В Северной Осетии прошла испытания подвесная дорога специального назначения. Мобильную канатную дорогу построили на горном полигоне Дарьял. Ее основная функция — оперативная и дешевая переброска живой силы, боеприпасов, продуктов питания, а также раненых через препятствия в высокогорных районах.
Военная канатная дорога мобильна, ее можно установить практически на любом горном склоне. Автономную работу обеспечивают несколько генераторов. В испытаниях оборудования принимал участие конструктор Александр Филиппов.
Подготовка к развертыванию канатки напоминала открытие горнолыжного сезона: люди в камуфляже монтировали систему, выкрашенную в цвет хаки. В вагонетку грузоподъемностью примерно 500 кг загрузили боеприпасы, однако командиры перестраховались и не разрешили бойцам проверить канатную дорогу на прочность. Но запрет не распространился на журналистов, которые по воле случая стали первыми пассажирами подвесной дороги. Инновационная система российских конструкторов не подвела, и репортеры успешно приземлились в пункте назначения.
Канатная дорога способна доставлять грузы на расстояние до 3 км и практически на любую высоту. Кроме того, испытания прошла мобильная подвесная дорога, для сборки которой достаточно всего двух часов. В испытаниях на горном полигоне Дарьял приняли участие более 600 военнослужащих разведывательных подразделений, которые прибыли на полигон для интенсивной подготовки. Преподавательский состав, прошедший двухмесячные курсы повышения квалификации, провел занятия в горно-лесистой местности на высотах от 1200 до 2500 м над уровнем моря в условиях, максимально приближенных к боевым.
Такой проект разрабатывался еще в 80-е годы, во время войны в Афганистане, но тогда завершить его не удалось. Сейчас изобретение усовершенствовано. Военная подвесная дорога похожа на конструктор: ее можно установить практически на любом горном склоне. Сорок военнослужащих могут ее собрать за двое суток. При этом стоит изобретение относительно недорого — несколько десятков миллионов рублей. Учения завершились зачетными упражнениями по всем видам боевой подготовки, тактико-специальными соревнованиями с розыгрышем учебных дуэлей между подразделениями, восхождением на гору Арау и прыжками с парашютом на ограниченную площадку.
Сам конструктор порекомендовал военным не использовать канатную дорогу в зоне боевых действий, и смоделировать нештатную ситуацию решили во время учений. Перед бойцами была поставлена задача удерживать канатку под ударами превосходящих сил противника. Подвесная дорога прошла испытание. Так что, если военные оценят изобретение, не исключено, что российская армия первой в мире обзаведется собственной канатной дорогой.
Ее отличие от гражданской в том, что эта канатная дорога мобильная и быстровозводимая. Ее можно быстро развернуть и собрать. Она используется именно для переправы личного состава в труднопроходимых местах, там, где разрушены коммуникации.
Мобильная канатная дорога должна поступить на вооружение в специальные подразделения — горные бригады, батальоны — для выполнения сугубо специфических задач. Необходимости в ее повседневном использовании я не вижу.
Видео
Когда же начнутся испытания для гражданского досуга и для гражданских целей?