Волевым усилием. Для строительства моста в Чечне передвинули русло реки

4
голоса

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

В Чечне готовятся к открытию самого длинного в республике моста, который соединит Чечню с Дагестаном и Ставропольским краем. Для реализации ориинального проекта пришлось сначала возводить мост, а потом подгонять под него реку.

Мост протяженностью 264 м соединит Гудермесский и Шелковской районы, что позволит сократить дорогу между ними на 80 км. Теперь жители Ножай-юртовского, Курчалойского, Гудермесского районов республики смогут уже по великолепно обустроенной новой дорожной артерии, экономя время, попасть в Шелковской район Чечни, в Кизлярский район Дагестана, Калмыкию и соседний Ставропольский край. До сих пор людям приходилось совершать большой крюк в несколько десятков километров. Длина нового моста — 264 м, ширина — почти 14 м, таким образом, новострой станет самым длинным мостом в республике. Разработчики проекта по праву гордятся своим детищем.

Уникальность проекта заключается в том, что для строительства моста было изменено русло реки Терек. Задача перед нами, как перед проектировщиками, стояла очень сложная. Мост был построен на месте нового русла. Он цельнометаллической конструкции, и в нем только два соединительных шва (на въезде и выезде), что повышает комфорт при переезде через него. Также в конструкции не предусмотрены привычные отбойники для задержки бревен, деревьев во время половодья. Другого такого моста, который построен при использовании подобных технологий, на Северном Кавказе нет.

Марьям Рахаева, главный инженер-проектировщик, SmartNews

Строительство велось на протяжении полутора лет. Уникальность этого проекта заключается еще и в том, что он был реализован исключительно силами чеченских мостовиков-строителей. С этой задачей они справились без привлечения сил из других республик. Подряд на эту работу достался организации «Чечен-пласт».

Самым сложным в этом проекте было не само строительство моста, хотя оно было основным, а изменение русла реки. Сначала мы в стороне построили мост, а затем направили существующее несколько веков русло реки под мост. Для этого необходимо было возвести дамбу, расчистить новое русло. Всего за это время мы вывезли оттуда около 1,5 млн кубов земли и грунта. Несущие основную нагрузку сваи диаметром в полтора метра были забиты на глубину 27 м. Всего на этом объекте было задействовано около 200 рабочих и 90 единиц техники. Осложняла работу повышенная заболоченность местности, поскольку Терек во время половодья разливается во все стороны. Сейчас проблема устранена.

Магомед-Эми Солтамурадов, генеральный директор ООО «Чечен-пласт», SmartNews

Строители утверждают, что мост через Терек обладает повышенной сейсмостойкостью и выдержит землетрясение силой в 9 баллов. Раньше дорога проходила вдоль реки, и во время разлива вода часто подмывала дорожное полотно.

Изменение русла реки — это не чья-то прихоть, а необходимый шаг. Во-первых, в период паводка река затапливала близлежащие населенные пункты Азамат-юрт и Хангиш-юрт. Тем более что история свидетельствует: 200–300 лет назад русло реки проходило именно по этому пути. Думается, не только люди, но и мать-земля будет рада такому событию.

Исабаев Мовсар, заместитель министра автомобильных дорог ЧР, SmartNews

До сих пор жителям Гудермесского района, чтобы попасть в Шелковской район, приходилось ехать чуть ли не в Грозный или по дагестанской территории. Теперь же эта проблема решена.

Русло Терека действительно в этом месте совершало такой странный крюк, создавая вокруг себя маленький полуостров. Во время смены сезонов, когда река разливалась, многие окраины близлежащих сел бывали затоплены. От этого в первую очередь страдали пашни и поля для выпаса скота. Для людей, которые занимаются фермерством, это было большой проблемой.

Магомед Тухашев, житель села Хангиш-юрт Шелковского района, SmartNews

Некоторые жители считают, что Шелковской район с открытием моста через Терек выиграет и в экономическом плане.

Наш район далеко расположен от Грозного. Поэтому из-за этого мы считали себя обделенными вниманием. Так всегда бывает с провинцией. Но мост, надеюсь, он приблизит нас не только в километрах, но и в укреплении наших связей с многочисленными родственниками в других районах Чечни. А это, в свою очередь, поднимет экономическую привлекательность. Ведь мы в очень удобном месте находимся — рядом Ставропольский край, Дагестан.

Али Албастов, житель села Хангиш-юрт Шелковского района, SmartNews

Как объяснил Магомед Гараев, в Ножай-Юрте в 1980-х годах сошли оползни, и большинство людей переехали в равнинный Шелковской район. Сейчас эти две территории связаны родственными узами. А у чеченцев это едва ли не главное в жизни. На праздники и похороны со всей республики едет вся многочисленная родня. А ведь некоторые многодетные сельские семьи едва сводят концы с концами, и дальние поездки для большинства разорительны. Поэтому значение этого моста трудно переоценить. Неудивительно, что трудоустроиться на стройку из окрестных сел приезжали толпы людей, соглашаясь на самую тяжелую работу. Устроиться сюда на работу стремились сотни местных жителей, поэтому у подрядчика появилась возможность выбрать лучших специалистов.

— У нас не было возможности всех взять, поэтому выбирали лучших, — рассказал бригадир Хамид Эскиев. — До сих пор к нам на работу мужчины в очередь выстраиваются, ведь здесь платят неплохую по местным меркам зарплату: в среднем — 30 тыс. рублей. Деньги дают вовремя, поэтому с дисциплиной проблем нет, полная взаимозаменяемость, скользящий график. Тяжелый труд отчасти компенсируется бесплатным трехразовым питанием. Неподалеку находится городок, где живут приезжие строители. В вагончиках есть душ и кондиционер.

Справка SmartNews

В этом году в планах министерства автомобильных дорог Чечни начать строительство 11 мостов республиканского значения. В обозримом будущем минавтодор планирует возведение путепровода протяженностью 266 м в станице Ищерской Наурского района, он сократит расстояние до центральных районов ЧР в полтора раза. С его строительством в регионе будет три моста-великана, и все перекинутся через Терек. Первый уже есть, он соединил трассу Грозный – Прохладный – Кизляр в станице Червленой.

— Сейчас в республике строятся или реконструируются 41 дорога, 12 мостов и 115 улиц в муниципальных образованиях. Одновременно осуществляется содержание всех 3016 км трасс республиканского значения. Вместе с тем дорожники не ограничиваются запланированными мероприятиями. Значительная часть маршрутов приходится на горную местность, где происходят оползни, обвалы, осыпи, а в период дождей горные реки иногда полностью смывают дороги и мосты. Тогда возникает необходимость восстанавливать десятки, а то и сотни километров трасс. При планировании работ учитываем необходимость снижения риска при чрезвычайных ситуациях. Однако полностью реализовать намеченное не удается из-за ограниченного финансирования. По этой же причине в отрасли не обеспечены нормативы денежных затрат на ремонт и содержание дорог.

Видео

Автор

Руслан Исаев

Над статьей работала

Ксения Гагай

2 комментария к материалу.

Иван Мотыкин 13 ноября 2012, 21:45

Вот это да! Оказывается нет в этом мире ничего не возможного. Даже то, что дано нам матушкой-природой, можно подстроить под нужды человека. Не перестаю удивляться тому, какие чудеса творят обычные люди)

Руслан Исаев 15 ноября 2012, 11:46

ну да, это конечно не ГЛОНАССовски бабки дербанить

Добавить комментарий

Новое на сайте