С недавних пор уличное исполнение лезгинки в российских городах приравнивается к нарушению общественного порядка. Красивая и чинная танцевальная церемония в какой-то момент стала чуть ли не красной тряпкой в межнациональных отношениях. Причины выяснял корреспондент SmartNews.
Окружающие жалуются на шум, громкую музыку и возгласы танцующих джигитов. Хотя те, в свою очередь, уверены, что в стране идет притеснение не только гордого горского танца, но в его лице и всей самобытной культуры народов Северного Кавказа.
Кавказская лезгинка за последнее время сильно видоизменилась, о чем специалисты говорят уже давно. По их мнению, и пластика, и экспрессия движений уже не та, которую всему миру демонстрировал легендарный Махмуд Эсамбаев. Язык древнего горского танца стал более развязным и агрессивным.
Да, современная лезгинка сейчас изменилась. Многие любители танцевать не соблюдают те неписаные правила, которых должны придерживаться в этом танце. И это в первую очередь скромность. Например, больше трех кругов пара никогда не делала. Также после одного танца мужчина не танцевал сразу с другой девушкой. В круг не выходило несколько пар. Танцевать в кругу по несколько пар произошло от гостей, которые приезжали в Чечню на какие-то праздники. Все они приезжали со своими слугами. В самый разгар вечеринки они выводили в круг своих слуг, и они начинали танцевать. Потом им в круг кидали деньги. Ни слуг, ни кидания денег в круг во время танца у чеченцев не было.
У каждого кавказского народа, для которого лезгинка — национальный танец, есть своя манера его исполнения. Музыкальное сопровождение тоже разное. Например, для чеченцев и ингушей хватает барабана и гармони. При отсутствии последней вполне уместен даже один ударный инструмент.
Но со временем горская культурная традиция претерпела много изменений. И сейчас все чаще можно слышать заявления о том, что такие вот уличные джигиты только портят общее представление о танце и культуре Кавказа.
Справка SmartNews
На самом деле лезгинку танцуют донские и терские казаки, многие народы Средней Азии — казахи, киргизы, таты в Израиле. Поэтому, когда человек произносит «кавказская лезгинка», он имеет в виду географическую принадлежность танца. Кавказская лезгинка — это собирательный образ всех танцев народов Кавказа. Например, только в Грузии насчитывается порядка 25 самых различных танцев. Они абсолютно отличаются друг от друга. В Дагестане порядка 20 разновидностей и направлений в танце. Человеку, который не является экспертом, очень сложно отличить их друг от друга.
— Если человек хорошо танцует лезгинку, значит он разбирается в народных традициях. В этом танце многое важно. И русские, и другие тоже танцуют на улицах и площадях свои танцы. В России не будут запрещать лезгинку, если ее будут танцевать по правилам, без животных криков, без выстрелов. Такие танцы не возбраняются. Если ты некрасиво танцуешь, то этот танец не нужен не только там, но и здесь. Такое поведение идет вразрез с нашими обычаями и традициями. В старину танец носил индивидуальный характер. Хореография была разная, зависела от характера человека. А сейчас даже сценический танец изменился. Движения уже разные. Сказывается давление, которое оказали какие-то современные танцы. Раньше танец был языком общения между культурами народов. Были всякие фестивали танцев, в которых завязывались прочные дружеские отношения. И разницы нет, где танцуют: на площади, улице, на сцене.
Многие кавказцы уверены, что общество воспротивилось не самому танцу, а тем, кто его исполняет. Для того чтобы хоть как-то изменить представление своих соотечественников о культуре народного кавказского танца, власти Ингушетии и Чечни планируют организовать туристические этномаршруты, чтобы люди могли проникнуться мирным духом настоящей кавказской культуры.
Темперамент в лезгинке действительно есть, но это не самый агрессивный танец. Я видела как-то калмыцкий танец. Там танцор подпрыгивает метра на полтора и при этом что-то громко кричит. Это такие воинственные движения! Танец, на мой взгляд, должен быть экспрессивным, даже если он медленный. И то, что запрещают лезгинку в российских городах, я думаю, это из-за незнания народных традиций. Уверена, что это навязанное обществу мнение о том, что чеченцы могут что-то выкинуть. Это лицемерие, потому что, если бы это был другой танец, так никто не реагировал бы. Например, на набережных танцуют капоэру. Это тоже достаточно экспрессивный бразильский танец. Почему-то это никого не возмущает. Если говорить о Европе, то в Париже я наблюдала, как площадь за пять минут наполнилась людьми, которые стали танцевать капоэру. Их было человек 50, потом стало человек 100. При этом поражало, что ни местные жители, ни полиция не вмешивались. Люди танцуют — что в этом вообще такого?..
Парень подходит к девушке, правую руку кладет на сердце — этот жест означает приглашение на танец. Девушка, выходя из круга в центр, плавно поднимает руки и следует за партнером по кругу. Она держится скромно, а движения ног настолько изящны и незаметны, что создается впечатление, что она плывет по воздуху. Не выражая эмоций, она грациозно исполняет свою часть общего сюжета танца. Торжественный национальный наряд, украшенный великолепным орнаментом, легкая шаль, делают ее похожей на Царицу. Парень танцует с высоко поднятой головой и распростертыми руками, словно крылья орла, что подчеркивает его мужество и благородство.
Что плохого в том, что лезгинку танцуют на улицах, площадях, вечеринках? Это народное искусство. Представила, что мы отдадим исполнение этого танца мастерам и стало неуютно. А как же наша душа, которая просит самовыражения?
Видео
Передача Аллы Сигаевой о лезгинке
В прошлом году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на встрече со студентами призвал не танцевать на улице лезгинку без повода.
«Если вы ночью или днем нарушаете общественный порядок, просто, без всякого повода, а оттого, что вам этого просто захотелось, то вы подрываете авторитет лезгинки, которую весь советский народ любил. Каждому должно быть свое время и свое место», — сказал глава Ингушетии.
Он также отметил, что демонстрировать свои личные амбиции или религиозность танцами неверно и надо разделять такие понятия, как самовыражение и нарушение общественного порядка.
В свою очередь, полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин после нескольких публичных инцидентов в Ставрополе лично снял возможный запрет на исполнение на улицах Ставропольского края лезгинки.
Если кто-то сейчас попытается запретить танцевать, передайте им, что полпред лично разрешил. Но не разрешил при этом нарушать общественный порядок.
По мнению полпреда, случаи коллективных танцев, вызвавшие общественный резонанс, были специально подготовлены с целью спровоцировать волну взаимного недовольства представителей различных этносов.
Наши могут и часа в два ночи устроить танцы со стрельбой…Надо уважать чужие традиции и культуру. Если бы к нам приехал казачий хор и на кругу хороводы плясали, я бы на вашу реакцию посмотрел. Ну и вообще, запрещено нарушать общественный порядок после 23:00, запрещено совершать действия, потенциально опасные для общества (хотя, это как танцевать), ну и вообще, некультурно забивать тротуар, дорогу или площадь. Хотя попахивает дискриминацией, но я посмотрел на наших ребят, которые ночью на станции танцевали, будили всех и вся. Легче тупо запретить танцы в общ.местах.
Видео
От нереализованного желания танцевать лезгинку на улице никто пока не умер, а вот факт ее исполнения в свое время чуть не привел к трагическим последствиям. Тут стоит вспомнить расстрел танцоров из травматики в Юго-Западном районе Ставрополя. И именно запрет на лезгинку тогда смог ослабить напряжение.
Пусть Хлопонин у себя в доме разрешает танцевать кому угодно, когда угодно и что угодно, а простых людей не трогает.
Как в СССР это было просто и понятно! Все люди братья. Мы ничего не имели против. Какая разница, какая у тебя национальность. Мы не ходили в школу с крестиками. Девочки не одевали хиджабы. Мы были детьми одной страны. Но Отцы нас развели. Теперь у нас по городам носятся автомобили с зелеными флагами. На улицах танцуют лезгинку…
Любой танец, любого народа — это часть его культурной жизни. Танец, исполняемый на торжественных мароприятия, концертах, свадьбах — это и есть демонстрация своего культурного наследия, национальной принедлежности, гордости за свой народ, его историю и традиции. Но когда, например, в Пятигорске молодые люди с криками и воплями исполняли лезгинку на площади перед зданием мэрии и, при этом, нецензурно выражались в адрес прохожих, то какую реакцию это могло вызвать?
Я думаю, никто не станет возмущаться если лезгинку, как и любой другой танец какой-то народности, будут танцевать на сцене в рамках какого_то мероприятия.Но когда посреди улицы или площади в Москве начинаются такие танцы- это воспринимается как акт агрессии по отношению к коренному населению. И это вполне понятно.Никто не хочет на территории своего государства навязывания чужих традиций. В гостях веди себя как гость. А все что сверх того-это агрессия и неуважение ю
17 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе