Фото: ЦСКБ-Прогресс
Начались испытания легкого самарского самолета «Рысачок», созданного в «ЦСКБ-Прогресс». В случае успеха и удачной обкатки самолет будет сертифицирован и его отправят в серийное производство. Инженеры и летчики хвалят летные свойства «Рысачка», а эксперты прочат ему большое будущее в малой авиации.
Сертификационные испытания двухмоторного многоцелевого самолета «Рысачок» начались в ЛИИ им. Громова в подмосковном городе Жуковском. После этого в случае успешных результатов тестирования «Рысачок» будет запущен в серийное производство. Испытывать будут пять экземпляров опытной партии самолетов, которые изготовили на самарском «ЦСКБ-Прогресс»: три летных и два планера, созданных специально для статических испытаний.
Сейчас идет подготовка самолета перед полетом на сертификационные испытания: проверка аппаратуры, выпуска закрылков, топливной системы, аппаратуры навигации и связи. Самолет получился «летучим». Летчики хвалят его, в полете он очень красивый, управляется легко. Прототипом этого самолета был ЯК-18, который был высокопилотажным.
Справка SmartNews
«Рысачок» — легкий двухмоторный многоцелевой самолет с турбовинтовыми двигателями М601F фирмы Walter (Чехия) мощностью по 750 л.с. Дальность полета — до 2 тыс. км. Максимальная высота полета — 5 тыс. м, грузоподъемность — 1570 кг, диапазон крейсерских скоростей — от 250 до 400 км/ч. Экипаж — два человека.
«Рысачки» будут использовать для внутренних перелетов, причем не только для пассажирских, но и для грузовых перевозок. Кроме того, есть идея подключить «Рысачки» и к сельскому хозяйству для обработки посевов, а также применять в учебно-тренировочных целях — в качестве замены знаменитого Ан-2. Кстати, в рамках эксперимента по льготным региональным перелетам, который пройдет в Самарской области с 1 апреля по 30 ноября, именно «Рысачкам» отводится важная роль по перевозке грузов и пассажиров.
Я считаю, что с этого момента у авиакомпаний, конструкторских бюро, заводов есть все основания считать для себя развитие региональных перевозок приоритетной задачей. Немаловажный факт, что именно в ПФО находятся предприятия, способные работать над этим вопросом. Здесь есть производственные, кадровые и научные возможности. Прежде всего это Самара, где уже есть прецедент — самолет «Рысачок». Это хорошая машина, сейчас проходит сертификацию, три образца машин уже созданы, два облетали.
Технологические возможности предприятия «ЦСКБ-Прогресс» позволят выпускать 7–8, а то и 15 самолетов в год. Возможно, понадобится дополнительный набор сотрудников, поскольку интерес к самолету уже проявили частные авиакомпании.
Критичными являются стапель сборки крыла и стапель сборки фюзеляжа. Если построить стапели-дублеры, то ЦСКБ может выпускать до 30 самолетов в год. Поскольку завод загружен по основной тематике, для серийного производства самолетов понадобится дополнительный набор сотрудников. На МАКС у нас был сбор предложений. Общее количество востребованных самолетов — порядка 200. Но всем нужен сертифицированный самолет. Как только будет близиться окончание сертификации, я думаю, договорная кампания начнется.
По оценкам инженеров ЦСКБ, стоимость самолета при базовой комплектации составит 97–100 млн рублей. Однако первоначально говорилось о цене порядка 1,5 млн долларов. Правда, эксперт УК «Финам» Алексей Захаров считает, что в эту сумму «Рысачок» не уложится.
Фото: ЦСКБ-Прогресс
Я оценил бы его в 1,8–2 млн долларов: два двигателя — 900 тысяч, комплекс радиоэлектронного оборудования — 300 тысяч. Оставшихся 300 тысяч на весь планер не хватит! Сейчас колеса отечественного производства стоят дороже зарубежных, винты и многое другое.
Аналитики полагают, что региональные компании должны заинтересоваться «Рысачком», поскольку он сочетает в себе множество прекрасных характеристик. Очевидно, что уже сейчас интерес к этому самолету возник не на пустом месте.
Перспективы у самолета есть, все зависит от того, насколько он будет эффективен с точки зрения экономики. Важна не столько стоимость самолета, сколько стоимость его эксплуатации, в частности расход топлива, количество пассажиров, которое он может перевозить. Если эти характеристики будут сбалансированы, то предприятие вполне может рассчитывать на заказы, в том числе государственные. В этом случае самолет займет свою нишу.
Видео
Машина хорошая, это понятно по техническим характеристикам. Кроме того, когда определятся с ценой, то наверняка пойдут заказы. Остается пожелать хороших полетов и удачных сертификационных испытаний.
Смешно назвали — «рысачок»))))))
внешне — вполне нормальный самолётик. это пожалуй лучше будет, чем в Ан-2 на фанерных скамейках в воздушных ямах бултыхаться)))
Оживление гражданской авиации — это очень хорошо. Наконец то областные аэропорты начнут работать. А это ведь и дополнительные рабочие места.
Скоро сказка сказывается, да не споро дело делается.
Дороговат самолётик для своего класса, да и не так выходят на рынок с новым аппаратом.
А ведь ещё неизвестно, как его оценят в ЛИИ. Там за свои подписи головами отвечают.
Но меня ещё один момент заинтересовал: по словам Александра Стригалёва, прототипом этого самолета был ЯК-18. Честно говоря, не понял, в каком смысле: одномоторный учебно-тренировочный и спортивный Як-18 знаю не понаслышке. И что его связывает с двухмоторным грузопассажирским «Рысачком»?
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе