Пора домой. В Дагестане возрождаются старинные села

12
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

На Кавказе появляется все больше желающих сменить суетливый образ жизни горожанина на размеренный, но тяжелый быт сельского жителя. В свое время непростые бытовые условия и напряженная военная обстановка вынуждали горцев покидать обжитые предками родные места, уезжать на заработки в города. Но сегодня стали нередкими обратные случаи. Горцы возвращаются домой.

Люди покидали построенные их прадедами дома не от хорошей жизни. Отсутствие работы и дорог, низкий уровень инфраструктуры — это не весь перечень проблем, стоявших перед селянами.

В середине 90-х развал страны начал приносить первые плоды: безработица и дефицит всего возможного. В селе это ощущалось особенно остро. Сельсоветы, правления, колхозы полностью стали. Следовательно, в селе делать было нечего. Пришлось переехать.

Рагим Абдуллаев, бухгалтер, SmartNews

Во многих селах Дагестана на сегодняшний день остались одни старики. Молодежь приезжает только в гости летом. Вся трудоспособная часть населения на заработках.

Многие выходцы из села, приехавшие на учебу в вузы, считают, что в городе у них есть перспективы. Наивные… Сельская ли, городская ли молодежь — я не вижу принципиальной разницы. У всех одни и те же проблемы, но самые главные — лень и безынициативность. Я считаю, что в селе не меньше возможностей для самореализации, чем в любом городе, просто не нужно плыть по течению.

Проблема массового переезда жителей из сел актуальна для всех районов Дагестана. Причем чем селение выше в горах, тем меньше там живет молодых. В некоторых районах Дагестана уже начали программу возрождения старинных сел. С ее помощью руководство республики надеется вернуть жителей в родные места. В первую очередь решаются вопросы социально-экономического характера.

— Миграционные процессы за последние годы в Дагестане шли только в одном направлении: село — город. Но что касается нашего района, с 2006 года естественный отток населения из сел Кулинского района практически остановился, и сегодня перед нами стоит задача сохранить этот процесс, закрепить молодежь на селе. Причем мы обеспечиваем район трудовыми ресурсами. У нас есть также планы на ближайшее будущее: расширить производство, укрепить сельское хозяйство. Поэтому, как нам кажется, ни одна пара рук не будет лишней. Для того чтобы молодежь пустила крепкие корни на земле своих предков, ей прежде всего необходима уверенность в завтрашнем дне. А эту уверенность дает наличие жилья и стабильной, хорошо оплачиваемой работы. Жилье строится, также планируем начать строительство убойного цеха по переработке мяса в селе Вачи и крупного молокозавода, проектно-сметная документация на строительство которого уже имеется. Также выходит на проектную мощность лимонадный цех, запущенный в районе в 2007 году. Достаточное количество рабочих мест готов предоставить и набирающий силу малый бизнес Кулинского района.

Также на горные села обратили внимание инвесторы и предприниматели. Тот факт, что селения опустели, хозяйственные объекты остались невостребованными, позволяет на месте старых колхозных дворов развернуть целые фермерские хозяйства и другие производства.

С развалом СССР ушли в убытки колхозы. И вместе с ними стали не нужны почти все постройки. Технику и все, что можно использовать, конечно, растащили, и остались стоять одни остовы зданий. Видя, как тяжело сейчас на селе, но не желая покидать родные края, мы с покойным отцом решили открыть птицеферму. Колхозная птицеферма на 60 тыс. голов птицы как раз была не востребована и почти рушилась. Отец обратился с заявлением о покупке фермы в правление колхоза, нам ее согласились продать, мы все вместе с родственниками потихоньку восстановили старую ферму. Конечно, были трудности, но сейчас мы становимся на ноги. В будущем планируем расширяться и заняться параллельно другими сферами сельского хозяйства. Жители нашего и близлежащих селений имеют возможность работать и перспективы роста в этих сферах.

Султан Чакаев, предприниматель Новолакского района Дагестана, SmartNews

В 1940-х полностью опустело селение Дучи Лакского района. И до конца 1990-х в старом ауле никто не жил. Дома разобрали на стройматериалы жители соседних сел, сады превратились в заросли чертополоха, кустарника и крапивы. Дороги в эти места не было и подавно. С тех пор туда вернулись только два пастуха с семьями да пасечники привозили на лето свои ульи. Так и канул бы в Лету древний аул, если бы на родину из города не вернулся Зиявудин Айдамиров. В детстве лудильщик, после хирург, поэт и писатель, Зиявудин Айдамиров взялся восстанавливать отцовский дом и село.

Айдамиров успел провести в селение свет, отстроить дом и частично починить сельский родник. За ним потянулись и другие семьи. После смерти Зиявудина дело взяли на себя другие односельчане. И вдова Айдамирова Патимат тоже осталась тут с дочерью. Она не хочет покидать родовое селение мужа, которому они вместе дали новую жизнь.

Конечно, было тяжело, особенно в первый год. Ведь у нас тут не было ни света, ни тепла, ни даже нормальной крыши над головой. Все везде текло и продувало. Ютились все вместе в одной комнате. Но мечта мужа во что бы то ни стало восстановить отчий аул придавала сил. Со временем муж смог добиться того, чтобы провели свет. Мы с родственниками, которые приезжали на лето, восстановили дом. Одиночество мучило мужа. Он все не мог понять, почему никто не хочет переехать. А потом один за другим поднялись восемь домов. Кто-то приезжает в отпуск, а большинство проживает в Дучи постоянно.

Патимат Айдамирова, SmartNews

«Дагестанская Швейцария» — так называют Дучи. Все больше и больше людей начинают задумываться о том, чтобы вернуться на историческую родину. Почти все желающие поднять дом в родном ауле обращаются за помощью к Абумуслиму Омарову. Он, так сказать, главный архитектор селения. Он же плотник, каменщик и ландшафтный дизайнер. И для себя он поставил план: один дом в год.

Когда в селение начал тянуться Зиявудин, я удивился. Ему было 70 лет, жил бы себе в городе, в тепле и уюте. А он стремился возродить родовое селение. Как родственник, я стал ему помогать отстраиваться. А потом и сам остался в горах. Когда Зиявудин упокоился, мы все начали думать, что селение опустеет. Забудут, казалось, все снова старый Дучи. Но оказалось, нет. Люди начали интересоваться, спрашивать. Хотели переехать. И просили меня построить и им дома. Сами-то они работали в городе. Вот и стало селение оживать, а мечта Зиявудина сбываться.

Абумуслим Омаров, строитель, SmartNews

Видео

До сталинских репрессий почти 70 лет назад в Дучи жило 100 семей. Вернуть всех, конечно, не удастся, сетуют сельчане. Но надежда, что постепенно все вернется на круги своя, есть. И такой надеждой живут сельчане многих других практически забытых аулов Дагестана.

Люди уезжают из Юждага не из-за хорошей жизни, и самое прискорбное при этом то, что в основном это наше будущее — молодежь. Главный фактор и причина переезда, это отсутствие достойной работы и не совсем комфортные условия жизни. Что надо сделать, чтобы ситуация изменилась? Вот тут важно было бы послушать мнения остальных форум-чан и выработать какие-нибудь дельные рекомендации.

Свято место пусто не бывает — наверное все слышали эту поговорку. Даг не на долго превратится в кладбище покинутых сел. Ведь за каждым селом числится земельные угодья, пастбища, водные ресурсы и т.д. Так вот туда придут не прошенные гости из севера и будут обживаться не спеша.

Прислал
Никита Облонский

Проблема оттока сельских жителей в города актуальна не только для Дагестана — сейчас это всеобщая тенденция, села либо становятся придатками большого города, либо умирают. И то, что в Дагестане люди стали возвращаться из городов в села — это, скорее, из ряда вон. Ну что сказать, смелое решение.

Прислал
Виталий Хвостов

Трудно сказать, где сейчас для людей перспективы лучше, но, так или иначе, если у человека есть призвание к такой жизни, в городе он не задержится надолго, вернется.

Прислал
Борис Тихонов

Если будет у молодежи жилье и стабильная, хорошо оплачиваемая работа, то потянется она в село, к корням, потому что город городом, перспективы перспективами, а земля людей кормила и кормит.

Автор

Асель Манапова

Над статьей работали

Борис Тихонов, Виталий Хвостов, Ксения Гагай, Елена Горбачева, Никита Облонский

Добавить комментарий

27 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Никита Облонский 9 января 2013, 10:49, Изменено: 10 января 2013, 12:59

Проблема оттока сельских жителей в города актуальна не только для Дагестана - сейчас это всеобщая тенденция, села либо становятся придатками большого города, либо умирают. И то, что в Дагестане люди стали возвращаться из городов в села - это, скорее, из ряда вон. Ну что сказать, смелое решение.

Владимир Доценко 9 января 2013, 10:59

Да наступает время собирать камни.Сильно разбросали. Но нам говорили, что все станем князьями и баронами, но оказалось, что как были мы кучерами и крепостными крестьянами, так и остались. Родная землица всегда прокормит своих детей. Нахлебались капиталистического изобилия и равных возможностей! Пора дела предков продолжать. С севера или с юга все равно придут "друзья" и "доброжелатели" пока Вы друг друга мочите и не берет Вас лад и уважение (так уже не раз бывало исторически). Пора мирится!!!

Анатолий Губарев 9 января 2013, 12:11

Советская система как раз и была направлена на то, чтобы изгнать из деревни самых что ни на есть трудоспособных и активных (хотя в городах их тоже не жаловали). Единоличников. Но именно они, где бы они ни жили, и возрождают сельское хозяйство. Никакие совхозы-колхозы-кибуцы, к сожалению, в России этого не сделают.
И только когда они создадут своими руками и руками своих близких что-то жизнеспособное, в деревни и сёла потянутся люди. Не дачники из города, а работники - к работе и хлебу.

Владимир Доценко 10 января 2013, 13:53, Изменено: 10 января 2013, 13:55

А ты знаешь, кто показал самую лучшую производительность труда в мире? не твой единоличник и фермер, а колхозник из израильского кибуца. Во всем мире обеспечивают продуктами сельского хозяйства крупные хозяйства и лишь 2-5% единоличники и мелкие фермеры. Хватит, больше двадцати лет прошло как нет Советской власти, пора держать ответ за сегодняшную ситуацию и сколько выгнали, вернее перестало существовать сел и деревень и какая власть их куда послала

Анатолий Губарев 10 января 2013, 18:27, Изменено: 10 января 2013, 18:30

Г-н Доценко, Вам уже было сказано, что мы с Вами на брудершафт не пили. Так что будьте добры, ведите себя прилично и либо не пишите мне вовсе, либо...
Ваш ответ прямо свидетельствует о том, что Вы не в теме. Ни по поводу кибуцев, ни по поводу сельского хозяйства, ни по поводу истории вообще. А уж о российской ситуации и говорить не приходится. Почему-то ни коммунисты, ни демократы, разваливавшие и сельское хозяйство, и страну, валят всё друг на друга, призывая "держать ответ за сегодняшную ситуацию". В третий раз, что ли, собираетесь разрушать всё "до основанья"? Что ж от России-то останется? Опять начнёте винить кого ни попадя кроме себя?

Владимир Доценко 11 января 2013, 09:56, Изменено: 11 января 2013, 10:00

Вы правы, не пил и не собираюсь. Да, господ по Вашему мнению в 17 коммунисты постреляли, а демократы оставшихся. Историю Вы на свой аршин меряете? Вам надо определится за белых или за красных. На двух стульях не усидеть. Ломать не строить и РУССКИЙ характер раскрывается только в коллективе. ( на миру и смерть красна...) Виню только себя, отсюда вся грубость и горечь от невозможности, что то исправить

Отмечено
редакцией

Борис Тихонов 9 января 2013, 12:47, Изменено: 10 января 2013, 13:00

Если будет у молодежи жилье и стабильная, хорошо оплачиваемая работа, то потянется она в село, к корням, потому что город городом, перспективы перспективами, а земля людей кормила и кормит.

Сергей Милованов 9 января 2013, 13:31

Многие сейчас считают, что, приезжая в город, они получают какие-то бонусы, перспективы, а на самом деле они просто становятся в длинную очередь безработных молодых специалистов, живущих на съемных квартирах и подрабатывающих охранниками. Рано или поздно люди поймут, где на самом деле перспективы - и поедут туда, где им лучше.

Отмечено
редакцией

Виталий Хвостов 9 января 2013, 18:11, Изменено: 10 января 2013, 13:00

Трудно сказать, где сейчас для людей перспективы лучше, но, так или иначе, если у человека есть призвание к такой жизни, в городе он не задержится надолго, вернется.

Андрей Сазонов 9 января 2013, 20:27

Вернется-то он вернется, если будет куда и зачем. Сейчас молодежь разбалована благами цивилизации, мало кому захочется отрываться от интернета, душа и теплой квартиры ради домика в горном селе.

Владимир Доценко 11 января 2013, 10:59, Изменено: 11 января 2013, 11:00

В Австрии в горах есть и интернет и душ...Захотят ВСЁ сделают и проведут. Чем наши горцы хуже?

Халид и Асель 11 января 2013, 15:38, Изменено: 11 января 2013, 15:40

Я с Вами согласен. Если мыслить широко: горы это огромные просторы для бизнеса. Главное подвести инфраструктуру, что бы тот самый бизнес было легко развивать. Есть в горах селения, где рубят очень хорошие камни для строительства. Но из-за того что дорог нет- доставка становится дорогой... Следовательно- невостребованное сырье. Или, лично я знаю, нескольких крупных заводчиков КРС или МРС. Мясо отменное, молоко и молочные продукты- отличные (сами понимаете что такое натурпродукт) Вот только наслаждаться всем этим добром могут только соседи

Владимир Доценко 14 января 2013, 08:17, Изменено: 14 января 2013, 08:20

Да можно развивать бизнес и строить дороги, но только тогда, когда нет абреков. Сосед уважает соседа и нет религиозного фанатизма (все мы под одним солнцем живем мусульманин, католик, иудей и...)

Халид и Асель 17 января 2013, 10:37, Изменено: 17 января 2013, 10:40

Возможно Ваши слова очень объективны, только в данном случае религиозный признак не помеха вроде. Что касается абреков: ну разве кто то когда то пытался украсть кусок асфальта?))) Или кто то когда то воровал курей по религиозному признаку?)

Владимир Доценко 18 января 2013, 10:44, Изменено: 18 января 2013, 10:45

А разве нет? У единоверца воровать грешно, а иноверца убить даже почетно. Джихад кто объявляет? Воруют ВСЕ и чаще воровство оправдывают именно религиозным убеждениями. (не так крестится, ест , что попало. Одевается не так...А рожа кирпича просит. нахапали у нас..)

Халид и Асель 19 января 2013, 19:03, Изменено: 19 января 2013, 19:05

Ересь Владимир... Е Р Е С Ь!!!
Во первых, насчет религиозного экстремизма, на первом месте Христиане. (Сами просмотрите, у мусульман все проявляется в войнах, а у христиан...)
Что касается краж по религиозному признаку- в Дагестане убивают многих и разных. Зачастую делают ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО! Но по национальному и религиозному признаку не убивают. Забудьте про 90, когда людей запугивали и под шумок отбирали их дома... Тут уже в слабости тех кто убежал дело. У меня несколько знакомых семей которые бандитам дали отпор- и живут до сих пор.
Насчет убить иноверца- давайте уже перенесем разговор на будущее... Там все тонко, а такие горе-знатоки как Вы и создают смуту.

Доценко Владимир 20 января 2013, 15:51, Изменено: 20 января 2013, 15:55

Вот. я говорил ранее про это нетерпение. подсчет грехов у мусульман и христиан. Вот мы по вашему мы уже хуже Вас. Договорились. Куда нас с Вами завел регилиозный фанатизм и когда мы забыли. что мы люди сделаны из одного теста? Веть бог один. но говорит с нами на разных языках. Где тонко там и рвется. Вот Вы уже требуете к себе исключительного внимания. Возводите меня во враги и смутьяны. Жить когда будем мирно по соседски?

Доценко Владимир 20 января 2013, 16:06, Изменено: 20 января 2013, 16:10

Кто мы такие, что бы убивать правильно и справедливо? Разве бог и пророк призывает нас к убийствам? Почему мы лезем в их вотчину с грязными руками?

Халид и Асель 21 января 2013, 02:50, Изменено: 21 января 2013, 02:55

Я бы с удовольствием пообщался с Вами приватно. Думаю беседа будет интересна и Вам и мне. Так будет легче. Потому что нас уже в комментах понесло в другие степи...

Владимир Доценко 21 января 2013, 08:07, Изменено: 21 января 2013, 08:10

согласен

Владимир Доценко 21 января 2013, 08:23, Изменено: 21 января 2013, 08:25

Самое страшное в любой религии и в жизни, навешивание ярлыков кричать ЕРЕСЬ. Кто мы такие, чтобы затыкать друг другу рот? Думать, что запретами и ставя себя выше других и оправдывая любые убийства мы становимся ближе к богу

Владимир Доценко 10 января 2013, 13:32

Вечная проблема человека жить и жить хорошо. Вот бы еще жить хорошо в России

Халид и Асель 10 января 2013, 23:55

Горы или город, решится уже в будущем, когда первая волна "покорителей целины" покажет результаты (хорошие или плохие)

Владимир Доценко 18 января 2013, 16:00, Изменено: 18 января 2013, 16:05

все мы когда то будем там. Рано или позно

Анатолий Губарев 19 января 2013, 21:40

Ах, как прекрасно написала Халид и Асель:
"в Дагестане убивают многих и разных. Зачастую делают ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО!"

А потом нам говорят, что это христиане экстремисты...
Это, оказывается, мы заложников в Алжире захватили. И Норд-Ост - тоже мы. И Беслан...

Ну да, действительно, давайте отложим на потом. "Там всё так тонко..."
Хотя даже наши оппозиционегры заявили открыто: если нам не нравится закон, мы его соблюдать не будем. Как в 17-м. И как в Ливии и Египте

Халид и Асель 21 января 2013, 02:52

Ну... Про Норд-Ост только напомню что не террористы непонятный газ пустили. Насчет закона который не нравится- а что бы его соблюдть если простая статья на сайте тут негодования вызывает?

Халид и Асель 21 января 2013, 02:54

Перечитал все... Как мне не нравится эта позиция "ущемленных"
Ну зачем сразу беспомощность перед злыми абреками приплели? Плюс потом и религию примешали. Может хватит?

Добавить комментарий

Новое на сайте