На Кавказе появляется все больше желающих сменить суетливый образ жизни горожанина на размеренный, но тяжелый быт сельского жителя. В свое время непростые бытовые условия и напряженная военная обстановка вынуждали горцев покидать обжитые предками родные места, уезжать на заработки в города. Но сегодня стали нередкими обратные случаи. Горцы возвращаются домой.
Люди покидали построенные их прадедами дома не от хорошей жизни. Отсутствие работы и дорог, низкий уровень инфраструктуры — это не весь перечень проблем, стоявших перед селянами.
В середине 90-х развал страны начал приносить первые плоды: безработица и дефицит всего возможного. В селе это ощущалось особенно остро. Сельсоветы, правления, колхозы полностью стали. Следовательно, в селе делать было нечего. Пришлось переехать.
Во многих селах Дагестана на сегодняшний день остались одни старики. Молодежь приезжает только в гости летом. Вся трудоспособная часть населения на заработках.
Многие выходцы из села, приехавшие на учебу в вузы, считают, что в городе у них есть перспективы. Наивные… Сельская ли, городская ли молодежь — я не вижу принципиальной разницы. У всех одни и те же проблемы, но самые главные — лень и безынициативность. Я считаю, что в селе не меньше возможностей для самореализации, чем в любом городе, просто не нужно плыть по течению.
Проблема массового переезда жителей из сел актуальна для всех районов Дагестана. Причем чем селение выше в горах, тем меньше там живет молодых. В некоторых районах Дагестана уже начали программу возрождения старинных сел. С ее помощью руководство республики надеется вернуть жителей в родные места. В первую очередь решаются вопросы социально-экономического характера.
— Миграционные процессы за последние годы в Дагестане шли только в одном направлении: село — город. Но что касается нашего района, с 2006 года естественный отток населения из сел Кулинского района практически остановился, и сегодня перед нами стоит задача сохранить этот процесс, закрепить молодежь на селе. Причем мы обеспечиваем район трудовыми ресурсами. У нас есть также планы на ближайшее будущее: расширить производство, укрепить сельское хозяйство. Поэтому, как нам кажется, ни одна пара рук не будет лишней. Для того чтобы молодежь пустила крепкие корни на земле своих предков, ей прежде всего необходима уверенность в завтрашнем дне. А эту уверенность дает наличие жилья и стабильной, хорошо оплачиваемой работы. Жилье строится, также планируем начать строительство убойного цеха по переработке мяса в селе Вачи и крупного молокозавода, проектно-сметная документация на строительство которого уже имеется. Также выходит на проектную мощность лимонадный цех, запущенный в районе в 2007 году. Достаточное количество рабочих мест готов предоставить и набирающий силу малый бизнес Кулинского района.
Также на горные села обратили внимание инвесторы и предприниматели. Тот факт, что селения опустели, хозяйственные объекты остались невостребованными, позволяет на месте старых колхозных дворов развернуть целые фермерские хозяйства и другие производства.
С развалом СССР ушли в убытки колхозы. И вместе с ними стали не нужны почти все постройки. Технику и все, что можно использовать, конечно, растащили, и остались стоять одни остовы зданий. Видя, как тяжело сейчас на селе, но не желая покидать родные края, мы с покойным отцом решили открыть птицеферму. Колхозная птицеферма на 60 тыс. голов птицы как раз была не востребована и почти рушилась. Отец обратился с заявлением о покупке фермы в правление колхоза, нам ее согласились продать, мы все вместе с родственниками потихоньку восстановили старую ферму. Конечно, были трудности, но сейчас мы становимся на ноги. В будущем планируем расширяться и заняться параллельно другими сферами сельского хозяйства. Жители нашего и близлежащих селений имеют возможность работать и перспективы роста в этих сферах.
В 1940-х полностью опустело селение Дучи Лакского района. И до конца 1990-х в старом ауле никто не жил. Дома разобрали на стройматериалы жители соседних сел, сады превратились в заросли чертополоха, кустарника и крапивы. Дороги в эти места не было и подавно. С тех пор туда вернулись только два пастуха с семьями да пасечники привозили на лето свои ульи. Так и канул бы в Лету древний аул, если бы на родину из города не вернулся Зиявудин Айдамиров. В детстве лудильщик, после хирург, поэт и писатель, Зиявудин Айдамиров взялся восстанавливать отцовский дом и село.
Айдамиров успел провести в селение свет, отстроить дом и частично починить сельский родник. За ним потянулись и другие семьи. После смерти Зиявудина дело взяли на себя другие односельчане. И вдова Айдамирова Патимат тоже осталась тут с дочерью. Она не хочет покидать родовое селение мужа, которому они вместе дали новую жизнь.
Конечно, было тяжело, особенно в первый год. Ведь у нас тут не было ни света, ни тепла, ни даже нормальной крыши над головой. Все везде текло и продувало. Ютились все вместе в одной комнате. Но мечта мужа во что бы то ни стало восстановить отчий аул придавала сил. Со временем муж смог добиться того, чтобы провели свет. Мы с родственниками, которые приезжали на лето, восстановили дом. Одиночество мучило мужа. Он все не мог понять, почему никто не хочет переехать. А потом один за другим поднялись восемь домов. Кто-то приезжает в отпуск, а большинство проживает в Дучи постоянно.
«Дагестанская Швейцария» — так называют Дучи. Все больше и больше людей начинают задумываться о том, чтобы вернуться на историческую родину. Почти все желающие поднять дом в родном ауле обращаются за помощью к Абумуслиму Омарову. Он, так сказать, главный архитектор селения. Он же плотник, каменщик и ландшафтный дизайнер. И для себя он поставил план: один дом в год.
Когда в селение начал тянуться Зиявудин, я удивился. Ему было 70 лет, жил бы себе в городе, в тепле и уюте. А он стремился возродить родовое селение. Как родственник, я стал ему помогать отстраиваться. А потом и сам остался в горах. Когда Зиявудин упокоился, мы все начали думать, что селение опустеет. Забудут, казалось, все снова старый Дучи. Но оказалось, нет. Люди начали интересоваться, спрашивать. Хотели переехать. И просили меня построить и им дома. Сами-то они работали в городе. Вот и стало селение оживать, а мечта Зиявудина сбываться.
Видео
До сталинских репрессий почти 70 лет назад в Дучи жило 100 семей. Вернуть всех, конечно, не удастся, сетуют сельчане. Но надежда, что постепенно все вернется на круги своя, есть. И такой надеждой живут сельчане многих других практически забытых аулов Дагестана.
Люди уезжают из Юждага не из-за хорошей жизни, и самое прискорбное при этом то, что в основном это наше будущее — молодежь. Главный фактор и причина переезда, это отсутствие достойной работы и не совсем комфортные условия жизни. Что надо сделать, чтобы ситуация изменилась? Вот тут важно было бы послушать мнения остальных форум-чан и выработать какие-нибудь дельные рекомендации.
Свято место пусто не бывает — наверное все слышали эту поговорку. Даг не на долго превратится в кладбище покинутых сел. Ведь за каждым селом числится земельные угодья, пастбища, водные ресурсы и т.д. Так вот туда придут не прошенные гости из севера и будут обживаться не спеша.
Проблема оттока сельских жителей в города актуальна не только для Дагестана — сейчас это всеобщая тенденция, села либо становятся придатками большого города, либо умирают. И то, что в Дагестане люди стали возвращаться из городов в села — это, скорее, из ряда вон. Ну что сказать, смелое решение.
Трудно сказать, где сейчас для людей перспективы лучше, но, так или иначе, если у человека есть призвание к такой жизни, в городе он не задержится надолго, вернется.
Если будет у молодежи жилье и стабильная, хорошо оплачиваемая работа, то потянется она в село, к корням, потому что город городом, перспективы перспективами, а земля людей кормила и кормит.
27 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе