Сделал сам. Северокавказские Кулибины изобретают велосипеды

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Руслан Исаев

Российская земля богата мастерами-самоучками. И хотя мало кто воспринимает их всерьез, именно благодаря им движутся вперед наука и производство. SmartNews решил знакомить читателей с историями умельцев и их изобретений. Сегодня рассказываем о современных Кулибиных с Северного Кавказа.

Муса Алисултанов, Чечня. Воздух вместо горючего

Недавно группе чеченских энтузиастов во главе с Мусой Алисултановым удалось использовать в обычном двигателе внутреннего сгорания сжатый воздух вместо обычного горючего. Это изобретение осталось за пределами внимания широкой общественности. Однако такая ситуация, по словам изобретателей, будет продолжаться недолго, потому что их идея настолько свежа и проста, что сопоставима с основополагающими открытиями в механике.

«Двигатель вместо горючего использует только сжатый воздух. Вместо бака стоит кислородный баллон. Оттуда полностью вытравлен кислород и закачан под большим давлением простой сжатый воздух. Он и заставляет обычный двигатель работать. Конечно, пришлось внести несущественные изменения во внутреннюю конструкцию, а точнее в поршневую систему мотора, чтобы КПД его был выше», — рассказывает изобретатель Муса.

Новую конструкцию чеченские изобретатели пока испробовали на отечественном мотороллере «Муравей». Его двухтактный двигатель позволил им провести первые пробные заезды. При полном заряженном баллоне мотороллер проехал ровно километр по асфальтовому покрытию без изменения давления баллона. Низкое потребление затрачиваемой энергии, как утверждают механики, — главное преимущество их детища. По мнению некоторых ученых, самое главное, что Алисултанову удалось без глубоких изменений применить свое ноу-хау в уже существующем двигателе внутреннего сгорания. Среди множества положительных моментов, по мнению разработчика, у его изобретения есть большой плюс — такой двигатель экологичен, загрязнение атмосферы от его работы минимально.

Муса признает, что его идее еще предстоит пройти массу проверок и доработок, однако умелец очень горд, что смог претворить в жизнь мечту последних 20 лет своей жизни.

«Я сам по профессии актер театра и кино, — рассказывает Муса. — В 1979 году закончил Краснодарский институт культуры и искусств. Но по профилю никогда не работал. Любовь к механике у меня была с детства. Когда работал в железнодорожном депо Гудермеса, точно понял, что мне на самом деле нужно. Стал заниматься механикой».

Если удастся, я хочу приспособить свою конструкцию на легковой автомобиль и подарить его главе Чечни Рамзану Кадырову.

Муса Алисултанов, изобретатель из Чечни, SmartNews

— Новизна разработки Алисултанова в том, что он сумел приспособить свою идею для простого двигателя, существенно не меняя его конструкцию. Конечно, вопрос упирается в проблему сжатия воздуха, для которого тоже необходима какая-то энергия. Это и есть большой минус изобретения. Вот если бы использовать в качестве двигательной субстанции сопутствующий ископаемым газ или придумать систему сжатия воздуха без особых усилий, то невозможно было бы переоценить такую разработку.

Фото: Руслан Исаев

Руслан Хасуев, Ингушетия. Велосипед с ручным приводом

Есть народная присказка «Незачем изобретать велосипед». Но только на первый взгляд кажется, что этот вид транспорта доведен до совершенства, считает изобретатель из Ингушетии Руслан Хасуев. Он задался вопросом: «А что делать, если устали ноги, но ехать нужно?» Ответ пришел в виде проекта усовершенствованного велосипеда. Суть его в том, чтобы дать отдых уставшим ногам и задействовать мышцы рук. То есть Хасуев модифицировал велосипед таким образом, что с помощью определенного дополнительного приспособления управлять им можно только с помощью рук.

«Это устройство доступно как взрослым, так и детям, — объясняет Руслан. — Обучение проходит буквально за минуты, если вы уже умеете ездить на велосипеде. Многие думают, что в век автомобилей, авиационной промышленности, роботов и других технически сложных устройств велосипеды — это неактуально. Но на практике вряд ли кого не удивит велосипед, на котором можно ехать как с помощью рук, так и ног».

Устройство, которое изобрел Хасуев, очень просто в использовании. Его всего лишь нужно закрепить специальными хомутами на велосипеде, так же легко оно снимается.

«Изобретательством я увлекся классе в восьмом, — рассказывает Руслан. — С тех пор я с этой тематикой не расставался. Перебирая все известные мне законы физики из школьной программы, я остановился на простой механике. Меня заинтересовали блоки и рычаги, которые были изобретены еще Архимедом. Я задался целью собрать веломобиль. Моя задача была сделать устройство максимально простым. Так и появился “ручной привод” для велосипеда».

Руслан Хасуев запатентовал свое изобретение. Оно находится в общем патентном реестре. По словам Хасуева, его идея вполне могла бы быть применима в первую очередь для путешественников, которые любят ездить на велосипеде на большие расстояния. Вот уже два года он пытается вызвать интерес заводов — производителей велосипедов. Однако каждый раз ему приходит от них отписка, что «в настоящее время заводы заняты реализацией собственных планов разработки и производства новых изделий на основе анализа производства у конкурентов и общей ситуации на рынке».

В ингушском селении Плиево, где живет Руслан, не все разделяют его тягу к изобретательству. Это и понятно: в регионе, где уровень безработицы один из самых высоких, невыгодно работать на перспективу. Многие признают, что он мастер на все руки, но не понимают, почему не мастерит вещи, которые на местном рынке пользуются большим спросом.

«Руслан только и занят тем, что постоянно мастерит что-то, — рассказывает житель селения Плиево Багаудин Гарданов. — Я ему говорил: “Брось заниматься ерундой, делай ворота, заборы, будешь при деньгах”. А он: “Мне это не интересно”. Он изобрел печь какой-то невероятной конструкции и под стать ей камин, тоже из металла. Так вот это устройство разве что курицу само не ловит, а так там были и гриль, и духовка, и возможность подвесить котел на цепи, и шашлычница. Из-за этой печи люди чуть не передрались. Сразу шесть покупателей объявилось, даже не торговались. Не помню, кому повезло. Я ему говорю: “Делай эти печи и камины”. А он говорит: “Хочу сделать что-то новое”».

Можно где-то в глубине двора мастерить что-то на удивление соседей и радость местной детворе, но, чтобы называть свое творчество изобретением, нужно доказать, что это изобретение полезное. Быть Кулибиным в нашей стране очень трудно. Кроме таланта, нужно еще упорство и терпение, тогда придет и признание.

Руслан Хасуев, изобретатель из Ингушетии, SmartNews

Муса Садулаев, Чечня. Мотодельтаплан своими руками

Муса Садулаев всю свою сознательную жизнь грезил небом. Мечта его сбылась спустя 40 лет в виде личного летательного аппарата. С его помощью в республике стал возрождаться мотодельтапланеризм. Свой первый аппарат он собрал сам.

«Я вырос в поселке Горагорский на западе Чечни. Там много холмов, ветер свободно гуляет, — рассказывает Муса. — Я часто взбирался на горку, закрывал глаза и представлял, что лечу. Это ощущение у меня до сих пор не проходит».

Каждый вылет любителя приковывает к себе огромное внимание. Многие останавливают свои автомобили, машут ему руками. Наиболее дотошные подходят после приземления и подробно расспрашивают о мотодельтаплане. Мужчин интересуют технические характеристики, женщины же смотрят на Мусу как на чудака.

«Я тут рядом живу, где Муса в ангаре держит свой самолет, — рассказывает житель селения Червленная Казбек Джантамиров. — Он часто тут летает. Всегда интересно смотреть на эти полеты. Я даже один раз катался с ним. Больше не буду, хотя очень понравилось. Но все равно лучше наблюдать со стороны за этим действом».

Летает Муса на высоте до 200 метров. Сожалеет, что не может летать над Грозным. Для этого нужны разрешение, спецсвязь с диспетчерской и т. д., чего у него, как у любителя, нет. Но в скором времени Муса надеется, что обзаведется всем необходимым и ему удастся полетать над столицей Чечни. Есть у Мусы Садулаева и мечта. В будущем он собирается приобрести гироплан, так называемый автожир, и облететь на нем вокруг света. На мотодельтаплане, по его словам, уже летали и этот рекорд зафиксирован, но на автожире никто этого не делал.

Я уже сейчас веду подготовку к своему полету вокруг света. Точно не знаю, когда смогу осуществить свой план. Всего мне нужно будет пролететь 42 тыс. км. Но в первую очередь нужно купить нормальный аппарат. Он стоит порядка 60 тыс. евро. Так что есть к чему стремиться. Если мне удастся этот полет, я буду первым человеком, который это сделал.

Муса Садулаев, мотодельтапланерист-любитель из Чечни, SmartNews

Фото: Асель Манапова

Магомед Гасанов, Дагестан. Трехструнные балалайки в горах

Двадцать лет назад Магомеду Гасанову пришла в голову мысль собственноручно изготовить балалайку. Он с самого детства умел играть на этом инструменте. Чертежи не рисовал — он их снял с образцов готового инструмента и начал собирать свою первую трехструнку. В течение трех месяцев она уже была готова.

Еще 20 лет назад Магомед, побывав в местном музее, снял чертежи с образцов инструмента, и вот с этого все и началось.

«Я их не для продажи делал, да и сейчас не продаю. Просто они мне очень нравятся, нравится их звучание… Этого просто не передать словами. Я просто отдыхаю под звуки балалайки».

Сегодня у Магомеда Гасанова в доме целый собственный музей из самодельных балалаек. Каждый инструмент не похож на предыдущий ни по виду, ни по звучанию. Музыкант признается, что тут, в горах, очень трудно найти нужный материал. Ту же дубовую фанеру никогда не завозят сюда. Приходится пускать в дело подручные средства. Иногда выручает кухонная посуда.

«Супруга иногда возмущается. Мол, зачем использовать новую кастрюлю или сковородку, — рассказывает балалаечник. — Но она просто не понимает, как для меня это важно. Сейчас, правда, уже смирилась. Иногда даже советами помогает».

Музыка из фильмов, национальные мотивы, мелодии старого шарманщика, классические произведения и звонки мобильных телефонов — это только малая часть того, что играет на балалайке Магомед Гасанов. Инструмент словно плачет у него в руках, признается супруга Магомеда. 

Последние 20 лет Магомед каждый день проводит в мастерской — выпиливает, вымеряет, шлифует. Самое главное в работе мастера музыкальных инструментов — терпение. Процесс изготовления одной балалайки занимает минимум два месяца. Только на то, чтобы соединить готовый корпус и деку, может уйти несколько дней. Малейшая ошибка — и звучание уже не то. На счету мастера более 20 изготовленных инструментов, и он не собирается на этом останавливаться. Без них как без рук. И это больше чем привычка. Ведь Магомед работает в Доме культуры, и там он обучает этому искусству всех желающих. Однако свои балалайки Гасанов доверяет только себе. Другим — руками не трогать. Ни под каким предлогом. Лишь в редких случаях дарит инструменты самым лучшим друзьям, которые знают в них толк.

Видео

Сегодня инструмент переживает не лучшие времена. Профессиональных исполнителей мало. Вообще народная музыка интересна очень узкому кругу людей, посещающих концерты или играющих на каких-либо народных инструментах.

Магомед Гасанов, балалаечник из Дагестана, SmartNews

Недавно у Магомеда был инсульт. Говорит, что пока ему тяжело играть, рукам больно. Но во что бы то ни стало он собирается сделать балалайку с тремя грифами. И его друзья считают, что у него это обязательно получится.

Видео

Прислала
Марина Алехина

администратор

Как прекрасно, когда у людей есть подобные цели, к чему они стремятся из всех сил, прилагаю усилия. И раскрывая в себе такие умения. Которые потом могут принести пользу всему обществу. Интересная статья, она как пример того, что люди не должны быть ограниченными в своих мечтах и целях.

Автор

Ксения Гагай

Над статьей работали

Марина Алехина, Руслан Исаев, Асель Манапова

Добавить комментарий

11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Марина Алехина 7 января 2013, 12:19, Изменено: 9 января 2013, 10:10

Как прекрасно, когда у людей есть подобные цели, к чему они стремятся из всех сил, прилагаю усилия. И раскрывая в себе такие умения. Которые потом могут принести пользу всему обществу. Интересная статья, она как пример того, что люди не должны быть ограниченными в своих мечтах и целях.

Антон Макаров 7 января 2013, 12:40

Усовершенствованный велосипед - это круто! Надо весь городской общественный транспорт заменить на такие средства передвижения. И затрат мало, и не устанем:))

Ярослава Ковалева 7 января 2013, 12:58

Облететь вокруг света на мотодельтоплане..о______О Это весьма вдохновляюще. Я бы хотела так слетать) Только мне кажется денег то на это устройство побольше будет.)

Наташа Смирнова 7 января 2013, 14:08

ууууууууу, кто-то может и так - более 20 инструментов своими руками. Мне кажется такие таланты есть не только в Чечне, Дагестане и Ингушетии. Вокруг нас каждый чем-то выделяется.

Роман Кравчук 7 января 2013, 15:40

Талантливых людей много не бывает. Кто-то велосипед, кто-то мотодельтоплан.. Главное, чтобы и для себя удовольствие было и для кого-то польза. А может для всех все вместе сразу)

Евгения Иванова 7 января 2013, 23:54

Ждем вечный двигатель. Только вот такие Кулибины способны его изобрести.

Шепард Спектр 8 января 2013, 01:25

тоже мне открытия , уже сто лет этому всему уже давно заграницей всё испробывали, да и у нас в России , ну а двигатель на воздухе, это почти тот же паравоз, во всех учебниках есть двигатель на сжатом воздухе....открытие хаха. Следующее изобретение у них будет именно паровой двигатель и это будет местное мегаоткрытие,.

Vera Litvinova 8 января 2013, 14:25

Северокавказские Кулибины ! Честь и Хвала ВАМ!!! Вы занимаетесь интересными открытиями. Пусть это будет примером для тех критиканов, которые, ничего не делая полезного, "ищут иголку в стоге сена".
МУДРОСТЬ И ЗАВИСТЬ
Будь мягче к людям! Хочешь быть мудрей?- Не делай больно мудростью своей.
С обидчицей-Судьбою воюй, будь дерзок, Но сам клянись не обижай людей!
(Омар Хайям)

Завистники на что ни взглянут,
Поднимут вечно лай;
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут. Крылов И. А

Vera Litvinova 8 января 2013, 16:47

РУСЛАНУ ХАСУЕВУ - Республика Ингушетия, село Плиево.

Уважаемый РУСЛАН! Очень жаль, что заводские производители велосипедов не проявляют интерес к Вашему изобретению! Велосипед с ручным приводом заслуживает большого внимания, он очень необходим,
особенно пожилым людям!!! А женщины мечтают об устойчивом дамском велосипеде /возможно, 3-х колёсном/ , чтобы можно было, не падая, кататься, разрабатывать больные ноги! Подумайте! Я первая приобрету. Живу в Москве, рядом огромный Филёвский парк. Моя мечта - спокойно ездить по почти пустынным аллеям. Если проявите интерес, свяжитесь со мной: akadem452@mail.ru
Спасибо! Удачи!

Анатолий Губарев 9 января 2013, 01:14, Изменено: 9 января 2013, 01:15

Особенно - инвалидам.
Если немного усовершенствовать само предложение, можно будет делать велоколяски с ручным приводом. Кстати, не только инвалидам они могут понадобиться

Vera Litvinova 9 января 2013, 12:42

Речь идёт о дамском велосипеде, а не о инвалидной коляске! Не надо путать!
По-моему, известно, что коляски с ручным управлением выпускают.

Добавить комментарий

Новое на сайте