В Северной Осетии набирает обороты работа «Общественного патруля» — организации, сплотившей желающих приучить водителей ездить по правилам, а не по понятиям. Активисты выкладывают в своем блоге фото и видео нарушителей, тем самым значительно помогая работникам дорожных служб.
Четыре года назад патруль был организован активными сторонниками соблюдения правил дорожного движения после очередного шокирующего случая, когда 14-летний подросток, будучи за рулем не своего автомобиля, превысил скорость, выехал на полосу встречного движения и сбил ребенка и двух женщин. Четырехлетний мальчик погиб на месте, а его мама долгое время находилась в реанимации.
Хамская, вне всяких правил манера езды стала в Северной Осетии уже притчей во языцех. Несоблюдение скоростного режима, припаркованные на остановках общественного транспорта, возле школ и детских садов такси, посадка-высадка пассажиров посреди дороги — все это встречается на каждом шагу, и справиться с ситуацией силами только служителей порядка невозможно.
Справка SmartNews
По данным пресс-службы МВД по Северной Осетии, с начала года на территории республики зарегистрировано 720 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых 153 человека погибли, 1022 получили различные травмы. 49 ДТП произошло по вине водителей, находившихся в нетрезвом состоянии. В этих дорожно-транспортных происшествиях погибли 8 человек и более 80 получили ранения различной степени тяжести. Задержано более 5 тыс. водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. Только за период с 1 октября по 14 декабря инспекторы ГИБДД задержали 1116 водителей, в крови которых был обнаружен алкоголь.
За три года на дорогах республики погибло столько же людей, сколько в бесланском теракте, и ежегодно умирает столько, сколько похоронил ледник Колка. Выходит, мы сами для себя террористы. Поэтому мы решили привлечь к проблеме общественность, чтобы через различные акции и другими возможными способами довести до людей, что, пока мы сами не возьмем ситуацию под контроль, она не изменится.
Глава МВД республики предложил «Общественному патрулю» сотрудничество. С тех пор активисты регулярно выезжают с сотрудниками ГИБДД на рейды, в том числе на «шашлычные». В Осетии принято выходные дни проводить за городом, на природе. А вот позаботиться о том, чтобы водитель остался трезвым, многие считают зазорным. Поэтому на трассах, ведущих к популярным местам отдыха, отлавливают нетрезвых водителей. Изначально одной из главных целей движения было призвать ГИБДД заняться своими непосредственными обязанностями и исправить ситуацию на дорогах. Позже пришли к выводу, что силами одних гаишников ничего изменить не получится, надо подключаться и общественности.
Иногда мы не верим, что люди ездят с отключенными мозгами. Во время совместного патрулирования на трассах мы сами видели, как люди в битком набитых «газелях» гоняют как ненормальные, как пьяные родители едут с детьми, как устраивают драки с сотрудниками ГИБДД. Некоторые думают, что вместе с правами получают санкцию на убийство. Такой подход надо ломать.
Статистика «Общественного патруля» показывает, что наиболее агрессивно на дорогах себя ведут представители поколения 90-х, которым сейчас 20–27 лет.
А есть ли время и желание у нашего ГИБДД отслеживать такие материалы и принимать по ним решения?
Справка SmartNews
Согласно пункту 2 статьи 144 УПК РФ, «средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию».
Активисты ссылаются на статью 144 УПК РФ, в соответствии с которой информация о нарушениях, попавшая к СМИ или общественникам, подлежит проверке. Другого мнения придерживаются в МВД.
По нарушениям, зафиксированным гражданскими лицами, штрафы не выписываются, поскольку регистраторы, на которые осуществляется запись, должны быть сертифицированными и пройти проверку.
Видео
Мы никогда не научимся ездить по правилам, но штрафы нас заставят ездить без нарушений.
Ситуация улучшилась после того, как три месяца назад были установлены видеорегистраторы.
Видеорегистраторы работают с 1 октября, и если в первое время в сутки фиксировалось 4–5 тыс. нарушений по превышению скорости, то сейчас их количество снизилось почти вдвое. В 2013 году установить стационарные камеры планируем на оживленных участках Владикавказа.
Теперь видеорегистраторами оборудовано около 30 машин ДПС, на которые также фиксируются нарушения. Злостные нарушители скоростного режима — это не только любители экстрима, но и желающие заработать на скорости — водители маршрутных такси, которые не верят поговорке «Тише едешь, дальше будешь». Работающие на межмуниципальных маршрутах водители разгоняются до 120–130 км/ч. А чтобы избежать штрафа, легким движением руки меняют одну цифру на государственном номере, заклеивая ее бумагой. В этом случае попасть в объектив видеорегистратора они не боятся. Кроме того, никаким правилам не подчиняются счастливые обладатели ведомственных номерных знаков Южной Осетии: они не боятся ни грозных сотрудников ГИБДД, ни штрафных санкций. Хотя в целом, как отмечают в «Общественном патруле», нарушений скоростного режима стало меньше. Но есть претензии к работе инспекторов в селах: там нарушения практически не фиксируют, пьяных водителей не выявляют.