В Саранске существует популярный коллектив, который возрождает национальную музыку мордвы и эрзя. Ансамбль «Торама» не только играет, но и восстанавливает, пишет партитуры для народных музыкальных инструментов. Большая часть инструментов музыкантов собрана, как водится в таких коллективах, своими руками.
Далеко не в каждом регионе так бережно относятся к культурному наследию, как в Мордовии. Большая заслуга в этом фольклорного ансамбля «Торама», базирующегося в Саранске. Этот мужской коллектив занимается сбором фольклора и возрождением живой песенной и инструментальной традиции мордвы.
«Торама» — лауреат Государственной премии РМ. Пользуется популярностью и в остальной России — в частности, коллектив получил золото и главную премию Всероссийского конкурса народной музыки «Голоса России» 1994 года. «Торама» широко известна в финно-угорском мире благодаря постоянному участию в фестивалях и концертах в Эстонии, Финляндии, Латвии, Швеции, Польше и Англии.
Участники ансамбля реконструировали ряд утраченных и малоизвестных инструментов, в том числе мордовскую скрипку-гарзи, дудки-нюди, посох- люляма, ксилофон-кальцияма, волынка-пувама и многие другие.
Сначала, когда Владимир Ромашкин образовал коллектив, он созвал туда своих детей, а потом подтянулись и другие ребята. Нынешний мэр нашего города Петр Тултаев ранее, будучи начальником культуры, дал ансамблю статус муниципального учреждения культуры. С этого момента мы стали профессионально работать.
Справка SmartNews
Торама — это древний духовой деревянный музыкальный инструмент, труба в традиционной культуре народов эрзя и мокша. Раньше зов торамы призывал к объединению народа перед врагом, был символом надежды. Также в тораму трубили пастухи-эрзяне три раза в день: рано утром при выгоне скота, в полдень и вечером во время возвращения стада.
Ансамбль «Торама» привлекают, когда надо подчеркнуть наследие Мордовии. Так, например, в 2007 году вышел анимационный фильм Сергея Меринова «Куйгорож», в котором использована музыка «Торамы». Недавно состоялся сольный концерт ансамбля при участии театра танца «ARбалет».
Наша программа обновляется, для того чтобы удивлять людей. Министр культуры Владимир Шарапов предложил нам концерт на сцене РДК, за что мы ему очень благодарны. Сейчас у нас есть сложности в плане организации репетиций, достаточно сложно собрать всех воедино, так как все ребята состоят в разных проектах. Мы привлекли режиссера Ермолина А.Н. и директора дома культуры МГУ Титанову Н.В., она помогает нам в хореографии. Дмитрий Иванов сейчас является нашими глазами, он наш фотограф и видеооператор, делает афиши для концертов и снимает фильм о нас. Одна из главных изюминок уходящего года — наш новый проект, совместный с Александром Куриновым и его джазовым оркестром «Биг-Бенд Саранск».
Джазовый оркестр «Биг-бенд Саранск» был создан специально для участия в открывшемся в столице Республики Мордовия — городе Саранске Международном фестивале джазовой музыки «Вейсэ-джаз» («Джаз вместе»). Фестиваль стал представительным форумом, а «Биг-бенд Саранск» — его базовым оркестром со статусом профессионального коллектива.
Руководитель и дирижер — саранский тромбонист и пианист, автор многих оригинальных композиций Александр Курин. В репертуаре оркестра широко представлены джазовая классика, танцевальная музыка, эстрадные инструментальные и вокальные шлягеры. Скрещение национальных традиций с джазом стало основной темой одного из крупных событий 2001 года — джазового фестиваля в Гданьске (Польша). Там-то и зародился джазово-народный проект.
Наш проект — это синтез взаимопроникновения многих культур. Здесь «Торама» — это фирменный знак, как и наш джазовый состав. При создании проекта мы не задавались целью моды или еще чего, просто хотели посмотреть, как будет выглядеть это вместе. Хотелось послушать «Тораму» с многими репертуарами, поэтому у нас есть не только элементы джаза и фольклора, но также рок, госпел, рок-н-ролл, джаз-рок, латина, баллада. В конце 1990-х этот проект был зачат, а когда мы были в Польше, нам на репетиции сказали, что мы делаем это очень хорошо. И сейчас, подняв старое, мы создали новое. Рабочее название проекта — «Торамjazz», но чистого джаза тут нет, повторюсь, это синтез многих культур.
Торама пропагандирует традиционную культуру мордовского народа. В репертуаре — вокальные и инструментальные произведения эрзи, мокши, шокши и каратаев. Репетиции ансамбля проходят в Мордовском государственном национальном драматическом театре. В течение рабочего дня, помимо общих коллективных репетиций, проходят индивидуальные занятия по вокалу и инструменту, а также часы изготовления и ухода за инструментами.
Костюмы, в которых выступает ансамбль, — это несколько стилизованная мордовская национальная одежда. Они украшены мокшанскими и эрзянскими узорами, вышитыми вручную на льне.
Меня в коллектив привел товарищ, с которым вместе стояли в народном хоре, еще будучи студентами, в новом году будет семь лет. Есть множество литературы, записи фольклора, мы его обрабатываем, аранжируем, создаем композиции, отвечающие времени. Сам я эрзя, но в коллективе много разных национальностей. Конечно же, всегда проще, зная, о чем ты поешь, и зная язык, всего проще вложить интонацию в голос. Труднее всего донести современному слушателю мысль той эпохи. Заинтересовать его не только тем, что это культура и он должен ее знать, а чтобы это было ему интересно сейчас, в таком быстром времени. Я владею игрой на всех видах духовых и ударных инструментов. Умение играть на любом инструменте — дело времени занятий. Освоение волынок и скрипок считается самым сложным в коллективе.
Инструменты, на которых играет ансамбль: люляма — посох, поддерживающий ритм музыки и всячески приукрашивающий ее, также является символом мужского плодородия; кальцияма — ксилофон; пувама — волынка; нюдей — дудочки, которые фиксируют ноту тональности и держат ее по всей протяженности музыки создавая фон; кайга; гарзи — скрипка; джембе — барабан, им отпугивали врагов.
Опыт изготовления национальных инструментов в коллективе передавался годами. Такие инструменты, как джембе, чьи чертежи не сохранились, ансамбль позаимствовал у других культур, постаравшись соблюсти звучание.
На всех инструментах учимся играть сами, осваивается инструмент в зависимости от музыкальной подготовки. Для скрипок требуется специальное образование. В ансамбле я чуть больше полугода, мне очень нравится атмосфера репетиций и выступлений. По национальности я татарин, но осваивать эрзянскую и мокшанскую культуру мне это не мешает. Странно, но слова песен мне даются очень легко. Порядка 40 песен я выучил всего за две недели, хотя до этого вообще не знал языка.
Хоровое пение сохраняется в качестве живой традиции только в мордовских деревнях, инструментальное мастерство с использованием традиционных инструментов практически исчезло. Группа «Торама» провела значительную работу по реконструкции вышедших из употребления инструментов и созданию мордовского ансамблевого инструментального репертуара.
Видео
Видео: Иван Безин/Youtube.com
У мордовских народов много достойных традиций. Пусть они возрождаются на мордовской земле.
Чем активнее будут в разных концах России возрождать действительно исконные традиции разных народов, тем меньше будет между ними вражда и неприязнь, а значит — крепче будет Россия.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе