В Чечне почти не осталось кровных врагов. Для борьбы с кавказской местью в республике создали комиссию при муфтияте. По заверениям муфтия, она будет работать до тех пор, пока в Чечне не примирятся последние «кровники».
В послевоенной Чечне помощь в улаживании таких конфликтов просто неоценима для обеих сторон. Кровная вражда не отпускает врагов годами, а иногда и десятилетиями. Враждуют не только члены обеих семей, но и представители тейпов (родов), к которым они принадлежат.
Активно примирять «кровников» в Чечне начали два с лишним года назад. В октябре 2010 года при муфтияте начала функционировать комиссия по примирению конфликтующих семей на почве кровной мести. Она была создана по указанию главы республики Рамзана Кадырова. В состав комиссии включили самых уважаемых ученых-богословов. С самого начала комиссия стала принимать от виновных сторон заявления на примирение с кровниками.
Начало процесса примирения начинается с обращения в комиссию при муфтияте виновной стороны. Мы по своим каналам узнаем, что да как, и разрабатываем план, как обратиться к пострадавшей стороне. Потом члены комиссии выезжают туда и просят простить своих кровников. Если в первый раз не получается, то мы в очередной раз встречаемся с ними. Часто с нами бывают и известные в Чечне люди, чтобы использовать их авторитет для примирения.
Справка SmartNews
Обряд кровной мести, описанный в адате, начинался с мотива. Поводом для этого могли стать убийство, ранение человека, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага. После этого начиналась «процедура» кровничества. Если в ссоре убивали человека и виновник был известен, то назначалось разбирательство. Если инициатором ссоры был убийца, то к его родственникам отправлялся человек, чаще всего старейшина села или дальний родственник жертвы, который сообщал о решении объявить кровную месть. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствовали. Кровная месть вступала в силу с момента ее объявления. Если убийца жил в одном селе с родственниками жертвы, то он, как правило, вместе с семьей уезжал в другое место, зачастую довольно далеко. О таком человеке говорили: «луровелла», то есть «скрывающийся от кровной мести».
Многие, кто знает об обычаях и культуре народов Кавказа поверхностно и лишь понаслышке, считают, что кровная месть для кавказцев — это что-то само собой разумеющееся. Люди часто уверены, что такой обычай свойственен только мусульманам. Однако у других народов, например у православных осетин, этот обычай даже более распространен, чем у мусульман-чеченцев.
В давние времена в обществе, где не было писаных законов, кровная месть была своего рода сдерживающим фактором в межличностных отношениях. Все знали, что за любое оскорбление расплачиваться придется в полной мере. Например, в старину у горцев даже прилюдно сказанное слово, унижающее другого человека, считалось физически совершенной обидой. И даже за это могли начать вражду.
— Кровная месть была не только на Кавказе. Ведь даже в Ветхом Завете есть определение «око за око, зуб за зуб». В Чечне действительно боязнь кровной мести заставляла людей хорошо подумать, прежде чем что-то сделать. Ведь в случае объявления вражды под опасностью оказывались все родственники. Самый худший вариант — убийство виновника, выселение его семьи из села, района, а в некоторых случаях даже и за пределы земли вайнахов. Такая мера остается действенной и по сей день.
К сожалению, «кровников» удается примирить не всегда. По словам «миротворцев» из чеченского муфтията, легче улаживать давние конфликты, когда враги уже «остыли». Например, бывали такие случаи, когда кровная вражда продолжалась не один десяток лет. Непосредственных участников конфликта давно не осталось в живых, но потомки продолжают враждовать.
Трудно склонить к примирению тех, у кого еще свежа рана, например, из-за смерти близкого родственника. К таким семьям нужен специальный подход — цитаты из священного Корана, слезные уговоры и напоминания о том, что за милосердие человеку будет дарована милость Аллаха.
С 2005 года представители муфтията Чечни выявили 963 кровных конфликта. С того времени принято 571 заявление с просьбой примирить стороны. Из них нам удалось уладить 549 конфликтов. В разработке, то есть в процессе улаживания, находятся 22 случая.
Чеченская кровная месть — не просто «око за око». Она регламентируется целым сводом законов, называемым «адат», который сохранился еще со времен Средневековья. Существует целое правило объявления кровной мести. Более того, есть даже некое подобие презумпции невиновности и возможность клятвы на Коране человека, заявляющего о своей чистоте.
Когда усилиями комиссии при муфтияте достигается соглашение о том, что кровники готовы простить своего обидчика, то через определенное время происходит сам процесс прощения. Выглядит он таким образом: несколько сотен человек с виновной стороны в знак уважения и смирения перед принимающей стороной пешком входят в село. Все люди, опустив головы, направляются к дому, где их уже ждут родственники оскорбленной стороны. Старший родственник убитого подходит и снимает с головы убийцы капюшон. Фактически именно это действие и означает прекращение вражды. Здесь следует отметить, что в соответствии с ритуалом убийца приходит на эту встречу в длиннополом брезентовом плаще с капюшоном.
В прошлом процедура примирения была еще сложнее. Отец или брат убитого должен был прилюдно обрить ножом голову убийцы. Считалось, что если ты не поддался соблазну перерезать горло врага, значит, твое прощение осознанно.
Видео
Вот уже четыре года, как со мной нет моего племянника. Его в ссоре убил близкий друг. Убийца скрывался долго. Теперь нам пришлось простить этого убийцу. Я и многие родственники были против, но старшие так решили, и мы не можем нарушить это решение.
Справка SmartNews
Считается, что одним из недавних актов кровной мести стало убийство бывшего полковника Российской армии Юрия Буданова в Москве. Такова одна из версий Следственного комитета России. Предполагается, что Буданову могли мстить за убийство Эльзы Кунгаевой — чеченской девушки, которую сам полковник считал виновной в гибели его подчиненных во время контртеррористической операции на Северном Кавказе. За убийство Кунгаевой Буданов был осужден на 10 лет, однако досрочно освобожден в 2009 году.
Рамзан Кадыров не раз заявлял о желании искоренить принцип кровной мести, однако сам после убийства отца Ахмада Кадырова поклялся лично отомстить преступникам. После ликвидации Аслана Масхадова, Шамиля Басаева и ряда других одиозных командиров боевиков Кадыров заявлял, что достиг своей цели.
между войнами,когда в Чечне была анархия,и практически все люди были вооружены, редкие случаи были когда в простых ссорах или драках применяли оружие.Сам видел как-то, в 1997 году,когда двое обвешанных оружием дрались,сложив оружие в одну кучу.Эта была серьезная битва на кулаках.Вот что значит боязнь кровной мести.
Хорошо, что в республике взялись за решение проблемы, которая не решалась столетиями. Этот обычай древний, не специфически кавказский и не мусульманский, вспомнить только корсиканскую вендетту, которая дала расхожее определение этому явлению. Одновременно, необходимо повышать доверие к закону, к правоохранительной системе. Чтобы люди знали — неотвратимость наказания не пустые слова. И что нельзя убивать людей, преступников надо предавать суду.
ПОКА «Неотвратимость наказания» только на бумаге, пока следствие и суды
продаются и покупаются, кровная месть будет существовать. Ее подорвать, но не искоренить могут только справедливые решения органов, пользующихся у людей значительным авторитетом. Пока это не про Россию. (К великому сожалению)
71 комментарий к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе