что с мозгами в России дела обстоят хуже, чем несколько десятков лет назад. Дело, по-моему в управленцах, которые сегодня живут одним днем. Хочется вспомнить фильм «Белое солнце пустыни» и повторить слова Павла Верещагина: «Мне за державу обидно».
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе