В городах и селах Северного Кавказа, на улицах Татарстана и Москвы сегодня все чаще можно увидеть девушек, одетых в хиджаб. Для кого-то такая одежда — строгое следование религиозной норме, для кого-то — вызов и социальный протест, для кого-то — слепая дань моде.
После случая со ставропольскими школьницами, которых не допустили к занятиям из-за хиджаба, по многим регионам страны и в большей степени по Северо-Кавказским республикам прокатилась волна возмущений. Женщины, соблюдающие каноны ислама, начали говорить о притеснениях. Стали всплывать случаи, когда женщинам-мусульманкам в Дагестане и Ставрополе отказывали в работе из-за их внешнего вида.
К нам в организацию приходили две женщины и жаловались, что из-за хиджабов их не приняли на работу. Заявления писать отказались. «Толку нет, — сказали они. — А если что-то потом случится с людьми, на которых мы пожалуемся, потом наших родственников будут похищать и преследовать». Эти женщины хотели устроиться на работу в одно из медицинских учреждений Махачкалы, у обеих медицинское образование. По телефону им сказали, что место есть, пригласили на собеседование, но когда увидели их в хиджабах — сразу отказали. Сказали, что если вы снимете хиджаб, для вас есть место, если в таком виде собираетесь ходить — то нет. При этом работодатели не ссылались на указание сверху, наверно, это было их личное пожелание, во всяком случае, так показалось этим женщинам.
Эксперты говорят о новом значении хиджаба в современной исламской культуре. Некоторые мусульманки, которые сознательно выбрали для себя исламский платок, воспринимают сегодня хиджаб не как традиционный символ угнетения, а скорее наоборот — как современный альтернативный способ женской эмансипации, автономии и, в конечном итоге, свободы.
— Несмотря на то что западный феминизм отрицательно относится к хиджабу как элементу угнетения женщин, во многих мусульманских странах, а также в США и Европе набирает силу мусульманский или исламский феминизм. Мусульманские феминистки, с одной стороны, негативно относятся к западному феминизму за его европоцентричность, а с другой — критикуют уклад восточных обществ за их патриархальность, которая, по их мнению, противоречит изначальному духу ислама. Мусульманские феминистки считают, что в исламе заложен большой эмансипационный потенциал для женщин, который, сохраняя их религиозную идентичность, позволяет реализовать женские потребности.
Видео
Представьте элементарную ситуацию: вам в пустыне на горячем песке захотелось надеть обувь, но вам не разрешают этого сделать. Представили? Это аналогичные ситуации. Думаю также, что запрет на хиджаб ущемляет и личные права праведных мусульманок.
— Любая нетерпимость к той или иной традиционной чужой культуре превращает ее в некий символ, делает ее неким знаменем борьбы, сопротивления, и уже люди, которые никогда не думали надевать хиджаб, могут начать это делать как демарш.
За последние годы, как в Северо-Кавказских республиках, так и в Татарстане, и в Москве, девушка в мусульманском платке стала частью городского сообщества. Тем не менее светские СМИ продолжают демонизировать этот символ («шахидки-смертницы» и так далее), а исламские, наоборот, героизировать. Тема становится особо острой, когда речь заходит о праве носить платок в госучреждениях.
Если юбка у тебя выше колена, или брюки вульгарные — ты супер, тебя общество любит и дает работу, а если ты практикующий мусульманин, то тебя везде ущемляют((Не это ли и есть борьба с Исламом???
В школах, и даже в университетах Дагестана постоянно ущемляют право девушек носить хиджаб. Хотя законом это не запрещено, существует негласный указ директорам «сверху». Нам постоянно говорят: «Наши бабушки так не ходили, вы перенимаете арабскую форму одежды, носите чохто». Во-первых, арабки ходят в большинстве своем в никабах. Во-вторых, каждый пусть отвечает за своих бабушек. Мои ходили именно так: длинное платье, чохто, сверху большой платок, а под платьем еще и штаны, что является сунной для мусульманки.
Несколько лет назад, например, в Дагестане девушки в хиджабах на улице вызывали бурю противоречивых мнений. Глубоко религиозные люди отнеслись к этому факту с восторгом, скептики посчитали это «показухой», а большая часть интеллигенции не на шутку заволновалась. Сегодня же, по мнению самих женщин, отношение к «закрытым» мусульманкам постепенно меняется, окружающие реагируют более спокойно. В какой-то степени носить хиджаб стало модно.
Сейчас столько модниц, для которых хиджаб — это новый модный тренд. А большинство из таких до ношения хиджаба занимались, чем попало. Просто раньше, когда я видел девушку в хиджабе, я про себя говорил — вот это верующая, а сейчас я вижу некоторых… ну не могу я сказать про них такого же.
Несмотря на то что ислам был и остается предельно закрытой религией, факт того, что исламская культура активно проникает в светское, европейское общество, для многих очевиден. Например, хиджаб — женская одежда, скрывающая все тело, кроме лица и кистей рук, — можно найти в последних коллекциях модных европейских дизайнеров. недавно скандальная британская певица M.I.A. на церемонии вручения одной из музыкальных наград появилась в парандже. А татарская певица Алиса Шамильевна Хусаинова — известна как СуперАлиса, — работающая в жанре электроклэш, выступает в парандже и соблюдает все мусульманские традиции по части женского наряда.
— Я абсолютно уверен в том, что мода будет чаще и чаще обращаться к исламу. Смотрите, даже православная церковь сейчас требует утвердить униформу для женщин, что как раз и является первой предпосылкой к тому, что мы движемся в одном направлении с мусульманским миром.
17 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе